Душкинская школа – свидетель далекого прошлого
В селе Душкино возле центральной дороги по направлению на Владивосток стоит необычное для современности красное кирпичное здание. Оно сразу привлекает к себе внимание, в особенности любопытного туриста или проезжающего знатока-краеведа. Действительно, здание уникальное – оно специально строилось для школы Министерства народного просвещения. Имеет более чем 100-летнюю историю. Находкинские краеведы даже пытались добиться для него статуса памятника истории и архитектуры. Но, к сожалению, чиновники 90-х годов прошлого века не разделили чаяния краеведов. И даже разрешили это здание подвергнуть перепланировке. После этого, какой уж там памятник…Кстати, зданий такого типа в Приморье осталось очень не много. Одно похожее здание стоит в с. Романовка. Теперь там администрация сельского поселения. А другое стоит около федеральной трассы Владивосток – Уссурийск, недалеко от Кипарисово. В нем расположилось Ритуальное агентство. Все три здания были построены специально под школы. И надо отдать должное, что душкинское здание и в настоящий момент не потеряло своего назначения. И хотя оно функционирует не как школа, но детские голоса звучат теперь в нем как в Центре внешкольной работы.
Какова же история душкинского школьного здания? Как мы знаем из многочисленных архивных документов, село Душкино было основано в 1890 году переселенцами из Черниговской губернии. Освоившись на новом месте, понастроив избы, распахав пашни, разведя скот, душкинские крестьяне озаботились мыслями о строительстве местной церкви. Как же без нее? Куда нести свои горести и печали, где искать душевного покоя в таком трудном деле, как освоение необжитого Южно-Уссурийского края? Это одна сторона жизни, а другая – детей народившихся надо крестить, новые браки регистрировать, да и усопших отпеть, да запись об этом оставить в Метрической церковной книге. И не все же дни проводил крестьянин в работе, наступали и праздничные дни. И тогда всех жителей объединяло одно место – православная церковь во имя иконы Казанской Божией Матери. Начало ее строительству было положено еще в 1896 году, а освящение произошло 17 мая 1899 года.
По статистике на 1898 год в селе проживал 221 человек. В семьях было немало детей. А их надо было обучать грамоте. Еще в 1884 году православное духовенство было призвано к участию в народном образовании введением церковно-приходских школ. 4 мая 1884 года были утверждены «Правила о школах грамоты». Суть этих школ заключалась в «обучении в сжатых размерах, но основательно грамоте, письму, счислению и закону Божию». Не осталось в стороне и село Душкино, в котором в 1897 году была открыта такая школа. Согласно архивным документам, она размещалась в церковной сторожке-часовне. Получается, что большая сельская церковь еще только строилась, а церковную школу грамоты уже открыли.
По отчетным сведениям о церковной школе грамоты за 1900/1901 учебные годы следует, что в школе обучалось 17 детей, из них 10 мальчиков и 7 девочек. Законоучителем в эти годы служил Священник Никанор Сахаров. Он окончил курсы Новосильского Духовного училища Тульской губернии и отдал учительству более 10 лет. Вторым учителем состоял псаломщик Павел Тимофеевич Стецюренко. Он имел домашнее образование и служил в душкинской школе с 27 октября 1899 года. Школа содержалась на средства Владивостокского Епархиального Училищного Совета, а за освещение, отопление и за сторожа оплачивало сельское общество. Крестьяне за обучение ничего не платили.
Какие же предметы преподавались в такой школе и по каким учебникам? Учебники в школе были следующие: по Закону Божию – краткая Священная история; по славянскому чтению - Евангелие, Псалтырь, Часослов учебный; по арифметике - сборник задач Гольденберга 1-й и 2-й выпуск и Теншиева; по русскому языку 1-й и 2-й год «Родное слово» Ушинскаго и Радонежскаго. По правописанию учебников в школе не было. Учебники в 1900 году были высланы из Епархиального Училищного Совета, письменные принадлежности приобретены частью учащимися, частью самими учителями. Но в учебниках ощущался все-таки недостаток. Как следует из отчета заведующего школой: «Храм Божий посещают аккуратно. Утренние и вечерние молитвы читаются согласно постановлений Святого Синода для школ грамоты. Хор певчих есть, поют 5 мальчиков и 5 девочек. Школу посетил два раза в 1900 году О. Благочинный». В 1902 году в этой школе учительствовали Николай Медяков и Василий Мязин. В декабре 1902 года Священник душкинской церкви обращается в Епархиальный Училищный Совет с просьбой рассмотреть вопрос о строительстве нового здания для школы, т. к. прежнее очень ветхое. Совет в свою очередь просит сельское общество составить Приговор о пособии на строительство нового здания, которое соберет само общество. Такой Приговор появился 20 апреля 1903 года. На постройку нового здания из средств фонда имени Императора Александра III было отпущено 1200 рублей. В 1903 году Закону Божию обучал Священник Федор Васин, второй учитель псаломщик Никита Топольняк. Мальчиков обучается 15 человек, девочек всего четверо.
В Путевом журнале Владивостокского уездного наблюдателя церковных школ на дату 19 мая 1905 года были следующие подробные записи:
«Душкинская школа помещается в церковной сторожке, служившей до 1898 г. часовней. Участка земли при школе нет.
Заведующий - священник Феодор Феодорович Васин окончил образование в Перецкой учительской семинарии. Состоит заведующим и законоучителем в церковно-приходских школах с 1 августа 1902 г.
Учитель – Никита Гаврилович Топольняк, сын крестьянина с. Игнатьевки Успенской волости Южно-Уссурийского уезда. Получил образование в Цебермановской 1-классной церковно-приходской школе Липовецкого уезда Киевской губернии. Свидетельство на звание учителя не имеет; на учительской службе состоит с 1895 г. Жалование получает в месяц 25 рублей от Совета. На курсах был три раза; два раза при Трощанской второклассной школе губернии и один раз в г. Никольск-Уссурийске в 1902 г.
Школьное помещение тесно. Квартиру учитель имеет при школе.
Классной мебели достаточно и удобно. Стенных и классных пособий и классных учебных принадлежностей никаких нет. Учебников недостаточно, азбук совсем нет.
В младшем отделении мальчиков 5, девочек 7.
В среднем отделении мальчиков 9, девочек 6. Все дети крестьян – православные. Третьего отделения не было.
Церковное пение преподавалось общее с голоса, молитвы и песнопения, литургии; более способные ученики пели в церкви.
По русскому языку: в младшем отделении обучались по звуковому способу. За неимением букв, по ознакомлению с слогослиянием; чтение начали по II кн. Вольтера, следовательно без достаточных упражнений. Чтение поставлено плохо. В среднем отделении обучаются по книге Одинцова. Богоявление с передачей прочитанного стихотворения и Басни ученики читают внятно и выразительно. Из грамматики пройдено до 18 параграфа II части Некрасова.
Чистописание: обучение велось по методу правописания Гербача. За неимением каких-либо письменных принадлежностей чистописание не могло быть поставлено как следует.
По счислению: в младшем отделении счет устно и письменно с решением задач пройдено до предела 10. В среднем отделении устный счет, решение задач устно до 100. На все 4 действия, письменно пройдено: сложение, вычитание и умножение. Методических руководств никаких нет.
Воспитательная сторона школы: утром и вечером молитвы читались ежедневно. Богослужения посещались исправно; учащиеся читали, пели и прислуживали в Алтаре; были у исповеди и Святого Причастия.
Влияние церковной школы: крестьяне к школе относятся очень сочуственно, желательно было бы иметь новую просторную школу.
Учебников в достаточном количестве имеется лишь по Закону Божиему, счислению и правописанию Некрасова, в остальных школа очень нуждается. Очень желательно иметь при школе методики по предметам церковной школы, письменных принадлежностей и учебных пособий никаких нет.
Заведующий школой грамоты Св. Душкинской церкви Феодор Васин.
Учитель Никита Топольняк».
Как понятно из этого документа, новая школа все еще не построена. Это произойдет лишь через два года. Из Школьного листка начальной церковной школы за 1907 год следует, «что школа называется 1-классная церковно-приходская. Учительствует псаломщик Н. Котляров, который окончил 2-х классную Киевскую духовную семинарию. Здание специально выстроенное в 1907 году. Всех учащихся 29 человек, в т. ч. 19 мальчиков и 10 девочек. 27 русских детей и 2 молдаванина. Школа нуждается в книгах для внеклассного чтения и в учебниках».
30 ноября 1908 года сельский староста Емельян Бутовец собрал сельский сход, на котором крестьяне своим Приговором решили просить ходатайства у Крестьянского Начальника Сучанского участка «о разрешении открыть в Душкино 2-х классного Министерства Народного просвещения училища на 75 учеников». На себя взяли обязанности нанимать квартиру для учителей; нанимать сторожа, который в тоже время должен прислуживать учителям; доставлять заблаговременно дрова; доставлять воду; освещать за свой счет училище и квартиры учителей. В декабре 1908 года на этом Приговоре появилась запись Крестьянского Начальника о том, «что открытие Училища признать желательным и препятствий к заявленному ходатайству не имеется».
Интересная ситуация сложилась в связи с таким решением крестьян в отношении церковно-приходской школы. Председатель Владивостокского Епархиального Училищного Совета Протоирей А. Муравьев 30 декабря 1908 года обращается с письмом к Его Высокородию Господину Инспектору Народных Училищ Приморской области: «…В Душкинском селении учеников едва насчитывается 40-50 человек. На это число учеников исключительно почти на средства Совета в минувшем году устроено школьное здание. Очевидно Душкинское общество считает теперь это здание своим, если так свободно позволяет себе заменить школу одного типа школой другого типа. Но Совет не имеет возможность уступить это здание под школу не церковно-приходскую, т.к. деньги, затраченные на школьное здание были отпущены в распоряжение Совета из фонда им. Императора Александра III с непременным условием построить школу церковно-приходскую. Сообщая о сем вышеизложенном Епархиальный Училищный Совет просит Ваше Высокородие обратить внимание на ту легкость с какой Душкинское общество меняет одну школу на другую, и то отношение к школьному зданию, которое им не принадлежит. Во всяком случае если Ваше Высокородие признает необходимым удовлетворить ходатайство Душкинского общества об открытии министерской школы, то необходимо, чтобы Министерство возместило затраты на школьное здание. Денег Совет затратил 1200 рублей».
10 января 1909 года доверенный от Душкинского сельского общества Гаврил Максимович Кравченко получает письмо от Инспектора Народных училищ Приморской области со следующим содержанием: «На ходатайство Ваше об открытии 2-х классного училища Министерства Народного Просвещения в селении Душкино, уведомлено, что к открытию сего училища с осени 1909 г. препятствий не встречается, а потому и постройка его должна производиться заблаговременно. В настоящее время пособие на постройку за неимением средств выдать не представляется возможным, но к осени таковое пособие можно будет исходатайствовать». 8 февраля 1909 года Крестьянский и Инородческий Начальник Сучанского участка Приморской области в своем письме Инспектору Народных Училищ Приморской области отмечает, что «постройка каменного здания будет примером для других селений и заслуживает поощрения». Деньги на строительство министерской школы нашлись раньше осени. Для постройки каменного здания школы уполномоченные от душкинского общества крестьяне наняли подрядчиков и заключили с ними договор:
«1909 г. мая 26 дня Город Владивосток. Мы нижеподписавшиеся уполномоченные Обществом крестьяне с. Душкино Сучанской волости Андрей Захарьевич Хоменко, Степан Алексеевич Бутовец с одной стороны и крестьяне с. Шкотово Цемухинской волости Василий Васильевич Пашкеев и Иона Васильевич Пашкеев с другой стороны, заключили промеж себя настоящий договор о нижеследующем:
1) Мы подрядчики Пашкеевы обязались построить в с. Душкино Сучанской волости каменное здание училища МНП во всем согласно плана проектированного техником Пашкеевым и подписанным от 18 апреля 1909 г. инспектором Народных школ МНП Г-м Якимовым. При чем получено от Общества для вышеозначенного здания, лес в неразделанном виде, площадь с глиной, дрова для выжигания нами Пашкеевыми потребного количества кирпича для здания; а также подвозка материала, как к кирпичному заводу, также и к месту сооружения здания, остальные все материалы которые потребуются для здания мы Пашкеевы обязаны покупать за свой счет.
2) Мы Пашкеевы обязаны выработать кирпич на указанном нами месте, кирпич должен быть положен в стены здания лучшего качества первого и второго сорта.
3) Фундамент должен быть впущен в землю смотря по грунту на поверхности земли стесанного цоколя по фасаду, а также и все углы фундамента связываются цокольным камнем, высота фундамента на поверхности земли согласно проектированного плана, укладка в стены кирпича и заливка во всем должна соответствовать техническим правилам, а также размерам здания, согласно проектированного плана двери должны быть феленчатые, окна, полы лучшей отделки, потолки под штукатурку.
4) Покрыть здание мы Пашкеевы должны оцинкованным волнистым железом лучшего качества.
5) Мы Пашкеевы должны поставить в здании печи согласно проектированного плана.
6) Все печные приборы герметической закупорки, оконные, дверные приборы, мы Пашкеевы должны поставить черные лакированные средней цены.
7) Всего внутреннюю отделку здания как то окраска полов, окон и дверей и прочию внутреннюю отделку, мы Пашкеевы обязаны произвести из лучшего материала за исключением штукатурных работ, которые не лежат на обязанности Пашкеевых, не подлежат исполнению согласно сего условия.
8) Всего постройку, а равно внутреннюю отделку здания мы, Пашкеевы, обязаны закончить не позже 15 ноября 1909 г., т.е. к указанному числу здание должно быть совершенно готово для житья в нем.
9) За постройкой здания во всем согласно условия мы подрядчики Пашкеевы получаем от общества 5950 рублей.
10) Уплата денег указанных в пункте девятом сего условия производить следующим порядком, когда будет произведена работа не менее 600 рублей с них выдается Пашкеевым 500 рублей, а удержанные 100 рублей от каждого пропорционально получки остается в виде залога до окончательного приема названного здания, а окончательный расчет производится не позже одного месяца после приемки здания. Приемка должна быть произведена по заявлению подрядчиков Пашкеевых.
11) По заключению сего условия все расходы по нем относятся за счет как общества так и Пашкеевых в равной сумме.
12) В нарушение сего условия виновная сторона платит неустойку в размере 500 рублей.
Примечание: В случае ненастных погод, как в подвозке обществом строительных материалов, так и произведении подрядчиком работ могущее произойти замедление, которое допускается не более 1 месяца».
27 июля 1909 года подрядчики Пашкеевы авансом за эту работу получили 500 рублей. В целом на строительство школы было выделено 4000 рублей, в т. ч. от казны получена ссуда в 2000 рублей и пособие в 2000 рублей из средств Переселенческого Управления. Сами крестьяне дали деньгами около 7000 рублей и работой около 3000 рублей. По плану размеры школы внутри 67 квадратных саженей. Сдача планировалась, как мы видим, на 15 ноября 1909 года. В 1909 году в селе проживало 35 семей, в т. ч. 101 мужчина и 100 женщин. Детей школьного возраста 65 человек.
15 сентября 1909 года учебные занятия начались еще в душкинской приходской школе. По просьбе крестьян был прислан специально назначенный отдельный учитель вместо учителя-псаломщика в виду того, что учитель-псаломщик часто оставляет школу для требоисправлений и дети остаются без учебных занятий. Им был назначен учитель Николай Иванович Афанасьев, на которого возлагалось и заведывание школой. В свою очередь новый учитель обратился к Его Высокородию Господину Инспектору Народных Училищ Приморской области:
«Имею честь донести Вашему Высокородию, что я прибыл на место службы в с. Душкино 15 сентября. 17-го числа этого же месяца был сельский сход, на котором окончательно решался вопрос о количестве учеников. Будет не менее 75 человек, почему я и прошу Ваше Высокородие назначить в Душкинское училище второго учителя.
Кроме того сообщаю, что возможно будет открыто в училище и третье отделение, а потому прошу выслать учебных пособий и для этого отделения на 10 человек, а также 35 граматик Гречушкиных, диктанты Смирновскаго 1-ю часть и «Материалы для письменного изложения» Пуцыкова, а если нет, то Гречушкиных.
Независимо от этого прошу дать мне указания – возможно ли принимать в училище корейцев не русских подданных и возможно некоторые книги из присланных давать ученикам во временное пользование не взимая за то платы с них, т.к. некоторые крестьяне по своей бедности купить книг не могут.
Кроме этого прошу исходатайствовать где будет следовать выслать мне открытый лист на взимание обывательских или почтовых лошадей».
Ну, а следующий Приговор сельского общества в полной мере дает понять, для чего все же было построено новое каменное здание школы.
Приговор
1909 г. октября 10 дня. Мы нижеподписавшиеся общества крестьян с. Душкино Сучанской волости Южно-Уссурийского уезда Приморской области по созыву нашего сельского старосты Михаила Кравченко был собран сельский сход где обсуждали:
Заявление учителя Н.И. Афанасьева о назначении его одного учителем в с. Душкино и постановили в виду того, что во-первых, число учеников училища будет превышать норму их на одного учителя (50 человек), т.к. учеников в училище будет ни в коем случае не менее 70, во-вторых, во временном помещении училища поместится в одной классной комнате могут не более 40 человек, остальные не более 30 детей или должны остаться за бортом училища или сидеть в другой комнате, отделенной холодным коридором, двери в который отворены быть не могут, а потому один учитель следить за дисциплиной именно этих учеников не будет иметь никакой физической возможности, а потому лучше их и не посылать в училище, в-третьих в нынешнем же учебном году в школе должно быть открыто 3-е отделение а труд одного учителя с тремя отделениями не столь продуктивен и учитель не будет иметь возможность сообщить нашим детям тех знаний, которые он мог бы дать им, имея у себя одно или два отделения. Желая дать своим детям возможно больше образования мы приступая к постройке большого каменного помещения с двумя большими классными комнатами разделенными коридором для училища и затрачивая большую сумму денег на это, просим уже Ваше Высокородие открыть у нас 2-х классное училище с положенными для такого училища числом учителей, а потому на основании всего изложенного Мы постановили на нашем сельском сходе обратиться к Вашему Высокородию со своей покорнейшей просьбой не оставить неграмотными наших 30 детей назначив до начала занятий в училище, каковые начнутся в половине октября второго учителя, а со следующего учебного года считать его 2-х классным; в чем и подписываемся неграмотные Иван Пенязь, Моисей Кириенко, Демьян Манака, Кузьма Бутовец, Илья Ковзель, Петр Бурма, Егор Никонов, Петр Дубина, Конон Степанов, а за них неграмотных и к личной просьбе и сам за себя расписался Емельян Бутовец.
Грамотные Стефан Бутовец, Макар Бутовец, Стефан Пенязь, Игнат (?) Бурма, Лазарь Остроградцкий, Егор Тупиков, Роман Бутовец, Нестор Бо…, Иван Пенязь, Федор Бочков, Андрей Хоменко, Иван Мацуев, Степан….
С приговором согласен Душкинский сельский староста М. Кравченко».
31 октября 1910 года было проведено торжественное освящение каменного здания школы. В разные месяцы стали приезжать новые учителя, и в новой школе началась новая школьная жизнь. А как она сложилась дальше, мы расскажем в очередном краеведческом сборнике об истории села Душкино, который готовится к выходу в свет.
Текст, фото: Елена Бендяк, краевед, член ПКО РГО – ОИАК