200 лет со дня открытия Антарктиды: вклад дальневосточников в изучение континента
В рамках работы Морской секции ПКО РГО – ОИАК в Морском государственном университете им. адм. Г.И. Невельского состоялся круглый стол, посвященный 200-летию открытия Антарктиды российскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым в 1820-1821 годах и Году Антарктиды в России. На встрече присутствовали гости, которые сами имели возможность познакомиться с суровым характером ледового континента. Антарктида до сих пор хранит многие свои тайны, несмотря на то, что учёные многих стран на научных станциях исследуют труднодоступный континент. Курсанты, преподаватели и сотрудники МГУ им. адм. Г.И. Невельского за время беседы с участниками круглого стола узнали некоторые уникальные факты, рассказанные участниками экспедиций к берегам Антарктиды, которые не прочтешь ни в одной книге.
Открыла круглый стол начальник центра патриотического воспитания управления воспитательной работы, член Совета ПКО РГО – ОИАК Марина Каменева, которая познакомила присутствующих с гостями встречи: капитаном дальнего плавания старшим капитаном-наставником Департамента безопасности и качества филиала группы FESCO – ПАО «Дальневосточное морское пароходство» во Владивостоке Геннадием Антохиным, кандидатом географических наук, научным сотрудником Института географии ДВО РАН, членом Русского географического общества Павлом Беляниным, Председателем Приморского отделения Общероссийского движения поддержки флота Николаем Минаковым, журналистом, редактором «Новой газеты во Владивостоке» Андреем Островским, начальником кафедры кораблевождения ТОВВМУ им. адм. С.О. Макарова Михаилом Сажаевым, доктором технических наук, профессором, членом Русского географического общества, почетным членом Общества изучения Амурского края Владимиром Верёвкиным, кандидатом технических наук, профессором, членом Русского географического общества, почетным членом Общества изучения Амурского края Леонидом Лысенко, старшиной Владивостокского морского собрания Александром Путятиным и старшиной Владивостокского морского собрания, членом Русского географического общества Олегом Матвеевым.
Ведущая встречи директор музея Морского университета Марина Каменева познакомила слушателей с основными историческими фактами открытия Антарктиды российскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым в 1820-1821 годах. Она отметила, что 2020 год объявлен годом Антарктиды в России. 200 лет назад русская антарктическая военно-научная экспедиция шлюпов «Восток» и «Мирный» завершилась полным успехом, став второй (после Джеймса Кука), которая обошла всю Антарктику. 127 дней экспедиция находилась в широтах выше 60° ю. ш.; к берегам Антарктиды команда подходила девять раз. На карту Антарктики было нанесено 28 объектов, обнаружено и поименовано 29 островов в высоких южных широтах и тропиках. Открытие шестого континента завершило эпоху великих географических открытий. В этом году в ознаменование знаменательной даты три парусника Росрыболовства – барки «Седов» и «Крузенштерн» и фрегат «Паллада» совершают кругосветную экспедицию. В дополнение к своим словам Марина Каменева представила музейные экспонаты: камень из Антарктиды и модель флагмана первой антарктической экспедиции дизель-электрохода «Обь».
Круглый стол далее продолжился в форме открытой дискуссии по вопросам истории открытия и освоения Антарктиды, современного состояния российских антарктических станций и их жизнеобеспечения, мореплавания в акватории арктических морей, экологии и палеографии континента, международной юрисдикции и сотрудничества. В ходе круглого стола демонстрировались фрагменты документального фильма «Русская Антарктида XXI век».
Начальник кафедры кораблевождения ТОВВМУ им. адм. С.О. Макарова Михаил Сажаев выступил с презентацией, которая рассказывала о том, что в рамках года Антарктиды два океанографических исследовательских судна «Адмирал Владимирский» (гидрографическая служба ВМФ) и «Янтарь» (главное управление глубоководных исследований Минобороны РФ) проводят научные исследования в водах Антарктики. Судно «Адмирал Владимирский» совершает масштабную кругосветную океанографическую экспедицию, посвященную 200-летию открытия Антарктиды и 250-летию со дня рождения адмирала Ивана Крузенштерна. В походе «Адмирала Владимирского», который продлится до июня 2020 года, к нему присоединится ОИС «Янтарь». Суда должны встретиться на российской антарктической станции «Беллинсгаузен». Цели экспедиции – изучение и анализ состояния гидрометеорологической обстановки в сложных климатических условиях в дальних морских зонах, проведение непрерывных наблюдений за развитием опасных явлений погоды по маршруту следования судна, а также в Антарктическом регионе.
О вкладе Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) в организацию празднования года Антарктиды в России рассказал участникам круглого стола председатель Приморского отделения Общероссийского движения поддержки флота Николай Минаков. Еще в марте 2012 года ДПФ организовало и провело Всероссийскую конференцию «Современное осмысление открытия Антарктиды и общенациональная работа по развитию российского присутствия на континенте». В августе 2018 года глава движения Михаил Ненашев обратился с письмом к Президенту России В.В. Путину с предложением «сформировать общенациональную и международную программу по подготовке 200-летия открытия Антарктиды русскими мореплавателями». Среди предложений была организация похода парусников и яхт по морскому пути первооткрывателей, стимулирование выхода книг, фильмов интернет продукции. Многие из этих предложений реализуются в этом году, в том числе и кругосветная экспедиция парусников «Паруса мира».
О том, в каких условиях работают пять постоянно действующих российских научных станций в Антарктиде, как осуществляется их снабжение, каковы условия плавания в антарктических водах и чем оно отличатся от плавания в Арктике, участвуют ли в этом дальневосточники, захватывающе рассказал капитан дальнего плавания, участник эпопеи по спасению в 1985 году ледоколом «Владивосток» под его командованием застрявшего во льдах Моря Росса дизель-электрохода «Михаил Сомов» Геннадий Иванович Антохин.
Геннадий Иванович обстоятельно рассказал о том, что основными судами для снабжения станций служат научно-исследовательские суда «Академик Федоров» и «Академик Трёшников», приписанные к Санкт-Петербургу. Но много десятилетий подряд доставку грузов в Антарктиду, проводку судов, даже пассажирские рейсы совершал дальневосточный флот. Сегодня в Антарктике работает дизель-электроход «Василий Головнин», управляемый транспортной группой FESCO. Серия судов типа «Василий Головнин» была построена для осуществления снабженческих операций в Арктике и приарктических районах. Судно способно осуществлять самостоятельное плавание в сплошном ровном льду толщиной до 0,8 метра. Дизель-электроход «Василий Головнин» работает в Антарктике с 2003 года. На протяжении последнего десятилетия FESCO ежегодно выигрывала тендеры по снабжению аргентинских антарктических станций, которое выполнял дизель-электроход. В 2019 году этот дизель-электроход был зафрахтован Национальным центром исследований Антарктики и океана министерства землеведения Индии на обеспечение индийских антарктических научно-исследовательских станций. Дизель-электроход «Василий Головнин» в эти дни, выполняет очередной экспедиционный антарктический рейс. Условия плавания там очень тяжелые: 10 месяцев антарктической зимы, ураганные ветры, тяжелый лед, угроза айсбергов, трудности швартовки.
Курсантов, будущих судоводителей, особенно впечатлил в рассказе опытнейшего капитана-ледокольщика Геннадия Ивановича Антохина тот факт, что во время спасательной операции ледокол «Владивосток» чуть было и сам не попал в ледовый плен. Но произошло нечто удивительное. Ледовая разведка сообщила капитану неожиданную информацию – во льду появилась трещина, которая ведёт прямо от ледокола к пленённому дизель-электроходу «Михаил Сомов». Пробили канал, подошли к судну и вывели его на чистую воду. И льды за ними сразу сомкнулись: «Нам позволили войти и выйти…», – сказал об этом Геннадий Иванович.
Журналист, редактор «Новой газеты во Владивостоке» Андрей Островский в прошлом году прошёл часть пути в Антарктику на дизель-электроходе «Василий Головнине». Но он сказал, что в присутствии Геннадия Ивановича Антохина, легендарного капитана-ледокольщика, ему неловко говорить о своих плаваниях в Антарктиде. Журналист отметил, что Дальневосточное пароходство внесло большой вклад в освоение Антарктиды. Достаточно вспомнить рейсы к белому континенту знаменитого дальневосточного ледокольного капитана Николая Инюшкина. Рейс 2009 года, в котором участвовал Андрей Островский, получился тяжелым, на пути в Кейптаун судно попало в ураган. Антарктида сегодня – уникальная зона международного сотрудничества, где соседствуют полярные научные станции очень многих стран. Основным законом остается международный договор, подписанный в 1959 году, по которому ни одно государство не может претендовать на свой «кусок» Антарктиды. Но никакие договоры не вечны, сегодня Австралия, например, предъявляет претензии на часть континента и прилегающих к нему вод. Это очень опасная тенденция, способная разрушить всю систему договоров по шестому континенту. Ведь Советский Союз наряду с США был пионером в освоении континента. И сегодня до сих пор действует уникальная станция «Восток», расположенная на южном геомагнитном полюсе Земли. Под станцией расположено глубоководное озеро Восток, из которого берутся пробы воды для научных исследований. Оборудование и бытовые условия на станции давно устарели. Сегодня разработан проект строительства нового современного модуля станции «Восток», который в основном будет возведён за счет средств частных инвесторов. Участники круглого стола с большим интересом посмотрели видеоролик в новом модуле, который сменит старые бараки этой станции.
Журналисту был задан закономерный вопрос: «Почему на российских станциях в Антарктиде не используются альтернативные виды энергетики?» Он проинформировал, что, например, бельгийская станция «Принцесса Элизабет» сезонная, бельгийцы работают на ней только антарктическим летом – с декабря по март, остальное время станция действует в автоматическом режиме. Это – единственная станция, которая работает на энергии солнца и ветра, обеспечиваясь солнечными батареями и ветряными двигателями.
Научный сотрудник Института географии ДВО РАН, член РГО Павел Белянин добавил, что исследования на станции «Восток» очень важны, опыт бурения и взятия проб из озера Восток имеет большое научное значение. В настоящее время скважины законсервированы во избежание попадания в него инородных элементов. Есть гипотеза о том, что Антарктида не материк, а большой архипелаг…
В завершение круглого стола всеми участниками было единодушно отмечено, что такие встречи с участниками экспедиций к Антарктиде, очевидцами трудностей, которыми встречает людей ледовый континент, знакомят курсантов с лучшими традициями великих русских мореплавателей не только на исторических фактах, но и на ярких современных примерах.
Центр патриотического воспитания
Информационный центр МГУ
4 февраля 2020 года