Святая память Ленинграда
«Я коренной ленинградец: родился и вырос в этом прекрасном городе. Здесь я учился в школе, в институте – по специальности инженер-строитель. По окончании института полгода работал в Азербайджане, по запросу МВД РСФСР был откомандирован в Ленинград в СПКБ противопожарной автоматики, где проработал 7 лет от инженера до главного конструктора, а затем перешёл в проектный институт резиновой промышленности, где работал главным инженером проекта в течение более 25 лет. В годы перестройки трудился директором малого предприятия на ЛПО "Красный треугольник", заместителем генерального директора по капитальному строительству завода резиновой обуви "Красный треугольник", начальником отдела в институте Октябрьской ж.д. "Ленжелдорпроект". Последние три года перед отъездом в Австралию – главный инженер проекта, исполнительный директором ОАО "АРТ-ателье". Присвоено звание "Почётный химик"... Во время войны до декабря 1942 или 43 года жил в блокадном Ленинграде, ношу звание "Житель блокадного Ленинграда", "Ветеран Великой Отечественной войны". В Ленинград из эвакуации возвратился в июле-августе 1945 г. Женат, имею дочь – архитектора. В Австралию переехали с женой в феврале 2007 г. по приглашению дочери. По австралийским законам являюсь пенсионером». Так представляется читателям газеты «Утро России» (20.06.2020) наш соотечественник Георгий Владимирович Климов, живущий ныне в Сиднее. Еще в апреле он прислал в Литературно-музыкально-художественную студию «Паруса» Общества изучения Амурского края воспоминания о детских годах, которые пережиты им в блокадном Ленинграде.
Материал «Воздушная тревога», подготовленный к печати активом Студии «Паруса», вышел под шапкой «75 лет Победы 1941 – 1945». Он проиллюстрирован фотоснимками дома, где жил автор во время войны, места падения бомбы во время налета вражеской авиации на город детства автора, современным его портретом и фотографией маленького Георгия Климова, сделанной в эвакуации в г. Алейск Алтайского края.
Рассказ Г.В. Климова заканчивается словами: «Закончилась блокада, а за ней и война. Ленинградцы стали восстанавливать свой город, заасфальтировали и нашу воронку, восстановили трамвайные пути. Люди забыли, что под землёй остался огромный смертоносный груз. Так пролежала эта громадина до начала шестидесятых годов. Точно года не помню, но доставали её, когда я уже переехал на другую квартиру со своего любимого «Огородничка», – значит, после 1963 года. И доставали её, мне кажется, только потому, что началось строительство гостиницы «Советская» и появилась большая опасность, что при забивке свай длинною более 20 метров от вибрации грунта бомба может взорваться. Поговаривали, что якобы обратил на это внимание бывший лейтенант, который командовал во время войны сапёрами. Будто бы он прочёл в газете «Ленинградская правда» о ведущемся строительстве гостиницы, что в качестве основания будет забито большое количество длинных свай, пришёл в институт «Ленпроект» и сказал: «Что же вы делаете? Там же до сих пор под землёй лежит не обезвреженная бомба!» Кто знает? Возможно, это и вымысел.
Работы по извлечению бомбы велись очень долго, если мне память не изменяет, месяца три, так как она значительно сместилась от места своего падения на значительное расстояние. Наконец её извлекли, вывезли за город и взорвали. Об этом я читал в той же газете «Ленинградская правда».
Так закончился один из эпизодов Ленинградской блокады, который мог стоить мне жизни. Значит не судьба и жизнь продолжается!
Так же выстояли и ленинградцы! Вечная память тем, кто не дожил до наших дней, но своим мужеством и трудом добыл нелёгкую победу! Благодаря им город жив и стал ещё краше!»
«Воздушная тревога», повествующая всего лишь об одном эпизоде Великой Отечественной воны, относится к ряду подлинных исторических свидетельств, остающихся нам от людей, переживших войну, которых сегодня совсем немного.
Вместе с пронзительным рассказом Георгия Климова газета печатает стихотворения, посвященные самоотверженным защитникам и жителям города-героя. Знаменитое произведение, олицетворяющее собой классическую поэзию Великой Отечественной войны, «Ленинградцы, дети мои!» принадлежит перу народного казахского поэта-акына Джамбула Джабаева. Стихотворения «Душа Ленинграда» и «Трамвай идет на фронт» написаны легендарной блокадницей Верой Инбер.
Текст: Эльвира Кочеткова,
Фото: Эльвира Кочеткова, Елена Сидорова, из архива Георгия Климова