Путь к звёздам
12 апреля 1961 года состоялся первый полёт человека в космос. Эта новость привела в восторг всех жителей планеты, а Юрию Гагарину принесла всемирную славу. Но для того, чтобы этот прорыв в космическое пространство стал реальностью, понадобилось время, работа мысли, а также упорный труд многих и многих людей. А главное – должна была появиться мечта. Сначала захотелось летать, как птица, преодолеть земное притяжение, а затем подняться ещё выше, туда, где так заманчиво блистают звёзды. Это притяжение космоса ещё в детстве проявилось у нашего соотечественника Константина Эдуардовича Циолковского. Скромный калужский учитель всю жизнь посвятил осуществлению своей мечты. Ему не довелось стать свидетелем практического освоения космоса, но весь мир признаёт его основоположником космонавтики. А.Т. Скрипкин и И.С. Короченцев создали книгу-альбом «Калуга космическая» (М., 1977) (из библиотеки А.И. Груздева), которая рассказывает о городе Калуге, о памятных местах, связанных с жизнью и деятельностью К.Э. Циолковского.
На двадцать лет позже к таким же открытиям пришёл немецкий учёный Герман Оберт. Ему единственному из всех разработчиков ракетной техники посчастливилось дожить до тех времён, когда его мечты превратились в явь. Его талантливый ученик Вернер фон Браун создал ракету, которая 3 октября 1942 года впервые вышла за пределы атмосферы и которая явилась прототипом всех будущих космических ракет. В этом была и заслуга Оберта. С биографией Германа Оберта можно познакомиться в книге Б.В. Раушенбаха «Герман Оберт» (М., 1993).
Человек, которому удалось сделать полёт в космос реальностью, долго оставался в тени. Его называли просто «Главный Конструктор». С.П. Королёв рассказывал, что он всегда «мечтал летать на самолёте собственной конструкции», но после встречи с К.Э. Циолковским и беседы с ним «решил строить только ракеты». «Константин Эдуардович потряс нас тогда своей верой в возможность космоплавания», - говорил он. А. Старостин написал книгу «Адмирал вселенной» (М., 1982), в которой рассказывается о молодости Королёва, о времени, когда была создана Группа изучения реактивного движения, которое определило направление всей жизни С.П. Королёва. Королёва Наталья написала книгу, которую назвала «Отец» (М., 2001). Автор рассказывает об отце, основываясь на истории семьи, богатом фактическом материале и архивных источниках. А.П. Романов и В.С. Губарев в книге «Конструкторы» рассказывают о трёх советских конструкторах, сделавших реальностью казавшуюся сказочной мечту о космических полётах. Вот имена этих героев: Сергей Павлович Королёв, Михаил Кузьмич Янгель, Валентин Петрович Глушко.
Коллекция книг библиотеки Общества изучения Амурского края, посвященных покорению атмосферы и стратосферы, космического пространства, содержит издания разных лет. Самое раннее из них относится к 1887 году. Это книга из библиотеки Ф.Ф. Буссе с очень длинным названием: «Повсеместное распространение газов и паров в пространстве как неизбежное следствие их физической природы и логически вытекающая из этого распространения газов – гипотеза процесса последовательного образования и продолжающейся космической жизни планетных систем». Н. Янг отвечает на вопросы, на которые в настоящее время уже получены более подробные ответы: «Как велика высота нашей земной атмосферы и есть ли предел ее распространения? Есть ли атмосфера на Луне? Есть ли атмосферы на других планетах, как нашей солнечной, так и других систем?..» и т.д.
В 1901 году издана брошюра В. Кузнецова «Полёт на воздушном шаре «Генерал Заботкин» 8 ноября н.ст. 1900 года» (Оттиск из Известий Императорской академии наук). Это был десятый международный полёт, назначенный Международной воздухоплавательной комиссией. Дано описание полёта с двумя наблюдателями на борту. Наблюдения, произведённые на шаре, приводятся в таблице. Прилагаются также фотоснимки.
В 1904 году в Санкт-Петербурге состоялся IV съезд Международной воздухоплавательной комиссии. В этом же году опубликован отдельный оттиск из Известий Императорской академии наук с «Докладом академика М.А. Рыкачева о IV съезде Международной ученой воздухоплавательной комиссии». В организационном комитете съезда Морское министерство представлял вице-адмирал С.О. Макаров. М.А. Рыкачев отметил, что «иностранные гости с большою похвалою отозвались о всем, что увидели у нас, нашли много нового», «многие просили выслать им наши змеи или приборы для опытов».
В Известиях Императорской академии наук в 1912 году опубликован «Отчет академика М.А. Рыкачева о его командировке в мае 1912 г. в Вену на съезд Международной ученой воздухоплавательной комиссии». На съезде был поднят вопрос «об организации аэрологических станций в полярных странах».
С. Лупилин написал книгу «Аэроплан Луи Брегэ» (СПб., 1912), в которой дал подробное описание аэроплана с чертежами и фотографиями. «Как многие конструкторы аэропланов, - пишет Лупилин, - Луи Брегэ начал не с аэроплана». Сначала он попытался построить «аппарат, напоминающий геликоптер», но «он не дал удовлетворительных результатов». И вот в начале 1910 года «Брегэ построил настоящий аэроплан, отличающийся своею оригинальностью, простотой управления и устойчивостью».
Книга Я.И. Перельмана «Межпланетные путешествия. Полеты в мировое пространство и достижение небесных светил» вышла в 1923 году. Это уже 4-е издание, а впервые книга появилась в 1915 году. Она представляет собой экскурсию в область космической физики – науки, которая «открывает возможность успешно соперничать в полете воображения с фантазией остроумнейших романистов, проверять и исправлять их смелые замыслы…». Судя по тому, что книга выдержала несколько изданий, она имела большой читательский спрос. В предисловии к 4-му изданию автор отмечает: «Заглавие «Межпланетные путешествия», данное мною первому изданию этой книжки, звучало для многих настолько ново и малопонятно, что в следующих двух изданиях я отказался от него, заменив более ясным «Путешествия на планеты». Но уже за короткий срок, к 1923 г., термин «межпланетные путешествия» успел сделаться общеупотребительным не только в авиационной, но и в общей литературе».
Книга А. Пикара «Над облаками» (М.; Л., 1935) посвящена полетам на аэростатах. «…Мы любим свободный аэростат и высоко его ценим. Он победил тропосферу. Самолёт будущего должен победить стратосферу … Закрытая кабина, вера в вечные законы природы, доверие к собственным расчетам и вера в свою звезду – вот путь, указываемый свободным аэростатом самолету. Пусть покой, найденный нами там, наверху, никогда не омрачится появлением военного самолета, пусть стратосфера будет лишь путем для сближения народов» - это звучит как заповедь романтика воздухоплавания.
А.С. Белокрыс в книге «Дирижаблестрой» на Долгопрудной. 1934. Один год из жизни» (М., 2011) описывает лишь один год из жизни уникального советского предприятия, занимавшегося производством дирижаблей. Материал книги основан на базе статей из местной газеты «Советский дирижаблист». Это не только рассказ о конструировании, производстве и испытаниях летательных аппаратов. Недолгая романтическая история советского дирижаблестроения показана на фоне общественной, бытовой жизни предприятия и посёлка. «Дирижаблестроя» нет, но на его месте остался город Долгопрудный.
Книга А. Штернфельда «Полёт в мировое пространство» (М.; Л., 1949) продолжает тему космоса. Обсуждая теоретические вопросы космических полетов, автор называет и пути их решения. «Ракета решает вопрос межпланетных путешествий», «Из истории развития ракеты», «Современное и будущее применение ракеты в пределах Земли», «От стратосферной до космической ракеты» - в этих разделах книги доказывается, что «не существует никаких принципиальных препятствий к тому, чтобы использовать ракету достаточно больших размеров в качестве космического корабля». В октябре 1957 года произошло выдающееся событие – Советский Союз осуществил запуск первого искусственного спутника Земли. Сразу поднялась волна откликов и публикаций. А. Штернфельд выпустил книгу «От искусственных спутников к межпланетным полётам» (М., 1957). Автор объясняет устройство искусственных спутников, их монтаж, рассказывает, как они двигаются, наблюдаются и используются в качестве летающих обсерваторий.
Ю.А. Победоносцев в опубликованной лекции «Искусственный спутник Земли» (М., 1957) рассказывает, как был устроен первый советский спутник, как он был доставлен на орбиту, о целях и задачах создания искусственного спутника, о различных видах ракет, которые могут быть использованы для создания спутника, даёт «обзор некоторых проектов искусственных спутников Земли».
Книга Н.А. Варварова «Искусственные спутники Земли» (М., 1957) предназначена для громкого чтения в библиотеках, школах и клубах. В ней рассказывается, почему возникла необходимость в создании искусственных спутников Земли, что они собой представляют и как оборудованы. В приложение даются большие, с разворотом, иллюстрации.
Люди еще не успели привыкнуть к новости о спутнике, как через месяц появилось сообщение о запуске спутника № 2 с собакой Лайкой на борту. В книге «Так идут к звёздам» (М., 1957) Е. Рябчиков рассказывает об этом событии, а также о собаках-путешественницах, предваривших полёт Лайки. Большое место в книге отведено К.Э. Циолковскому как основоположнику астронавтики.
Отдаёт должное Циолковскому, основоположнику и разработчику теории космического полёта, И.А. Меркулов в брошюре «Искусственные спутники - торжество идей К.Э. Циолковского» (М., 1958). Краткий очерк о жизни и деятельности К.Э. Циолковского характеризует его как бессребреника-самоучку, жизнь посвятившего теории движения реактивных аппаратов. Созданная им теория является фундаментом развития ракетной техники, основой для решения проблемы полётов в мировое пространство. Запуски искусственных спутников Земли смогли состояться благодаря трудам Константина Эдуардовича.
Установленные на спутниках приборы помогли ученым раскрыть много тайн в познании космоса: как рождаются космические лучи, как «работают» природные ядерные реакторы – звёзды и Солнце - и многое другое. Все это открыли мировой науке опыты на искусственных спутниках и ракетах. Об этом рассказывают Г. Жданов и И.Тиндо в книге «Лаборатории в космосе» (М., 1959).
В 1961 году Воениздат выпустил перевод книги американца Вилли Лея «Ракеты и полёты в космос». Автор стремится показать развитие ракетной техники, идеи полёта человека в космос с момента её зарождения и делает это в доступной форме. Перевод сделан с сокращениями, и, видимо, поэтому в нём отсутствует информация о достижениях Советского Союза в космических разработках.
12 апреля 1961 года совершен первый полёт человека в космос, а через три месяца - второй. Каждый из космонавтов написал книгу о своей жизни, о своём пути в космос, о своих впечатлениях от увиденного за пределами земной атмосферы. Книга Ю.А. Гагарина «Дорога в космос» (М., 1963) переведена на иностранные языки и издана в нескольких странах. Это живой документ первого человека, побывавшего в космосе. О Юрии Гагарине написано много, но самое сокровенное слово о нём может сказать только мать. Анна Тимофеевна Гагарина в книге «Слово о сыне» (М., 1983) рассказывает о детстве и юности Юрия Алексеевича, его учёбе и семейных традициях.
Г.С. Титов в книге «700 000 километров в космосе» (М., 1963) рассказывает о детстве и юности, о подготовке к полёту в космос, как совершил его, что видел и ощущал. Герман Титов говорит о том, как помогли ему навыки лётчика-истребителя в подготовке к полёту и в самом полёте. Г.С. Титов написал ещё одну книгу – «Авиация и космос» (М., 1961)(из библиотеки И.И. Берсенева). Это рассказ о том, как осуществилась мечта стать военным лётчиком, летать на истребителе, и как естественно она переросла в мечту о космосе. О «родственности и преемственности профессий лётчика и космонавта» повествует эта книга.
16 июня 1963 года состоялся полёт в космос первой в мире женщины – Валентины Терешковой. В своей книге «Вселенная – открытый океан!» (М., 1964)Терешкова рассказывает, как появилась эта книга, как «припомнила всё пережитое на Земле и в космосе» и, увидев, что дом, в котором она родилась, переделывают в колхозную избу-читальню, она подумала: «хорошо бы для этой читальни, для девчонок, глядящих на меня влюблёнными глазами, написать книгу о своей жизни». И вот книга перед нами.
Технологии изучения космоса постоянно обновляются, совершенствуются. 12 октября 1964 года на орбиту впервые в мире был выведен трёхместный пилотируемый корабль «Восход». Командир корабля – В.М. Комаров, члены экипажа – К.П. Феоктистов и Б.Б. Егоров. Впервые космонавты не надевали скафандры, а были в обычной одежде, впервые они приземлились без катапультирования, оставаясь в кабине. А в 1967 году на новом космическом корабле «Союз-1» В.М. Комаров совершил испытательный полёт и погиб при посадке: не сработали парашюты. Освоение нового часто не обходится без жертв. Книга Г. Кудрявцевой «Три подвига Владимира Комарова» (М., 1969) рассказывает о жизненном пути космонавта, недолгом, но ярком, который автор называет третьим подвигом Комарова.
В марте 1965 года состоялся первый выход человека в космос. Его осуществил Алексей Леонов с борта корабля «Восход-2». Этому событию посвящён сборник, выпущенный издательством агентства печати Новости «В скафандре - над планетой!» (М., 1965) на русском и английском языках. Командиром экипажа был лётчик-космонавт Павел Беляев, до этого прослуживший 11 лет на Тихоокеанском флоте.
Книгу из библиотеки И.И. Берсенева «Межпланетные полёты» (М., 1965) написали Е.Г. Гребеников и В.Г. Демин. Авторы ставили своей целью изложить основы механики космического полёта. В первой и второй главах книги содержатся основные сведения из астрономии, а третья – пятая главы посвящены механике полёта.
При полёте в космос всякий живой организм подвергается воздействию множества необычных факторов среды – невесомости, космической радиации, резким колебаниям температуры и др. Всё это можно изучить только в условиях космоса. Начать освоение космического пространства с полёта человека было рискованно. Необходимо было провести биологические исследования на животных. Для этого выбрали собак. В первой части книги М.А. Герд и Н.Н. Гуровского «Первые космонавты и первые разведчики космоса» (М., 1965) рассказывается о том, как подбирали собак, содержали и тренировали, приучали к нагрузкам. Вторая часть книги знакомит нас с принципами отбора и подготовки к полёту человека.
Книга К.А. Куликова «Первые космонавты на Луне» (М., 1965) даёт возможность читателю представить, что он может увидеть на лунной поверхности, какие любопытные явления встретятся ему, как выглядит небо, Земля и Солнце с поверхности нашего естественного спутника.
В ноябре 1970 года «ЛУНОХОД-1» начал свое путешествие по лунной поверхности, по загадочному Морю Дождей. «Хроника одного путешествия, или Повесть о первом луноходе» (М., 1971) В. Губарева рассказывает о работе этого космического аппарата и о людях, которые создавали его и управляли им с Земли.
В 1971 году был успешно осуществлён полёт двух автоматических станций к Марсу - «Марс-2» и «Марс-3» - и мягкая посадка на его поверхность спускаемого аппарата. Специальный выпуск «Известий» «Здравствуй, Марс!» (М., 1972) освещает это событие.
17 июля 1975 года была осуществлена стыковка советского космического корабля «Союз-19» и американского корабля «Аполлон». «Рукопожатие в космосе» - так называется специальный выпуск «Известий» (М., 1975), посвящённый этому событию.
Книга «Орбиты сотрудничества» (М., 1975) продолжает тему международных связей СССР в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Главное внимание уделено результатам научных экспериментов в космосе и перспективам совместных космических исследований.
Пятнадцатилетию первого полёта человека во Вселенную посвящена книга «Мост в космос» (М., 1976). Это сборник официальных документов, статей учёных, журналистских репортажей, выступлений писателей и поэтов. Всё они воссоздают этапы развития отечественной космонавтики с 1961 по 1976 гг.
Главное достоинство книги Л.А. Гильберга «Покорение неба» (М., 1977) – в умении автора просто и понятно рассказать о сложных проблемах, которые решают учёные, конструкторы, лётчики, космонавты, посвятившие себя покорению неба. В книге рассказывается о самолётах, вертолётах, ракетах, спутниках, космических кораблях и орбитальных станциях, последовательно прослеживается связь между авиацией и космонавтикой.
Сборники «Загадки звездных островов», книга 5-я и 6-я, посвящены космосу и космонавтике, её истории, достижениям и прогнозам на будущее. Каждый сборник содержит рассказы о конструкторах – создателях спутников, ракет, космических кораблей и орбитальных станций, о космонавтах и космических экспедициях, описывает некоторые неизвестные ранее случаи на орбите. Так, в 5-й книге (М., 1989) помещен материал о создателе ракеты-носителя «Протон» академике В.Н. Челомее, новые факты из жизни Ю.В. Кондратюка, рассмотревшего целый спектр вопросов межпланетных полетов, называются имена создателей знаменитой «катюши», специалистов по вооружению самолетов ракетами. Среди них имя Ю.А. Победоносцева, который не только разрабатывал теорию горения порохов в ракетных снарядах, но и конструировал, и сам испытывал их. К тому же он был талантливым популяризатором космонавтики: его брошюра «Искусственный спутник Земли» сразу же стала библиографической редкостью. Статьи «С.П. Королев в «шарашке» и «Родословная спутника» посвящены «главе науки и практики в ракетно-космической технике» - так назвал Королева академик Келдыш.
Космонавты говорят, что отправляются в полёт они представителями своей страны, а в космосе становятся представителями всего человечества. И еще приходят осознание себя частицей Вселенной и чувство ответственности за сохранение планеты Земля. «Наша планета была самым прекрасным зрелищем во всей Вселенной. Люди, живущие на ней, даже не представляют себе, чем они владеют», - рассказывал американский астронавт Джим Ловелл. А в статье В. Жаркова «Земля и космос» в 6-й книге «Загадки звездных островов» (М., 1990) говорится, что «планетарная экологическая катастрофа сегодня уже опаснее, чем угроза ядерной войны». В сборниках есть раздел «Факты, проекты, гипотезы», где помещаются материалы о возможных контактах с внеземными цивилизациями, НЛО, рассказ о легендарном Порфирии Иванове. Несмотря на то, что изданы эти книги 30 лет назад, читать их по-прежнему интересно.
Тема НЛО рассматривается в работе выдающегося швейцарского психолога, психиатра и философа Карла Густава Юнга «Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе» (М., 1993). Юнг рассматривает это явление как психический феномен. Появление НЛО, на его взгляд, это выражение бессознательной тревоги, имеющей свою причину в коллективных бедствиях.
Книга В. Лебедева «Моё измерение: Дневник космонавта» (М., 1994) – откровенный рассказ о том, чего стоят долгие дни и ночи космической жизни. Длительная космическая экспедиция в 211 суток на борту станции «Салют» показана читателю во всех каждодневных делах и заботах так, что делает его невидимым свидетелем и даже участником событий. Дневник уникален своей искренностью и человечностью.
В 2003 году вышла в свет книга журналиста Валерия Шарова «Приглашение в космос». Автору посчастливилось пройти общекосмическую подготовку в Звездном городке и получить специальность «космонавт-исследователь». Полет в космос не состоялся по причине развала СССР, но время, проведенное в Звездном, для журналиста не пропало даром. Встречи и беседы с космонавтами, инструкторами, испытателями стали материалом для создания этой книги. Перед нами предстают известные и неизвестные герои космоса, раскрываются подробности некоторых драматических событий на орбите. Говорит автор и о проблемах современной российской космонавтики. И, продолжая тему космоса, Валерий Шаров и Олег Газенко в 2011 году выпустили книгу «Притяжение космоса». Здесь дается пересказ более 150 фантастических произведений, которые показывают, как на протяжении веков зарождалась и изменялась идея полета человека за пределы Земли.
Наша Вселенная, загадочная, бескрайняя и неповторимая, хранит в себе много тайн и открытий. И желание проникнуть в эти тайны космоса никогда не покинет человека.
Больше фото в фотоальбоме
Материал подготовила Юринова Лариса Фёдоровна,
ст. библиотекарь библиотеки ПКО РГО – ОИАК