"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 8

1903 г. Общество изучения Амурского края – любовь с первого взгляда

Рекомендация от Николая Кирилова. Знакомство с местным населением, желание лучше узнать полюбившийся край подтолкнули поручика Арсеньева к исследовательской деятельности. Недостаток систематических знаний по естественным и историческим наукам офицер восполнял в Обществе изучения Амурского края (ОИАК), куда однажды его привел однополчанин и энтузиаст-краевед Н.В. Кирилов.

Из воспоминаний В.К. Арсеньева: "Н.В. Кирилов любил людей и даже в тех случаях, когда кто-нибудь выступал против него, прибегая подчас к недопустимым для культурного и воспитанного человека приемам, он старался найти тому поступку извинительные объяснения. В этих случаях он не искал остроты вопроса, а, наоборот, всячески старался сглаживать острые края. Это был учёный и врач вечно деятельный, вечно занятой, неунывающий, отзывчивый и верящий в светлое будущее всего человечества" (Владивосток, 1922).

Кирилов, Николай Васильевич (1861 – 1921, Благовещенск). 1920 г. Частная коллекция.

Близкие душе Арсеньева идеи и люди. Общество изучения Амурского края, основанное во Владивостоке в апреле 1884 г., было детищем местных энтузиастов. Первая статья его устава гласила: "Общество имеет целью всестороннее изучение бассейнов р. Амура, русского побережья Восточного океана и сопредельных местностей и ознакомление с ними посредством собирания коллекций и разных сведений по всем отраслям естествознания, географии, этнографии, археологии и научной разработки собранных материалов, равно посредством составления библиотек из сочинений об указанном крае, не ограничиваясь какой-нибудь специальностью" (Устав Общества изучения Амурского края. 1897).

В центре (справа от Николаевской арки) – здание Общества изучения Амурского края. Почтовая открытка. Начало ХХ в. Частная коллекция.

Девизом членов Общества был бескорыстный труд. На свои деньги 30 сентября 1890 г. они построили кирпичное здание музея, которое располагалось около Адмиральской набережной в самом центре Владивостока и было настоящим украшением города. В музее были собраны превосходные этнографические коллекции, а в библиотеке Общества всех посетителей поражало обилие богатейшей литературы о крае, подаренной самими путешественниками.

Своей целью Общество ставило не только изучение края, но и сохранение его природы. Неоднократно предпринимались попытки создать собственный Ботанический сад. Вначале это был небольшой сквер около музея, а позже был заложен настоящий сад в районе станции Океанской. Без сомнения, Общество изучения Амурского края в ту пору лидировало в исследованиях на Дальнем Востоке. Результаты его деятельности находили отражение

Участие ОИАК в многочисленных международных и отечественных выставках свидетельствовало не только об его известности в мире, но и характеризовало научный и общественный потенциал членов Общества, которое обменивалось литературой и коллекциями более чем со ста научными учреждениями только за рубежом, не считая российских. Деятели ОИАК были кладезем знаний для пытливого В.К. Арсеньева.

Зал заседания Общества изучения Амурского края, где принимали В.К. Арсеньева в члены Общества. Владивосток, ул. Петра Великого, № 6. Архив ПКО РГО – ОИАК.

Наиболее близким другом и соратником Арсеньева стал Николай Александрович Пальчевский, бывший вице-председатель Общества, человек с непростым характером, у которого была цель организовать при музее первую на Тихом океане морскую биологическую станцию. Первая встреча с ним будущему путешественнику запомнилась на всю жизнь. Когда поручик пришел в музей и обратился к Пальчевскому за помощью в изучении края, тот, взглянув из-под кустистых бровей, предложил сначала вытереть пыль с музейных экспонатов. Удивленный Арсеньев молча снял китель и взялся за уборку. Уже потом они разговорились, и Пальчевский признался, что он хотел проверить энтузиазм нового посетителя. Будучи настоящим энциклопедистом края, он взял Арсеньева под свою опеку. Вдвоем они часто совершали продолжительные прогулки, и Николай Александрович, по натуре добрый и отзывчивый человек, с удовольствием делился своими обширными познаниями.

Пальчевский, Николай Александрович (1862 – 1909). Архив ПКО РГО – ОИАК.

Памятный на всю жизнь день. День 16 мая 1903 г. оказался памятным для Арсеньева. Как видно из протокола № 19 Распорядительного комитета ОИАК, именно в этот день он был принят в Общество действительным членом.

Из Отчета ОИАК. 1904.

В тот же день председателем Общества изучения Амурского края избрали Николая Матвеевича Соловьева, сыгравшего большую роль в судьбе В.К. Арсеньева.

 Соловьев, Николай Матвеевич (1861 – 1932, Никольск-Уссурийский)

Первая квартира Соловьева по ул. 1-я Морская, № 9, где впервые В.К. Арсеньев познакомился с ним. Здесь же состоялась первая встреча с Маргаритой, будущей женой В.К. Арсеньева. Архив ПКО РГО – ОИАК.

6 июня 1903 г. Руководство ОИАК решили "попросить поручика Арсеньева, начальника охотничьей команды, доставить О-ву для его Музея экземпляры разных убитых животных". А 13 июня того же года в книге протоколов Распорядительного комитета появилась следующая запись: "Выслушано предложение поручика В.К. Арсеньева пополнять музей различного рода материалами как зоологического отдела (шкуры, скелеты и т. п.), так и ботанического и вообще естественноисторического, и этнографического. Кроме того, В.К. Арсеньев предлагает членам ОИАК свое содействие в случае желания кого-либо участвовать в охотничьих экскурсиях, причем даже может предоставить верховую лошадь. Постановлено: принять предложение с благодарностью и обещать содействовать со своей стороны успеху коллекционирования доставлением необходимого материала и т. подобным".

Уже через месяц после вступления в Общество Арсеньев стал душой многих начинаний. Соратники по ОИАК с радостью воспользовались его предложением устраивать верховые экскурсии по Приморью, что сблизило офицера со многими из них. Увлекся В.К. Арсеньев и раскопками. Получив в Обществе инструкции, он произвел свои первые археологические работы в устье рек Шаморы и Цимухе. Тогда же он исследовал местность около устья реки Сучан, которая оказалась щедрой на археологические находки. Многое из найденного было отправлено в Санкт-Петербург в Русский музей.

Помещение музея ОИАК, где хранились экспонаты, найденные В.К. Арсеньевым. Архив ОИАК.

Отпуск за счет генерал-губернатора. Не только служебное время, но и свой отпуск Арсеньев посвящал исследованиям. Однажды, обследовав древние памятники на реках Майхе, Цимухе и Кангаузе, он столкнулся с интересными находками, среди которых ему особенно запомнилось старинное укрепление Да-шань-моу, и составил их описание.

Экспедиционные фото В.К. Арсеньева. Архив ПКО РГО – ОИАК.

Н.А. Пальчевский, которому Арсеньев показал свой труд, поразился богатству собранного материала и рассказал о нем председателю Приамурского отдела Императорского Русского географического общества С.Н. Ванкову. Тот в свою очередь доложил обо всем Приамурскому генерал-губернатору Н.И. Гродекову, который своим приказом распорядился считать отпуск офицера, проведенный за исследованиями, служебной командировкой. На нечаянные деньги Владимир Клавдиевич купил для своей библиотеки первые краеведческие книги. Позднее В.К. Арсеньев стал свидетелем завещания Н.И. Гродекова, по которому Хабаровский музей получил 14 тысяч рублей, азиатские коллекции генерала, его личную библиотеку и золотую шпагу, украшенную бриллиантами.

Гродеков, Николай Иванович (1843 – 1913, Санкт-Петербург) в своем кабинете. (1910), Гродековский музей.

Друзья на всю жизнь. Часто Владимир Клавдиевич встречался и с известнейшим владивостокским предпринимателем и не менее известным синологом М.Г. Шевелевым, который прекрасно знал древнейшую историю края. Он не только делился с молодым собеседником своими познаниями, но и показывал редчайшие китайские свитки из личной коллекции. После смерти краеведа его сын В.М. Шевелев подарил Арсеньеву старинные карты Манчжурии 7 и 8 вв. нашей эры с пометками отца - где и что следует искать.

Шевелев, Михаил Григорьевич (1844 – 1903, Владивосток) Архив ОИАК.

Н.А. Пальчевский также познакомил с другими членами Общества изучения Амурского края, о которых В.К. Арсеньев вспоминал позже.

Маргаритов, Василий Петрович (1854 - 1916, Кисловодск). Окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Кандидат естественных наук (1880). С 1880 г. на административной и преподавательской должностях во Владивостоке и Хабаровске. Окружной инспектор училищ Приамурского края (1894 - 1909). Из Путевого дневника В.К. Арсеньева.

В.П. Маргаритов рассказал поручику Арсеньеву о жизни коренных народов.

Михайловский, Всеволод Федорович (Францевич?) (1859 - 1920, Владивосток) и объекты его археологические исследований. Окончил колледж Тун-вэнь-гуан в Пекине и вольнослушателем китайско-маньчжурское отделение Восточного института во Владивостоке по1-му разряду (1916). Служил в Управлении Приморской области в основном на преподавательских должностях.

В.Ф. Михайловский был известен своим интересом к археологическим раскопкам. Он занимался этой наукой еще под руководством первого председателя ОИАК Фёдора Фёдоровича Буссе. Михайловский поделился с молодым офицером Арсеньевым своим богатейшим опытом.

Слюнин, Николай Васильевич (1850 – 1926).

Многие годы Н.В. Слюнин изучал морскую фауну и флору. В 1893 г. Общество изучения Амурского края предоставило ему помещение для исследований. Врач также занимался изучением народных лекарств и описанием минеральных вод, публиковал статьи в медицинских журналах. Слюнин собирал антропологические и зоологические коллекции во время плаваний и занимался исследованиями промысла котиков. Своими знаниями он охотно делился с Арсеньевым. С 27 марта 1912 г. Слюнин являлся председателем Приамурского отдела Императорского общества востоковедения. Тогда он еще ближе подружился с Владимиром Клавдиевичем.

Дербек (Dörbeck), Фёдор Альбертович (Фридрих Альберт Альбертович) (1871 - до 1947). Окончил естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета (1894) и Военно-медицинскую академию в СПб. Корабельный врач на транспортах "Алеут", "Тунгус" и во Владивостокском морском госпитале. Защитил диссертацию в Казанском университете.

Настоящий эрудит в области природы Ф.А. Дербек подружился с Арсеньевым, который был на год его моложе. Фёдор Дербек познакомил его с музейным делом. Он был заведующим музеем Общества с 1902 г. по 20 ноября 1914 г., занимался систематизацией коллекций музея, также изучением быта коренных народностей.

Слева адмирал С.О. Макаров, крайний справа заведующий музеем Общества изучения Амурского края Ф.А. Дербек (крайний справа), который, вероятно, демонстрировал зоологическую коллекцию, собранную в 1902 г. на транспорте "Алеут" в плавании в Охотском и Японском морях. Архив ПКО РГО – ОИАК.

Мольтрехт, Арнольд Карлович (нем. Arnold Christian Alexander Moltrecht) (1873 – 1952, Бейрот, Западная Германия).

Многие годы В.К. Арсеньев поддерживал дружеские отношения с врачом-офтальмологом и энтомологом-любителем Мольтрехтом, который приехал в 1902 г. на Дальний Восток. Одним из первых европейцев Мольтрехт стал изучать Тайвань и после поездки на Формозу, как тогда называли остров, выступил в ОИАК с докладом. В Обществе энтомолог пользовался авторитетом: член распорядительного комитета, казначей и ученый секретарь по иностранной корреспонденции, заведующий музеем (1914 – 1917), входил в первую библиотечную комиссию. Книги Мольтрехта с дарственной надписью имелись и в библиотеке Арсеньева.

Автор: Амир Хисамутдинов,

председатель архивно-библиотечной комиссии ПКО РГО – ОИАК

 

Материалы по теме:

"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 1. Как появилась "богом данная" фамилия Арсеньев

"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 2. Детство и юность

"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 3. Путь на Дальний Восток начался с Польши

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 4. Боевое крещение в Благовещенске

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 5. "Привет из Владивостока", или Первые впечатления

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 6. "Видно, что поручик Арсеньев, любитель сценического искусства"

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 7. Первые легенды о встрече с Дерсу Узала

НАШИ ПАРТНЕРЫ