К началу учебного года
В новом учебном году в Приморском крае, как и по всей стране в школах создаются специальные классы, в том числе планируется создать 17 морских. Об этом заявила врио зампредседателя Правительства – министра образования края Эльвира Шамонова накануне во время рабочего визита в Дальрыбвтуз.
Сейчас август - пик чествования юбилея В.К. Арсеньева. К сожалению, все говорят о нем только как о писателе, путешественнике, учёном, опуская факт, что именно он в Приморском крае создал систему краеведения в вузах и школах. Об этом публиковала и пропагандировала член Русского географического общества С.С. Пай. А в 1926 году в Обществе изучения Амурского края он создал клуб «Юный краевед». В начале этого века по инициативе Краевой Детско-юношеской газеты «Прибой» клуб был восстановлен. К юбилею Владимира Клавдиевича нам есть чем гордится. Одно из главных направлений «История и практика морского образования для подростков в России и в Приморье» была развёрнута довольно полно. Мы защищали эту тему на конкурсах всех уровней, работали с десятками школ, провели конференцию в 2007 г., круглый стол в 2017 г. Собран богатейший, в том числе и архивный, материал.
Однако методического сопровождения со стороны образования не наблюдается. И в СМИ, и в работах школьников и даже в публикации музея МГУ имени адмирала Г.И. Невельского встречаются примитивный слепок по этой теме.
Вот пара примеров:
«Владивостокский морской рыбопромышленный колледж. Встреча с юнгами огненных рейсов.
8 апреля 2016 года представители колледжа приняли участие во встрече с «Юнгами огненных рейсов», проходившей в издательстве газеты «Владивосток».
Там же «Приказом Наркомфлота П. Ширшова за No 300 от 16 октября 1942 года был учрежден (введён) институт воспитанников юнг на транспортном флоте. Три тысячи детей от 12 до 16 лет приехали во Владивосток учиться морской науке на учебном судне «Зырянин» для дальнейшей службы на кораблях Ленд-лиз».
Несколько строк, а сколько путаницы. Речь идёт об одном только приказе наркома морского флота. А ведь Наркомы: ВМФ, рыбопромыслового и речного флотов издавали свои приказы о введении института юнг отдельно. Как раз о рыбопромысловой школе юнг и ФЗО в бухте Врангеля в Находке курсанты Морского рыбопромышленного колледжа и не вспомнили.
А вы себе можете представить как разместились три тысячи юнг на «учебном судне» «Зырянин», где команда 40 - 60 человек. В Государственном архиве Приморского края (ГАПК) хранятся ежегодные отчеты ДВГМП военных лет, с данными сколько в Дальневосточном Государственном Морском Пароходстве (ДВГМП) было юнг и отдельно учеников и, конечно, цифры там иные.
В интернете можно встретить и такую информацию: «Школы юнг были упразднены после создания в Советском Союзе военно-морских училищ в 1943 году (Нахимовские училища, примечание Новик)». Заглянем опять в ГАПК.
«ШКОЛЫ ЮНГ (ГАПК)по СССР Приказ НКМФ No 322 от 18.06.1944 Фонд 46, опись 81, дело 19.
Мероприятия по подготовке в школах юнг морского флота начало учебного года Утвердить контингент школ юнг:
Архангельская - 250 чел.
Астраханская – 150 чел.
Бакинская – 200 чел. Одесская – 500 чел. Херсонская – 500 чел. Ялтинская – 500 чел.». И далее такие же приказы.
В Приморье в ДВГМП школу юнг создали только в 1945 году на пароходе «Балхаш» и просуществовала она вместо трёх лет два года. На п/х «Трансбалт» было несколько месяцев поточное обучениях юнг собрали с судов, чтобы подтянуть им школьную программу.
Снова, из документов ГАПК.
«ГАПК ф46 оп, 81, дело 22 согласно распоряжения зам. начальника морского флота т. Балахова от 26. 09. 1943г. об организации 4-х месячного обучения юнг на п/х «Трансбалт». Снято с 18 судов 42 юнги и направлены на пароход «Трансбалт».
Ст. пом. капитана Тычков, боцман Шахтин. Им вменяется проводить занятия с юнгами».
Нами был в 2017 г. подготовлен буклет, где вся система обучения юных моряков в Приморье в годы войны собрана и продолжает уточнятся. А к 75-летию Победы на конкурсе, проведённом партией Единая Россия «Лучший школьный музей памяти Великой Отечественной войны» на региональном этапе презентация о возрождении Межшкольного музея юнг заняла второе место.
Но методический отдел Краеведения и музей Дворца детского творчества продолжают распространять информацию о юнгах, игнорируя надежный источник архива.
А теперь о спецшколах Наркомпроса. В СССР одной из форм военной подготовки были специальные общеобразовательные учебные заведения Наркомата просвещения, готовящих юношей 8 - 10 классов для поступления в различные военные училища. Начало создания школ таких школ было положено в 1937 году - тогда в Москве. Ленинграде и ряде других городов возникли так называемые артиллерийские школы. В 1940 году - военно-морские и военно- воздушные. Одна из семи военно-морских под № 4 была во Владивостоке на улице Менжинский в старом здании школы № 19. Ученики школы №19 и вели поиск совместно с ветеранами (классный руководитель Н.Ф. Пойс). Это был один из лучших поисковых отрядов Межшкольного музея юнг.
Но поскольку методический кабинет в отделе краеведения игнорирует эту тему, координация работы со школами отсутствует. В прошлом году завуч школы № 19 участвовала в мероприятии нашего клуба в ОИАК «Герои Великого океана», проводимого со школой 57, продолжение сотрудничества не получилось. В школе № 19 до сих пор поисково-исследовательская работа не восстановлена по этой теме.
Создавая 17 морских классов, обойтись без истории морского образования для детей и юношества вроде невозможно. Но пока информации как это реализовывается - никакой нет. А сама система подготовки моряка с детства в СССР и России продолжалась. Когда
Стали создаваться детские морские флотилии и клубы, Приморье было лидером, а, возможно и первым, создав пионерскую флотилию «Варяг».
На сегодняшний день из трёх детских флотилий ликвидирована флотилия «Меридиан». Вначале ее перевели в систему «кружков вышивания», а накануне создания морских классов, ликвидировали. Но именно руководитель флотилии «Меридиан» капитан второго ранга ВМФ, капитан дальнего плавания В.Т. Трухно обратился в региональное Министерство просвещения с предложением, что подготовку юных моряков необходимо вести на базе школы.
Очень бы хотелось, чтобы поисково-исследовательская работа обучающихся и желание к сотрудничеству заинтересованных объединились бы в хорошем начинании. А гласность и сотрудничество заняли бы своё законное место.
А.С. Новик, председатель клуба «Юный краевед» ПКО РГО – ОИАК.