Жизнь отданная балету

1969 год был насыщен юбилейными датами в общественной и культурной жизни города, а в июне месяце, в театре им. А.М. Горького торжественно открылась декада литературы и искусства Украины. Праздник «Дружбы народов» продолжили прославленные мастера украинского искусства. Как отмечали газеты Владивостока того времени, город был наполнен чарующей музыкой, вихревыми танцами и, конечно же, юмором, которым так славится украинский народ (Тимошенко и Березин - «Тарапунька и Штепсель»). Афиши с именами украинских знаменитостей украшали центральную улицу города. Они представляли коллективы театров Киева, Харькова, Одессы, Львова.

В 60-е годы прошлого столетия в Львовском государственном театре оперы и балета им. Ивана Франко начал свою творческую деятельность в качестве главного балетмейстера приморец Заславский Михаил Самойлович, чья жизнь была тесно связана с городом Владивостоком и Украиной.

Михаил Самойлович Заславский, балетмейстер, заслуженный деятель искусств Бурятской АССР (1959г.), Украинской ССР (1975 г)

Михаил родился в 1925 году в небольшом украинском городке, где встретились и полюбили друг друга - Елена Давыдовна Дунаевская (близкая родственница И. Дунаевского, знаменитого композитора, создававшего солнечную и жизнерадостную музыку) и Самуил Иосифович Заславский. Через некоторое время Самуил Иосифович перевозит семью во Владивосток и поселяется в районе Голубиной пади на улице Селенгинской, 2 (современное здание таможни).

В 1893 году в лесистом распадке появились первые голуби, которых командир саперной роты Третьяков завез сюда на судах Добровольного флота. Лишь 21 февраля 1905 года городская управа Владивостока выдала военному ведомству разрешение на строительство голубятни для почтовых птиц. Так на карте города появился район с официальным названием Голубиная падь.

Детство и юность Михаила, как и его близких друзей - Вадима Мялка и Альберта Масленникова, - проходили в окрестностях Голубинки, Первой речки и сопки Орлиное гнездо. С нее открывался прекрасный вид на Владивосток, бухту Золотой Рог, Голубиную падь, на родные улочки, взбегавшие по склонам сопки и родную школу на улице Гоголя.

У Михаила было увлечение - это школьный кружок народного танца, в котором он был одновременно руководителем, сценаристом и оформителем. Энергичный паренек привлек многих мальчишек и девчонок Голубинки в этот кружок. Они выступали в городе, в пионерских лагерях пригорода, занимали призовые места.

В 1940 году Михаил заканчивает школу и работает руководителем Ансамбля народного танца в клубе Дальзавода (клуб имени Ильича).

Начавшаяся война изменила жизнь Михаила: он обучается в морской спецшколе, которая находилась на улице Пологая, 67, в нее набирали мальчиков 15-17 лет. Позднее Михаил, вместе с отцом, был призван в армию. В семье наступили тревожные дни, ожидания весточек с фронта. Галина Давыдовна получила на обоих похоронки. В 1945 г. оба вернулись домой живыми. Михаил был награжден медалями «За боевые заслуги», а в сентябре 1945 — «За победу над Японией».

В Москве 1971 г.

После демобилизации он вернулся к любимому делу - танцевальному ансамблю. Узнав о наборе в ГИТИС на отделение балетмейстеров, которое проводили всего один раз в четыре года, Михаил едет в Москву. Здесь возникли трудности - приемные экзамены почти закончились, а у него самого за плечами была неполная средняя шкода. Молодость, страсть к музыке, танцам, природный талант обратили на себя внимание московских преподавателей. Михаил был принят на первый курс с условием досдачи экзаменов за среднюю школу. Он сдал экзамены на «отлично» и последующие годы учебы в ГИТИСе получал именную стипендию.

Во всех своих творческих исканиях Михаил находил поддержку родителей и жены Виктории. Виктория училась в той же школе в Голубиной пади, была солисткой в театральных постановках в клубе Дальзавода, закончила вечернее отделение ГИТИСа по классу вокала.

Закончив ГИТИС, в 1954 году Михаил получает назначение в театр оперы и балета в город Улан-Удэ. Бурятский Государственный академический театр ведет свою историю с 20 декабря 1939 года, с организации музыкально-драматического театра, от которого в 1949 году отделился театр оперы и балета. Развитию этого театра способствовало привлечение молодых творческих сил. В 1955 году впервые в театре был поставлен спектакль «Жизель», хореографом которого явился М. Заславский. Бурятского зрителя его работы волновали и восторгали тонкостью и проникновенностью сюжетов.

Сцена из балета «Красавица Ангара» 1959 г.

Михаил изучает край, его природу, особенный колорит жизни Бурятии. Именно здесь во всей полноте раскрывается талант Заславского. Пресса отмечала следующее: «У бурятского народа есть немало преданий, легенд, сказок, поэтически одухотворяющих природу Бурятии, и особенно озеро Байкал и реку Ангару. Именно эти предания легли в основу либретто балета. Юная красавица Ангара, дочь старого Байкала, и смелый юноша Енисей влюблены друг в друга, но их счастье стремится разрушить коварный Чёрный Вихрь...». Поставленный в 1959 году, спектакль стал триумфом талантливого балетмейстера и в этом году ему присвоили звание «Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР». Спектакли труппы под руководством балетмейстера Заславского, привлекали внимание не только в нашей стране, и неоднократно театр представлял свое искусство в разных странах, в том числе и в Монголии. Богатейший репертуар театра, высокое мастерство артистов, музыкантов, танцовщиков приумножали славу многонационального искусства Бурятии.

В 1962 году Заславский получает приглашение на работу в Государственный театр оперы и балета им. И. Франко в качестве главного балетмейстера. Древний город Львов всегда мудрый, жизнерадостный и прекрасный принял М. Заславского, основоположника национального балета Бурятии - доброжелательно. В этот период творческая жизнь коллектива Львовского театра оперы и балета была связана с деятельностью М. Трегубова, который особое внимание уделял созданию национального репертуара. Балеты Михаила Заславского приобретают все большую танцевальную образность и выразительность, передающие особую духовность культуры украинского народа с его многовековыми национальными традициями.

Встреча с послом СССР в Монголии В.М. Молотовым. М.С. Заславский во втором ряду крайний справа

В Львовском театре Михаил Заславский работал с 1962-1976 годы. Он осуществил постановки: «Красавица Ангара» (1962), «Орыся» А.С. Кос-Анатольского (1964) и многие др.

В 1971 году Михаил Самойлович был назначен главным балетмейстером концерта в Кремлевском дворце съездов. В следующем, 1972 году его наградили Государственной премией имени М. Глинки. В 1975 году получил звание - «Заслуженный деятель искусств Украинской ССР».

Многие годы он преподавал в Львовском культпросвет училище, весь свой опыт передавал молодежи. Вторым балетмейстером в Львовском театре оперы и балета работал его ученик и земляк по Владивостоку Анатолий Шекеро, который успешно поставил балет «Спартак». По воспоминаниям друзей, Михаил Заславский, приезжая во Владивосток, даже в зените своей славы, оставался прост в общении, делился с друзьями своими планами. Он искал легенды, связанные с нашим городом и Приморьем. Но мечта не осуществилась, он рано ушел из жизни.

С фотографии на нас смотрит лицо волевого, целеустремленного человека, который посвятил себя самому любимому делу свой жизни – балету.

Дергачева Ираида Георгиевна – член ПКО РГО – ОИАК,

бывший учитель МБОУ СОШ №2, г. Владивосток.

Фотографии предоставлены А.С. Новик.

 

 

Для сообщения использована литература:

  1. Музыкальная энциклопедия под ред. Ю.В. Келдыша, 1973 - 1982.
  2. Энциклопедия «Балет» под ред. Ю.Н. Григоровича, 1987
  3. Детская энциклопедия. Т. 12, 1977г.
  4. Замбалова Г.Д. Священный Байкал, 2000г.
  1. Еврейская энциклопедия  РЕЭ. Т.1, 1994г., с.479.
  2. Архив музея МБОУ СОШ №2.

НАШИ ПАРТНЕРЫ