Багдифи. Лесные люди

Члены секции экскурсоведения и краеведения Приморского краевого отделения Русского географического общества – Общества изучения Амурского края съездили в гости к жителям села Красный Яр, место компактного проживания коренных малочисленных народов Приморского края - нанайцев и удэгейцев. Организаторами поездки выступили Благотворительный фонд «Надежда», г. Уссурийск, руководителем которого является Сергей Точеный, и Общественная организация малого и среднего предпринимательства УМО «Опора России» под руководством Балашова Романа. Культурно-познавательная поездка в с. Красный Яр Пожарского района была организована для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей. По пути следования члены секции познакомили юных экскурсантов с историей освоения Приморского края.

Село Красный Яр расположено в северной части Приморского края, более 100 км к востоку от административного центра района — посёлка Лучегорск, на левом берегу реки Бикин. Добраться до села не так-то просто. Нам помогла турфирма «Восток Интур» во главе с её директором Мухиной Инной Михайловной, любезно предоставившей комфортабельный автобус. Наш путь начался в 5 утра из Владивостока с заездом в Уссурийск и закончился около 19 часов вечера непосредственно у жителей этого замечательного, добродушного и гостеприимного народа. По пути следования мы делали остановки и конечно же завтракали – обедали благодаря организации и заботе о детях ОВЗ его директору Точеному Сергею Викторовичу, да и вся организация, размещение, питание, программа состоялась благодаря его хлопотам и стараниям.

Хоть путь следования наш составил более 10 часов, тем не менее красота приморской природы, девственной уссурийской тайги скрасила трудности дороги. Это путешествие, которое знакомо нам по книгам Владимира Арсеньева «Дерсу Узала» и «По Уссурийскому краю». Сто лет назад он путешествовал и исследовал как раз эти места. По приезду часть разместилась в гостевых домиках, а часть в семьях удэгейцев. И хочется сказать огромное спасибо семье Юрия Ивановича и Раисы Леонидовны Пеонка, у которых мы проживали. Такого радушного и семейного приёма в наше время встретить уже почти невозможно.  Именно здесь нас погрузили в национальную удэгейскую кухню – настоящую, таёжную, основанную исключительно на природных дарах Уссурийской тайги: речной рыбе, диком мясе, дикоросах. И благодаря природной чистоте многие местные продукты употребляются в сыром виде.

Культурная программа нашего пребывания оказалась очень насыщенной и знакомство с селом началось со знаменитого памятника Дерсу Узала. Открыт он был в 2019г, скульптор Алексей Степаненко. Бронзовый Дерсу – это выражение благодарности всем проводникам, помогавшим исследовать Уссурийский край. "Каждый раз, когда я оглядываюсь назад и вспоминаю прошлое, передо мной встает фигура верхнеуссурийского гольда Дерсу Узала... Сердце мое надрывается от тоски, как только я вспоминаю его и нашу совместную с ним странническую жизнь", - писал Арсеньев в предисловии к книге "В дебрях Уссурийского края".

Потом нас пригласили в центр удэгейской культуры, где познакомили с историей села и национальным парком «Бикин». Удэгейцы переселились на берега реки Бикин с побережья Японского моря в XIX веке. Спасаясь от эпидемии оспы, они пришли к реке по хребту Сихотэ-Алинь. Родовые общины жили на этой земле разрозненно и кочуя по тайге, пока советские власти не решили объединить аборигенов. В рамках политики по укрупнению населенных пунктов их поселили во времянках на высоком берегу, защищенном от наводнений. Так в 1957 году образовалось село Красный Яр. Но в целом образ жизни потомственных охотников мало чем отличается от того, что был у их предков: большую часть времени они по-прежнему проводят в лесу. Удэгейцы и нанайцы всегда были охотниками и рыболовами, так оно и осталось по сей день, а потому в селе практически нет домашнего скота. А вот огороды почти во всех дворах и у каждого краснояровца есть лодка. На них ездят по реке до родовых охотничьих участков, которые национальный парк сохранил за коренными жителями или на рыбалку за хариусом, ленком, тайменем.

Бики́н — река в Приморском и Хабаровском краях, правый приток Уссури. Длина реки — 560 км и берёт начало в центральной части Сихотэ-Алиня. Долина реки Бикин в 2018 году внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. «Бикин» с удэгейского означает «река, текущая между гор, богатая рыбой, а прибрежные горы — зверем». Есть и другая версия — «Бикин — это старший брат, а многочисленные притоки — это сёстры». В среднем течении реки расположено национальное село Красный Яр, населённое представителями этой народности. Исторически берега Бикина были заселены удэгейцами. Лесной участок в нижнем течении Бикина площадью свыше 4 тыс. км² является крупнейшим в мире нетронутым массивом кедрово-широколиственных лесов. Данный лесной массив в 1993 году был объявлен территорией традиционного природопользования, а в июне 2009 года передан в аренду общине коренных малочисленных народов (удэгейцев). Кстати, с организацией национального парка "Бикин" в селе много что поменялось. У жителей села появились новые рабочие места, т.к. все проводники парка - удэгейцы. Никто кроме них не сможет легко пройти в десятках ее больших и мелких проток. Национальный парк "Бикин" - единственная в стране особо охраняемая территория федерального значения, в задачи которой входит сохранение традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Образован в 2015 году постановлением Правительства Российской Федерации в рамках программы «Амурский тигр». При площади 1 160 469 гектаров это один из крупнейших национальных парков России. Директор нацпарка Алексей Викторович Кудрявцев подарил книгу об удэгейском художнике Иване Ивановиче Дункае. Многие аспекты жизни удэгейцев и тайгу в районе Бикина отражал в своих картинах И. И. Дункай, заслуженный художник Российской Федерации, родом с берегов Бикина. Его работы можно увидеть как в самом посёлке, в дирекции нацпарка.

Почти две третьих жителей Красного Яра - удэгейцы. В 2019 году жительница села Наталья Канчуга на встрече с президентом России Владимиром Путиным озвучила проблему сохранения уникального удэгейского языка и традиций этого народа. И нам был показан мастер-класс по изучению языка и рассказано о некоторых традициях. Прогулялись мы по посёлку и увидели интересный памятник, посвящённый жителям села, погибшим во Второй Мировой Войне.  Многие из них стали снайперами, что неудивительно: все они были охотниками и поэтому отличными стрелками. Винтовка на памятнике на это и указывает. Впечатлило нас и оформление чердаков в своих домах – оказалось такую красоту сделал гениальный строитель и художник Юрии Марцинюк, поставивший в селе десяток удивительных домов. Познакомились с резчиком по дереву Владимиром Леонидовичем Суляндзига, а на мастер-классе по национальной удэгейской кухне попробовали суп из борщевика. Удэгейская кухня вкусная, необычная и ее много:

- Тала-Талахонь (сырое мясо изюбря+дайкон)
- Аунте(щи из молодого борщевика)
- Закта (жидкая рисовая каша с молоком)
- Лянцай (варёная  картошка,фарш изюбря)
- Бовза (пирожки на пару)
- Дюцехаза (приправа из цветков дикого чеснока,  горький перец)
3 вида папоротника:
- удыгейский(зеленый)
- орляк(коричневый)
- осмунд( варят 2 минуты)

Ну, а в последний день нашей программы мы покатались по льду Бикина на собачьих упряжках и снегоходах.

«Незабываемые три дня пролетели очень быстро. Мы смогли акунуться в традиции и быт удэгейского народа. Благодаря тому, что мы жили в семье, мы своими глазами увидели, как они живут, что кушают, как развлекаются. На этнокультурной площадке «Мео» повязали ленточки, задобрили духов. Для детей, да и для взрослых, полным погружением в удэгейскую культуру были мастер-классы по изготовлению сувенирных тапочек, удэгейского танца вместе с танцевальным коллективом «Кэсихи». Программа продумана очень грамотно, наполнена и историей и интерктивами, что важно для детей», - Инна Мухина

Поэтому, если хочется понять и почувствовать нашу тайгу, пообщаться с этническим меньшинством – то это к ним, лесным людям удэге.

Больше фото в фотоальбоме

Текст, фото: Иинна Мухина, Марина Тимчук, Виктория Богданович

НАШИ ПАРТНЕРЫ