В Бурятии член ПКО РГО – ОИАК создал первую в мире марку из рога яка
В Республике Бурятия вышла в свет первая в мире марка из рога яка - бурятской породы Сарлык* (YAK HORN STAMP). Эмитентом первой в мире марки-виньетки из рога яка - бурятской породы Сарлык* (YAK HORN STAMP) выступил историко-приключенческий филатуристский проект «POSTVENTURE & Почтовое приключение» https://postventure.ru (ООО «Традиции почтовых сообщений») при участии ООО «Угалза» при поддержке Приморского краевого отделения Русского географического общества - Общества изучения Амурского края, Бурятского республиканского отделения Русского географического общества, Туристского информационного центра Республики Бурятия «Байкал» и Международного сообщества филатуризма.
Автором первой в мире марки-виньетки из рога яка - бурятской породы Сарлык* (YAK HORN STAMP) выступил исследователь - путешественник, историк почты, руководитель Проекта «POSTVENTURE & Почтовое приключение», член РГО-ОИАК и руководитель Международного сообщества филатуризма - Валерий Сушков.
Марка-виньетка из рога яка - бурятской породы Сарлык* (YAK HORN STAMP) разработана и выполнена в производственном цеху ООО «Угалза», Республика Бурятия. Косторез-мастер: Павлов Павел Владимирович, мастер по росписи: Павлова Алла Сандановна. На необычной марке из рога яка изображен популярный герой Бурятского эпоса «Гэсэр»**, размещена надпись на английском языке YAK HORN STAMP, что означает марка из рога яка, размещен персональный номер начиная от №1 и т.д. и уникальный номинал – 1 рог, а также год выпуска марки - 2023. Марка из рога яка с росписью имеет вес – от 6 до 7.5 г, толщину - 2 мм., размер - 40 x 50 мм.
Первая в мире марка-виньетка из рога яка - бурятской породы Сарлык* (YAK HORN STAMP) будет отправлена в адрес Научного архива РГО, центрального офиса РГО и в Центральный музей связи имени А.С. Попова.
Ранее, в марте 2023 года, Валерий Сушков уже выпускал в свет первые в мире марки-виньетки из бивня мамонта в Якутии, из бивня моржа на Чукотке и в апреле 2023 года из янтаря в Калининградской области.
Марки-виньетки из рога яка - бурятской породы Сарлык* (YAK HORN STAMP) выпущены ограниченным тиражом преимущественно для филателистов и коллекционеров. Подлинность марки-виньетки из рога яка - бурятской породы Сарлык (YAK HORN STAMP) подтверждает сертификат соответствия от ООО «Угалза».
Заказать первую в мире марку из рога яка - бурятской породы Сарлык* (YAK HORN STAMP) вместе с сертификатом в качестве почтового сувенира можно по предзаказу по контактам ООО «Традиции почтовых сообщений»: E-mail: info@postventure.ru или по тел./WhatsApp: +7-950-805-22-11.
*В Республике Бурятия развивается бурятская порода Сарлык.
Як — парнокопытное млекопитающие, представитель рода настоящие быки семейства полорогие. В русской традиции Яков называли сарлыками, тибетскими или хрюкающими быками. Последнее название связано с тем, что животное в случае недовольства начинает хрюкать. Родиной Яков является Тибет, где животное широко используется как вьючное и мясное. Применяется также в пищу и молоко этого вида парнокопытных.
В Окинском районе Бурятии разводят сарлыков (бурятскую породу яков) и хайныков (помесь сарлыка с коровой) - крупных жвачных животных с длинной шерстью и большими рогами, характерных для Монголии и Тибета.
Хозяйственное значение яка состоит в том, что он, вполне заменяя по продуктивности крупный рогатый скот, разводится в высокогорных районах (2000 - 3000 м над уровнем моря), где обычный скот содержать сложно. Молоко яков употребляют в пищу. По качеству оно не уступает молоку коз и овец, верблюдиц и коров, отличаясь большим количеством жира. Преобладающая масть монгольского яка - черная, часто встречаются бурые и серые яки. Крепкое телосложение и хорошая покрытость волосяным покровом позволяют яку легко переносить суровые высокогорные условия. Стада яков могут быстро перемещаться через таежную чащу, так что догнать их можно только на лошади.
Яки обитали в этой долине с древних времен. По преданиям, когда один из первых бурятских охотников в 1740 - 1750 гг., преследуя раненого изюбра, попал в Окинскую долину, его поразили богатство и красота этого края. Он увидел многочисленные дикие стада из 10-20 яков каждое, 40-50 изюбров одновременно. После его рассказов буряты направили туда семерых молодых охотников с наказом охранять богатство долины. Постепенно были основаны бурятские селения по всей Окинской долине.
Сегодня в Окинском районе проживает около 5 тысяч человек, в основном буряты и коренные жители Горной Оки - сойоты, многие из которых не утратили своих обычаев и сохранили основные формы кочевого уклада жизни скотоводов.
**Гэсэр - Героический эпос и уникальный памятник духовной культуры бурятского народа.
«Гэсэр» стал символом центральноазиатской общности различных культур и традиций. Эпос распространен у тибетцев, монголов, тувинцев, алтайцев, калмыков, северотибетских уйгуров. В бурятском фольклоре, как и в фольклоре других народов мира, бытуют такие жанры, как сказки, легенды и предания. Но особое место занимает героический эпос. Героические сказания бурят называют улигерами. Это высшее достижение устного народного творчества бурятского народа. Улигеры являются неотъемлемой частью эпического наследия народов Сибири.
Гэсэр (Гесер, Гэсэр-хан) — персонаж тибетской мифологии (Гесар, Кесар) и мифологии монгольских народов, включая бурят (Абай Гэсэр хүбүүн); прообразом Гэсэра могли послужить тибетский князь Госыло, Чингисхан, Александр Македонский, а этимология его тибетского имени Кесар, возможно восходит к кесарь/цезарь. Является сыном верховного бога Хормусты (Хурмасты) родившимся на земле для того, чтобы одолеть чудовищ, появившихся из кусков тела Атай Улана.
В центре сказания - подвиги богатыря Гэсэра, небожителя, который спустился на землю и заново рождается в нищей пастушеской хижине, ибо только «человеческое дитя», рожденное в бедной семье, может, по мысли создателей эпоса, понять чаянья народа, «слезы женские и мужские...» Будущий герой родился в семье семидесятилетнего старика и его шестидесятилетней жены, которая на самом деле была дочерью солнца, и получил имя Зургай. Это был некрасивый ребенок: сопливый и шелудивый, однако уже в раннем детстве проявились магические способности этого необыкновенного младенца. Его земные родственники начали догадываться о великом предназначении будущего героя.
Еще в то время, когда Зургай лежал в люльке, к нему был послан злой шаман, который должен был погубить героя. Младенец легко справляется с шаманом.
Героический эпос «Гэсэр» существует, по крайней мере, тысячелетие. Его по праву считают одним из наиболее значительных произведений мирового героического эпоса, называя «Илиадой Центральной Азии».
В поэме воспевается верность долгу, клеймится позором измена и предательство. «Гэсэр» – это гимн любви к своей земле. «Не допускай врага к родной земле, не жди его, но выходи навстречу, там-то он будет побежден» – вот один из важнейших мотивов этого эпического сказания.
Тысячелетие эпоса «Гэсэр» торжественно отмечалось в Бурятии в 1995 году.
Художник: Николай Рерих. «Гэсэр-хан»
Образ Гэсэр-хана, легендарного героя эпосов азийских народов, занимает особое место не только в художественном наследии, но и в очерках, книгах Николая Константиновича, в научных трудах Юрия Николаевича, в работах Елены Ивановны, в творчестве Святослава Николаевича Рерихов.
Валерий Сушков, исследователь-путешественник, историк почты, член РГО,
гл. почтмейстер Международного сообщества филатуризма,
автор и руководитель Проекта POSTVENTURE