Художник-металлург с душой моряка. Памяти Г.Ф. Шароглазова
Культурное сообщество Владивостока, Приморья, да и всего Дальнего Востока в эти дни понесло невосполнимую утрату. 10 июня на 72-м году жизни скончался самобытный художник, известный скульптор Георгий Федорович Шароглазов. Он - один из немногих наших современников, кто активно "ваял" лицо города Владивостока, старательно вписывая в городскую среду свои скульптурные творения. Герои его работ: цесаревич Николай, государь Петр I, Приамурский генерал-губернатор Николай Гродеков, Герой Советского Союза Василий Чернышев, актеры, писатели, спортсмены, шахтеры, простые солдаты... Но долгие годы своей творческой судьбы посвятил неугомонный скульптор изучению жизни и воплощению в металле образа легендарного адмирала Василия Завойко. Все, что было связано с этим именем, он свято оберегал и отчаянно боролся за воссоздание памятника адмиралу на прежнем месте во Владивостоке. Одной победой в этом направлении он особо гордился: в Петропавловске-Камчатском был открыт бюст Завойко работы Георгия Шароглазова.
Скульптор родился в Забайкалье и никогда не забывал свои родные места, именно в родном селе он установил памятник солдату на мемориале односельчанам, не вернувшимся с войны...
И все же Владивосток был и остался главным городом для него, курсанта мореходки, круто повернувшего колесо Фортуны в сторону скульптурного искусства.
Его биография есть в свободном доступе, и каждый может с ней познакомиться. Но по сути она осталась жить в его многочисленных работах и тех проектах. в которых он принимал непосредственное участие.
Известный итальянец Бенвенуто Челлини называл скульптуру в восемь раз более великим искусством, чем все остальные виды изобразительного искусства, потому что у статуи восемь видов, и все они должны быть одинаково хороши. Не только от угла зрения зависит восприятие скульптурного портрета или от того, как ложится свет, в любой монумент художник вкладывает свою душу, подчеркивая то, как он понял своего героя, кем он хочет его представить людям. Это сложный процесс. Он требует огромной духовной и физической работы, многих знаний, иначе творение не впишется в городскую среду и останется инородным ...
С этими задачами художник справлялся всегда. В большинстве своем работы Георгия Шароглазова - скульптурные исторические портреты и в этом их большая ценность.
Особой благодарности заслуживает реставрация ростральной колонны с фигурой моряка и парусником, которую буквально из ветхости восстановил Георгий Федорович. Этот памятник — визитная карточка Владивостока, он встречает каждого на въезде в город. Он стоял лицом к старой шоссейной дороге. При подготовке к Саммиту АТЭС после реконструкции дороги, Моряк оказался посреди новой трассы. Прекрасный памятник был отреставрирован капитально и развернут к Амурскому заливу. В этом заслуга Георгия Шароглазова.
Более десяти лет Георгий Федорович состоял в Обществе изучения Амурского края. Все, кто знали его, отмечали его необыкновенную работоспособность, ответственность, совестливость, непримиримость к халтурщикам и ко всему, что мешает развиваться истинным талантам.
Слова память и памятник - одного корня... В памятниках будет жить благодарная память о таланливом скульпторе, оставившем свой яркий след в истории Дальнего Востока.
Татьяна МОТОРИНА
Церемония прощания состоится в четверг, 15 июня, в 13.00 в Подгороденке.