Ладья «Пилигрим» в ходе многолетней кругосветки зашла во Владивосток, экипаж рад гостям
ИСТОЧНИК: PRIM-TRAVEL.RU
Во Владивосток зашло судно «Пилигрим» – реплика поморской ладьи XVII века. Парусник и его команда вобрали в себя все – страсть к истории и познанию мира, романтику и умение слышать себя и других, бесстрашие и слаженность действий командой, науку и народную дипломатию.
Команда открыта для общения. Расскажет и покажет все. А тем для диалога – непаханое поле. Начиная от строительства судна и до планов на перспективу. Этот небольшой 15-метровый парусник был построен в Петрозаводске в 2017 году, после чего команда под управлением Сергея Синельника, отправилась «опоясывать» планету, и за это время посетила уже 15 стран. Состав команды периодически меняется – кто-то ради науки, кто-то ради экстрима. Иногда на борту человек 10, а иногда и двое. Вот только Сергей Синельник, Заслуженный путешественник России, прошел весь путь, а это почти 18,5 тысяч морских миль.
При строительстве лодки ставка делалась на историческую достоверность. Сам Сергей Синельник сетует, что забываем и историю, и ремесла, поэтому никакого стекла, металла, корпус только из дерева. Но день сегодняшний все-таки присутствует на борту – это современные якоря, солнечные батареи, спутниковый телефон для получения прогноза погоды и небольшой мощности мотор, который против встречного ветра фактически бессилен, но зато помогает лавировать в гаванях между судами и без проблем швартоваться.
Сейчас на лодке бороздят морские просторы шестеро человек – сам кэп, боцман, кок и трое сотрудников НИЦ «Курчатовский институт», занимающиеся исследованием микроорганизмов. Бывают на судно во время похода и иностранцы. Капитан упомянул о француженке и американце. Последним не было никакого дела ни до СВО, ни до санкций. Даже с американскими властями, которые отвечают за оформление разрешений для иностранных судов в территориальных водах или продление этих документов вышел вполне жизненный и адекватный диалог. Вняли аргументов российских мореходов, продлили без особых проблем, предупредив, что границу даже закроют дистанционно – будет достаточно лишь звонка по телефону после прохода последнего острова.
«Люди адекватные понимающе есть везде», – констатирует ситуацию Сергей Синельник. И тут же добавляет, что интерес и к судну, и к команде, и к маршруту неприкрытый, огромный. Интересуются всем. Некоторые даже просто спрыгивают с причала на борт парусника, чтобы быстрее окунуться в атмосферу и удовлетворить любопытство. По приблизительным подсчетам капитана, за все время судно посетило около 160 общественных пространств, и за это же время на его борту побывало около 250 – 300 тысяч людей, которым был интересен и маршрут россиян, и само судно. А если с учетом тех, кто смотрел с берега и делал фото на фоне «Пилигрима», то миллион наберется – это точно!
Так что «Пилигрим» — это не просто реплика поморской лодки, это еще и народная дипломатия в действии. Команда радушно показывает все уголки суда – где спят, как отдыхают, где «царство» кока и склад для продуктов. Кстати, чаще всего в меню – рыба. Как-то на борту была пара рыбаков. Даже видавшие виды члены команды удивлялись их виртуозному вледению удочкой и умению быстро поймать рыбу на обед. Но бывают в меню и тушенка, и «доширак». А ккогда штормит, то и аппетита особого нет.
Если говорить о кубрике, то особо не развернешься. Койки, что называется «плечом к плечу». Сами члены команды говорят, что о психологической совместимости думать некогда. Во-первых, все люди взрослые, во-вторых, все понимают куда отправились, а в-третьих, и дел с избытком. В общем, на ленивую прогулку на яхте совсем не похоже. Отдельные каюты у капитана и боцмана, но и там – зашел и сразу лег, шагами мерять нечего. Разве что палубу. А там, чтобы удержаться, по борту пущены специальные тросы, за которые цепляешься карабином. И тогда при волне в море не смоет – это точно.
А вот кают-компания – это настоящий мини-музей. Кроме карты похода, газетных вырезок и фотографий, здесь масса моделей старых парусников, церквей, домов… Есть даже лапти и старинная народная игрушка «Мужик и Медведь», которая нынче известна всем. Любовно собраны вырезки из иностранных газет о русском деревянном кораблестроении. На одной запечатлена гигантская 100-метровая деревянная то ли баржа, то ли лодка 19 века, которая могла по Волге перевозить до 13 тысяч тонн груза. Со стороны чем-то напомнила корабль коварной банды «курильщиков» из «Водного мира». Или статья про ладью «Русич» и ее команду, которая через семь морей и Индийский океан и страны ЮВА из российского порта дошла до Австралии. Здесь же, в кают-компании, можно рассмотреть картины кисти самого капитана и его брата-близнеца Александра, который тоже неоднократно ходил на «Пилигриме».
Давно пересмотрели взгляды по поводу присутствия на борту женщин. Пускалась в путь вместе с капитаном и его семья – супруга и двое сыновей-подростков. Школьная учеба шла дистанционным «курсом», зато на судне жизненных уроков было с избытком. Сыновья без устали конопатили щели, чистили и мыли палубу, периодически промазывали дерево маслом, чтобы оно было влагостойким, ставили наравне со всеми паруса.
За все время пути самым сложным Сергей Синельник считает переход от Алеутских до Командорских островов. И если на нашей территории еще есть жизнь, то на американской – настоящая глушь, ни единой живой души, разве что кроме птиц и диких морских обитателей. Даже летом термометр не радует высокой температурой. Море холодное, свинцовое, попутный ветер не радовал, ночи проводили в сырых спальниках, т.к. погреться было нечем, кончился газ и приходилось питаться в сухомятку. Даже паруса ставили вдвоем, а вес реи с парусом почти полтора центнера.
В воскресенье, 27 августа, на борт «Пилигрима» поднялись мэр Владивостока Константин Шестаков и председатель Приморского отделения РГО – ОИАК Алексей Буяков. Состоялся обмен подарками. Мореходам вручили том записок общества об Арсеньеве и флаг РГО, который уже через несколько минут был закреплен на верхней стеньге с клотиком. Капитан же подарил картины на морскую тему авторства своего брата.
«Очень тронуло, как капитан судна Сергей Синельник высказывался о нашем городе. Видел много, прошел полмира и о Владивостоке говорит с большим теплом. На своем примере ребята наглядно демонтируют, что в мире многое возможно. Наверное, практически всё. Главное – уверенно идти к своей цели и слушать только свое сердце. Сергей рассказал, что он не только любит море – за его плечами и покорение пустыни, и путешествия на мотоциклах. Думается, такой пример обязательно вдохновит владивостокских мальчишек», – рассказал по итогам визита на парусник Константин Шестаков.
«Сегодня в городе морской славы Владивостоке завершен IX этап кругосветной экспедиции. Лодия «Пилигрим» прибыла в наш порт! С большим удовольствием познакомился с историей корабля, маршрутами похода, экспозициями! По сути, лодия — это маленький плавучий музей, где представлены модели судов, на которых русские первопроходцы осваивали север, Сибирь и Дальний Восток. Экипаж во главе капитаном Сергеем Синельником мужественно, как и их предки, преодолели трудности океанского перехода! Подобные экспедиции — это не только дань подвигам наших мореплавателей, но и сохранение исторической памяти, пример для современной молодежи! Рад, что флаг нашего краевого отделения РГО будет развиваться на мачте этого уже ставшего историей судна в дальнейшем продолжении их похода!» – отметил Алексей Буяков.
Далее в планах мореходов поднять парусник для проведения ремонтных работ – зачистить, промаслить, проконопатить…
После Владивостока «Пилигрим» готовится держать курс в сторону Кореи. Далее будет ЮВА, Индия, а после Индийского океана судно направится через Красное и Средиземное моря к родным берегам. Но на этом Сергей Синельник ставить точку не собирается. Есть два грандиозных плана. Первый: братья Синельники планируют открыть музей Древней Руси под открытым небом — воссоздать быт и уклад жизни древних славян эпохи X—XII веков, домонгольского периода. Вторая задумка: пройти на деревянном судне по Северному Морскому пути. И здесь уже наш герой настроен построить настоящую новгородскую сойму – самобытную парусную лодку, которая была в ходу на морях и озерах Русского Севера. Это судно выделяется среди многих других народных лодок своими размерами, интересным устройством и, наконец, наличием парусов. Говорят, что на такой лодке несколько лет ходил на мурманский промысел под началом своего отца Михаил Ломоносов. Но это уже совсем другая история.
А пока команда радушно встречает гостей. Заглянули сюда уже и представители владивостокских яхт-клубов. Кое-кто из наших земляков даже высказал горячее желание отправиться на «Пилигриме» дальше по маршруту. А пока судно будет несколько дней стоять на 36-м причале. Чтобы попасть на закрытую территорию причала и на борт, можно написать в WhatsApp капитану по номеру: +7-903-755-10-38 (Сергей Синельник).
Вход бесплатный, но деньги никогда лишними не будут. Кстати, проходившие мимо на морскую прогулку китайские туристы радостно махали и паруснику, и членам команды.
Текст: Павел Кузнецов
Фото: Prim-Travel