Тропою памяти

В наши дни нередко происходит переоценка судеб людских, исторических событий, развенчание былых героев... А еще идет война с памятниками. С ними воевать легче всего, они не могут противостоять, их стирают с лица земли порой совершенно не заслуженно... Злопамятность или угодничество в пользу конъюнктуры вымарывают память о людях, событиях, которые, как правило, не вписываются риторику текущего времени. И потому так удивительны выжившие в этой неравной войне образы былых времен... Переписать историю - дело не хитрое, уничтожить память куда сложнее.

Сучанская долина известна своей богатейшей историей. В основном это период становления Советской власти, партизанского движения, борьбы с интервентами. И в этой истории достаточно белых пятен, ведь писали ее люди, и зачастую для красного словца желаемое выдавали за действительное... А вот историю заселения этих мест со времен начала колонизации Дальнего Востока после отмены крепостного права в 1861 году старательно раскапывают истинные подвижники и ценители истории - местные краеведы и родоведы. И в поисках этих, и в находках нет ни белых, ни красных, ни правых, ни виноватых и каждый достоин памяти...

Любое село на Сучане - драгоценный камень, который ждет огранки, чтобы восхитить своей самобытной красотой. Село Владимиро-Александровское, родившеееся от слияния двух слободок, недавно отметило свой полуторавековой юбилей. Легенды и были причудливо переплелись в его истории, по истине замешанной на крови... Красивое, ухоженное, благополучное село это отличается еще и удивительным сельским погостом, где спят вечным сном участники этих историй.

За последние годы местные краеведы своими стараниями с привлечением неравнодушных односельчан, общественных организаций возродили несколько памятников, внесенных в реестр объектов, охраняемых государством.  Трудная и благородная эта работа требует не только времени и средств, но и обеспечения сохранности первозданности культурных объектов.

15 октября 2023 года во Владимиро-Александровском прошло знаменательное событие, собравшее краеведов объединения "Поиск", ветеранов села, а также членов клуба "Находкинский родовед" под руководством Ольги Гореловой. Инициатором мероприятия стал историограф села, дотошный и неугомонный Василий Мокренок, зачинатель многих добрых дел и исканий. Условно назвали мероприятие "Тропа памяти", потому что участники посетили несколько мемориальных захоронений, хотя поводом был - восстановленный крест на могиле простого русского солдата, погибшего в 1886 году. История гибели стрелка Сучанской команды Игнатия Петровича Белова была описала в газете "Владивосток" 22 февраля 1887 года:

"В настоящую зиму вследствие глубоких снегов часто в деревни заходят тигры и уничтожают свиней и собак. Хотя охотники и преследуют их, но, тем не менее, тигры часто попадаются и бродят, даже днем, по ближайшим деревням. Около дер. Владимировки недавно тигр преследовал крестьянина И. Кажихова, встретившегося с ним на охоте. Возвратясь в деревню, К. сообщил охотникам и нижним чинам сучанской команды, что 6 декабря, на охоте, его преследовал тигр, который пожирал убитого оленя. 7 декабря отправились охотники и 3 нижних чинов местной команды преследовать зверя. Пройдя не более 4 верст от дер. Владимировки, охотники нашли остатки убитого оленя и тут же свежие следы тигра, по которым все (6 человек) охотники отправились выслеживать зверя. Пройдя шагов 300, охотники встретили зверя и, сделав по нему несколько выстрелов, ранили его. Тигр, сделав обход, стал преследовать охотников.

Тогда компания разделилась на две партии: одна осталась около объедков оленя, а другая (3 солдата) спустилась с хребта. Здесь тигр вновь был встречен и тут же сильно ранен рядовым Беловым. Несмотря на это, тигр моментально скрылся, поднявшись на хребет. Двое нижних чинов отправились на хребет, как неожиданно из засады выскочил тигр; охотники дали залп по зверю и, казалось, смертельно ранили его в грудь; однако зверь после падения, оправившись, бросился на рядового Белова и помял ему ствол винчестера, на котором сломил себе зуб, а потом раздробил ему ниже колена правую ногу. Один из товарищей успел двумя выстрелами положить тигра. Для обессиленного Белова сделали наскоро носилки и доставили его в команду. Здесь доктор ампутировал Белову ногу. Больной на седьмой день умер».

Удивительно ли, что могила солдата сохранилась на сельском погосте?.. Видимо, первопоселенцы чтили память ушедших и привили это своим потомкам. Но чугунный крест стал жертвой вандалов в недалёком прошлом, его утащили "металлисты". Заметив пропажу креста, который он помнил и видел с молодости, Василий Мокренок задался целью восстановить крест. Это оказалось непростым делом. Подлинный был отлит из чугуна. За подобную работу уральские литейщики теперь запросили такую сумму, которой не собрать было ни при каких стараниях.

Творческая жилка, технический талант, умение во всем дойти до сути и получить отличный результат - все это и помогло Василию Григорьевичу найти единомышленников и мастера, который буквально вручную изготовил каждую буковку в надписи на кресте, сохранив первоначальное начертание. Облагораживая могилу Игнатия Белова, нашел В. Мокренок и несколько камней, которыми было выложено захоронение 137 лет тому назад, они легли на могильный холм... Примечательно, что в архиве Общества изучения Амурского края сохранился снимок 70-х годов прошлого века, сделанный на могиле стрелка Белова. Именно по этому снимку и удалось восстановить не только детали креста, но и определить точную локацию могилы. В установке креста участвовали один из сыновей Василия Григорьевича, житель села Алексей Клюев и др.  С удивлением слушали собравшиеся эту историю и, не сговариваясь, одарили аплодисментами всех, кто помог восстановить и водрузить крест на историческом месте.

Тропа памяти привела краеведов к мемориальному захоронению моряков-подводников, погибших в 1939 году при трагических обстоятельствах -  отрабатывая учебные выходы на поверхность моря через торпедный аппарат. Сегодня известны имена тех, кто покоится здесь. Это командир подводной лодки Щ-126 капитан-лейтенант Владимир Жернаков, и старшина этой же подлодки краснофлотец Никита Бакунов. Командиру было всего 28 лет от роду… Трагическая гибель моряков, (по архивным данным из акта расследования обстоятельств ЧП), - следствие ряда нарушений наставлений и инструкций при отработке навыков выхода через торпедный аппарат… Но они погибли, выполняя свой долг, и память о них не должна уйти в песок...

Благодаря неравнодушию почетного жителя Находки Юрия Родохлеба, помощи председателя Союза моряков-подводников ТОФ, члена Совета ПКО РГО – ОИАК вице-адмирала Александра Конева, краеведов, жителей села Владимиро-Александровское членов Русского географического общества Василия Мокренка, Сергея Борбата, Владимира Часовникова, волонтеров памятник восстановили. Участвовали в этом руководитель краеведческого центра «Наследие» при районной библиотеке Людмила Генина, казак золотодолинского казачьего общества Сергей Сидорин, члены клуба «Находкинский родовед» Николай Дядюк и Зоя Максименко, проводившие совместно с В. Мокренком первую разведку захоронения.

Случается, при восстанавливании захоронения обнаруживаются находки - немые свидетели события, а иногда и личные вещи погибших. В этой истории было найдено зубило... Поначалу не могли прокомментировать находку... Прояснил ветеран-подводник капитан 1 ранга Анатолий Салин: "Продвигаясь внутри торпедного аппарата, моряк держал зубило для того, чтобы постукиванием дать понять, что все идет успешно..." Видимо, зубило и выпало из рук старшины-краснофлотца в последний миг его жизни...

И сеятель с котомкой за плечами,

И академик в лагерном бушлате,

И комиссар в изодранной шинели,

В остроконечном шлеме, на котором

Горит пятиконечная звезда…

Снова вспоминаются пронзительные строчки поэта-фронтовика Юрия Левитанского...

Если уж память о рядовом Белове чтят сельчане, то захоронение гвардии сержанта Фомы Буракова не может не сохраниться для потомков... Гвардии сержант Бураков - один из 16 известных в Приморском крае полных кавалеров ордена Славы. Законом они приравнены к Героям Советского Союза. Судьба этого человека фантастическая и мало изученная, за неимением фактических данных, кроме наградных листов с описанием его военных подвигов.  За два года на фронтах Великой Отечественной войны он - полный кавалер ордена Славы и двух орденов Красной Звезд, нескольких медалей. Поскович по рождению, Фома Алексеевич проходил в Приморье срочную службу, перед началом войны, работая заведующим пекарней во Владивостоке, получил срок (при неизвестных обстоятельствах, потом судимость была снята), воевал доблестно, принимал участие в Гомельско-Речицкой, Калинковичско-Мозырской, Люблин-Брестской, Млавско-Эльбингской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях. Был несколько раз ранен, и после последнего ранения выписался из флотского госпиталя во Владивостоке в конце сентября 1945 года... Жил и работал в Приморской столице. Умер в 1948 году. Обстоятельства смерти должным образом не установлены... По этой причине и по "подмоченной", с точки зрения партийных функционеров, биографии, Фома Бураков не удостоился особого почета. А вот сельчане решили по-своему: привели в порядок захоронение, и биографию героя сделали достоянием для молодого поколения. Об этом и рассказал собравшимся у памятника сержанту Владимир Часовников. Всем миром собирали средства на восстановление захоронения, и снова благодарность - Сергею Борбату, Василию Мокренку, Сергею Сидорину и Владимиру Часовникову за проделанную работу.

"Тропа памяти" пролегла своим маршрутом мимо сотен жителей села, оставивших след в памяти потомков своими делами и неброскими заслугами. В роскошных красках юной приморской осени простыми пирамидками, как часовые памяти, стоят сварные колонки, увенчанные красными звездочками, деревянные кресты и современные памятники...

В каждом захоронении укрыта свой история, своя тайна, своя боль... Не пощадили вандалы памятник партизанам, павшим в огне Гражданской войны и интервенции. Памятник был осквернён, с него украли уникальный пулемёт и бронзовую гравированную мемориальную доску. Сергей Владимирович Борбат по архивным документам установил 19 имен погибших партизан, все они похоронены в разных местах сучанской долины, здесь покоятся только двое... Восстановлением памятника занимались активисты - краеведы села: Василий Мокренок, Владимир Часовников, Владимир Борбат, Сергей Сидорин... Выточить детали макета пулемета взамен утраченного сумел учитель труда Александр Бахтин - бескорыстный участник многих добрых дел ....

На памятнике установлена памятная табличка. И снова в этом возрождении из забвения чувствуется рука неутомимого Василия Мокренка, его аккуратность и приверженность к технической точности исполнения - будь то табличка, памятный альбом или утраченный артефакт... Это памятник регионального значения, он под охраной государства.

Еще одно памятное захоронение было приведено в порядок по инициативе краеведа, заслуженного работника органов внутренних дел Сергея Владимировича Борбата - мемориал памяти милиционеров, трагически погибших в борьбе с бандитами в годы Гражданской войны.

Созданию мемориала предшествовала большая историко-поисковая работа, в которой деятельное участие принимали не только известные сельские краеведы члены Русского географического общества Сергей Борбат и Василий Мокренок, но и представители ветеранской организации муниципального отдела МВД: Виктор Головчанский, Анатолий Упыряко. Так получилось, что проект, который назвали "Прикоснись к истории", реализовывали всем миром: практическую помощь материалами оказали жители Екатериновки Николай и Роман Конвалюки, Арзу Худавердиева, Сергей Головчанский. Внесли ветераны   и личные сбережения. Большую помощь в подготовке площадки и благоустройства оказали юные помощники из патриотического объединения "Витязь" Ксения и Иван Аксючиц, Михаил Левойшин, Андрей Челбуков вместе со своей наставницей Людмилой Левойшиной.

Это – дань памяти жителей села погибшим милиционерам рабоче-крестьянской милиции в боях с бандами в Сучанской долине. Впервые памятник здесь бы открыт в 1974 году, на нем были три имени: Тихон Рослый, Леонид Сурков, Михаил Сергеев. Тогда же внесены в мемориальный список имена милиционеров погибших в 1923-1925 годы: Михаила Шелепова, Михаила Клыжко, Максима Крошнина, Ефима Захарова, Медведева, Надеждина, и Петра Рослого, которые были установлены по архивным документам.

Старший лейтенант Лев Киселев погиб в наши дни в 1998 году при исполнении служебного долга и награжден посмертно орденом Мужества. Четырнадцатый в списке героев – Стефан Солоненко установлен совсем недавно… Он житель села Фроловка, сотрудник рабоче-крестьянской милиции, пал от рук бандитов в 1930 году.

"Тропа памяти" - готовый маршрут, которым можно водить подрастающее поколение, чтобы не допустить исторической амнезии. По архивным данным, в период с 1861 по 1917 год в Приморье было переселено 269 тысяч человек... И у каждого была своя семейная история, каждый оставил свой след на этой земле, нужно только уметь его отыскать...

Здесь, на сельском погосте, невольно думается о вечном, а еще о том, как страшно и противоестественно беспамятство...В мире, где становится все меньше уважения к жизни, отрадно видеть здесь, в маленьком селе, уважение к смерти... Тропа памяти не зарастёт на этом холме человечьей скорби, ведь заповедано потомкам - хранить память о тех, кто обживал эту благодатную землю, защищал ее от врагов, украшал своим трудом.

Больше фото в фотоальбоме

Текст: Татьяна Моторина, член ПКО РГО – ОИАК,

Фото автора и из архива Василия Мокренка

НАШИ ПАРТНЕРЫ