Осеннее автопутешествие географа. Часть 3. Золотые горы Алтая

Наступил завершающий этап осеннего автопутешествия. Мы едем на Алтай! Как объект изучения, восхищения, рекреации и релаксации он был открыт нами три года назад. И с тех пор, едва появляется возможность доехать – стараемся сделать это. Потому что тянет необъяснимо и неодолимо. В копилке наших путешествий два таких природных «магнита» Байкал и Алтай. Объекты Всемирного наследия. Места редкостной красоты, удивительной гармонии и особой ауры.

Выдающийся русский художник, философ, просветитель Николай Рерих в свое время называл Алтай жемчужиной Сибири, отмечая, что здесь «и горы-то прекрасны, и недра-то могучи, и реки-то быстры, и цветы-то невиданны». Кстати, на берегу р. Катуни, в пределах ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», установлен памятник Рериху, который выказывал желание пожить и поработать на Алтае.

Памятник Н.К. Рериху на территории ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», август 2021 г.

Этот уникальный край «самых синих, самых звонких гор», где высшие значения имеют все показатели богатства южно-сибирской природы, богат на достопримечательности, знаковые места и выдающиеся события. Вспомним только некоторые их них:

  • Телецкое озеро – крупнейшее из озер Алтая, «младший брат» Байкала, природное вместилище 40 кубических километров чистейшей пресной воды.
  • Река Катунь, в месте ее слияния с р. Бией, вытекающей из Телецкого озера, на свет появляется величайшая река Сибири – Обь.
  • Село Сростки – родина писателя, актера и кинорежиссера Василия Шукшина, место действия нескольких его кинокартин. У памятника писателю на горе Пикет ежегодно проводится международный фестиваль «Шукшинские чтения».
  • Манжерок – всесезонный и самый известный курорт Республики Алтай, тот самый, про который Эдита Пьеха в 60-е годы пела «Расскажи-ка мне дружок, что такое Манжерок». Славится современной, отлично оснащенной канатной дорогой, доставляющей всех желающих на гору Синюха, одним из самых роскошных парк-отелей, а также тем, что здесь были сняты главные натурные сцены фильма В. Шукшина «Живет такой парень».
  • Алтайский биосферный заповедник, который в 2022 году отметил свое 90-летие. Возможно посещение его буферной зоны, а также эколого-просветительских площадок (например, водопада Корбу).
  • Теплоход «Пионер Алтая» – легендарное судно советских времен, на котором организуются озерные экскурсионные круизы. Когда-то «своим ходом» пришло из Москвы. В начале XXI века вторую жизнь ему подарил один из местных предпринимателей.
  • Гора Белуха (4509 м), природный памятник и высшая точка Алтая и гор Центральной Азии, один из трех участков в составе объекта Всемирного наследия «Золотые горы Алтая». Имеет 15 названий: Ак-сюрю, Кадын-Бажы, Катын-Бажи, Катын-бажи-юч-сюйры, Мусду-тау, Музду-туу, Уч-Сумер, Уч-Айры, Уч-суури, Уч-сюре, Уч-Орион, «Трехглавая», «Вершина Катуни», Катунские столбы, Сюмер-гора.
  • Перевалы Семинский (1717 м), Чике-Таман (1295 м) – самые известные и живописные, Кату-Ярык – самый труднодоступный и эффектный.
  • Алтайский «Марс» – интересная для геологов местность в окрестностях села Чаган-Узун, имеющая цветовую гамму «марсианских пейзажей».
  • Чуйский тракт – самая живописная автодорога России (по версии National Geographic) и одна их красивейших дорог мира, пересекающая Республику Алтай до самой монгольской границы.
  • Урочище Калбак-Таш, которое славится историческими и археологическими памятниками – петроглифами (древними наскальными рисунками).

Вот далеко не полный перечень мест, которыми знаменит Алтай. После первого знакомства с ним можно конструировать собственные маршруты – в зависимости от интересов и предпочтений. Инфраструктура туризма здесь развита отлично. Бюджетное путешествие можно планировать смело. Любознательные непоседы, предпочитающие активный отдых в отпускное время, должны иметь это в виду.

Наше путешествие на Алтай в октябре 2023 года имело главной целью проехать весь Чуйский тракт до конца, используя в качестве «карманов» полюбившиеся места, на которые очень хочется свернуть!

Федеральная автодорога Р256 начинается в Новосибирске, однако большая ее часть приходится на два «алтайских» субъекта Российской Федерации – Алтайский край (77 км) и Республику Алтай (540 км). Традиционно принято считать, что собственно Чуйский тракт (от названия реки Чуи, а это алтайский природный объект) имеет отправной точкой г. Бийск. Здесь находится Музей Чуйского тракта (один из немногих подобных в мире) и памятник «Нулевой километр» тракта.

Музей Чуйского тракта и его «Нулевой километр»

«Нулевой километр» – историческое место начала тракта, соединяющего Россию с Монголией и Китаем. Он оформлен как колесо (кстати, от настоящей тибетской повозки, его подлинник хранится в музее), найденное в 30-х гг. в районе Курайской степи, в символической подкове («на счастье»). Вдоль подковы змеится пунктирная линия, напоминающая современную автодорогу с разделительной полосой. В центре памятника хорошо различим герб Бийска, откуда некогда стартовал Чуйский тракт. Постамент выполнен в виде трех кругов разного диаметра, символизирующих главные этапы становления тракта (вьючная тропа, колесный путь, автомобильное шоссе)

Музей Чуйского тракта является составной частью комплекса «Бийский краеведческий музей им. В.В. Бианки» и занимает отдельно стоящее здание бывшего особняка купца Варвинского. Известно, что краеведческий музей Бийска был первым народным музеем Сибири (в 2020 г. отметил столетний юбилей), инициаторами создания которого были многие известные люди, в том числе и Виталий Бианки, прославившийся своими рассказами о животных и трудами по орнитологии. Сегодня музей носит его имя.  

Экспозиции музея дают полную, исчерпывающую картину истории возникновения, развития и модернизации главной автодороги Алтая. В качестве экспонатов представлены диорамы, макеты, муляжи, уникальные карты и чертежи, фотографии, картины, оригинальные артефакты – все, что связано со строительством тракта и непростой историей его эксплуатации. Экскурсия по музею – собрание интереснейших фактов. Особенно поразил один: в довоенный период на время перегона скота с горных пастбищ движение по Чуйскому тракту перекрывали на несколько дней! Так много его здесь водилось! Сегодня можно говорить лишь о скромных остатках некогда многотысячного поголовья домашних животных, и, тем не менее, встреча с ним на дороге – далеко не редкость.

Домашний скот на дорогах Алтая – явление обычное

Разведением крупного рогатого скота (мясных пород), лошадей, овец и коз занимаются преимущественно алтайцы. С одним из них довелось встретиться по дороге. Знакомству предшествовала картина в духе вестернов: с горы с гиканьем лихо спустился всадник, рядом с которым бежала лошадь – без седока, но с объемным скарбом на седле.

Состоялся такой диалог:

- О!  Вы с Приморья? Я там служил, в поселке Пограничный. А вы почему не остановились у меня в гостевом доме?

- Спасибо, но мы путешествуем другим форматом: ставим палатку, спим в машине.

- А я своих коров искал, разбежались в разные стороны. Три дня собирал.

- А где же вы спали?

-  Да под кедрой.  Подумаешь, три ночи! Могу и в седле.

Ну что тут скажешь – настоящий «горняк» («человек с гор» – цит. по х/ф «Любовь и голуби»)!

Поездка по Чуйскому тракту – само по себе незабываемое путешествие. Во-первых, красота за каждым поворотом. Только успевай щелкать фотоаппаратом. Во-вторых, достопримечательности, расположенные прямо вдоль трассы (возле них обустроены смотровые площадки и места для парковки автомобилей, что очень удобно). В-третьих, дорожное полотно отменного качества. И это удивительно! Чем ближе к Монголии, тем безлюднее дорога, но качество ее остается великолепным вплоть до последнего километра! Одна из лучших российских автодорог, по которым довелось когда-либо ехать!

Чуйский тракт – одна из красивейших дорог мира

К «красоте за каждым поворотом» и «придорожным достопримечательностям» хотелось бы вернуться. Начиная с въезда в Республику Алтай, они сменяют друг друга с завидным постоянством.

Въездная стела свидетельствует о том, что вы пересекли границу Республики Алтай. Ее украшают герб и стилизованное изображение трехгранной коновязи – непременного атрибута традиционного алтайского жилища – юрты (кстати, ее очертания видны на заднем плане). Неподалеку установлен камень, на памятной доске которого выгравирован Указ императрицы Елизаветы о принятии алтайцами российского подданства.

Въездная стела

Путешественников, готовившихся отправиться в вояж по Алтаю, встречает единомышленник с рюкзаком за плечами, фотоаппаратом на груди и четвероногим другом у левой ноги. Это «Пилигрим» –  памятник туристу всех времен и народов (кстати, один из самых молодых, ему – памятнику –  еще нет и 10 лет). Бронзовый турист приветствует всех прибывающих на землю Горного Алтая. А может быть – высматривает подходящее авто, чтобы «проголосовать». Тут уж каждый фантазирует сам. И, кстати, автостоп весьма популярен на главных алтайских маршрутах.

Памятник туристу («Пилигрим»), август 2021 г.

Минуя Манжерок, в районе села Усть-Сема поворачиваем на Чемальский тракт, чтобы посетить два любопытных объекта, запомнившихся по прошлым путешествиям. Это село известно благодаря тому, что здесь действовал исторически первый мост через Катунь, по которому Чуйский тракт переходил с правобережья на левобережье Катуни. Само же село было своеобразной развилкой, разводящей в разные стороны Чуйский и Чемальский тракты. Последний по качеству заметно уступает главной автодороге Горного Алтая, однако опережает ее по концентрации мест отдыха и размещения путешественников. Между турбазами, отелями, гостевыми домами просто нет просвета – так плотно они примыкают друг к другу.

Село Чемал – административный центр одноименного района – расположилось в живописном месте слияния рек Чемал и Катунь. Здесь находится одна из главных достопримечательностей «производственного назначения».

Чемальская ГЭС была самой первой гидроэлектростанцией Горного Алтая. Ее строительство велось в 1933-35 гг., в закладке фундамента участвовал лично М.И. Калинин. В течение нескольких десятков лет станция бесперебойно снабжала электроэнергией близлежащие населенные пункты. Выдержала несколько катастрофических наводнений на Катуни. После аварии 2011 года работа ГЭС была приостановлена, водохранилище опорожнено. Дальнейшая судьба первенца горно-алтайской гидроэнергетики пока не определена. Но место, где находится электростанция, посещает огромное число туристов. Здесь популярны аттракционы в стиле «роуп-джампинг», много сувенирных лавок и кафе, предлагаются мастер-классы по разным направлениям. Поэтому, возможно, ситуация и изменится в лучшую (для ГЭС) сторону.

Старая Чемальская ГЭС

Еще одним объектом, обязательным к посещению, является остров Патмос. Он находится в нескольких минутах езды от села Чемал. Название острова имеет античные корни (вспомним: так назывался греческий остров, на котором молился святой апостол Иоанн Богослов, написавший последнюю книгу Нового Завета). Патмос на Катуни – небольшой скалистый островок, который еще в XIX веке использовали монахи как место для уединенных молитв. Уже в ХХ веке здесь был создан храм во имя св. ап. Иоанна Богослова, история сооружения которого – тема отдельного продолжительного разговора. Храм на Патмосе является действующим, принадлежит Горноалтайской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Пройти к нему можно по подвесному мосту через Катунь. Это одно из самых живописных и посещаемых мест в Чемальском районе.

Храм св. ап. Иоанна Богослова на острове Патмос

Подвесной мост через Катунь на остров Патмос

А мы, вернувшись на Чуйский тракт, продолжаем свой путь по Горному Алтаю. Поэтому тема его перевалов представляется более чем актуальной. Первый по пути следования – Семинский. Самый высокий перевал Чуйского тракта, его высота 1717 м. Подъем (со стороны Горно-Алтайска) 9 км и спуск 11 км затяжные, резкого набора и снижения высоты не ощущается. Только по натужной работе двигателя автомашины и тому, что начинает закладывать уши, понимаешь, что дорога устремляется в гору. Перепад высот от начала подъема превышает 500 м.

Семинский перевал, облака на уровне глаз

Старое алтайское название перевала Дьал-Менку. Современное происходит от монгольского «себи» - крепость. В прежние времена он действительно напоминал крепость, «взять» которую было практически невозможно: большую часть года он представлял собой вязкое болото. Вплоть до начала ХХ века оставался малопроходимым. Еще в 1930-е годы его с трудом преодолевали на лошадях.

Сегодня Семинский перевал – одно из знаковых мест в индустрии алтайского туризма. На его вершине находится большая торговая площадь с многочисленными лавками, киосками, кафе. Здесь можно приобрести сувениры и разную алтайскую экзотику вроде вяленого мяса марала, варенья из кедровых шишек, бальзама из алтайских трав и т.п.

Алтайские гостинцы с Семинского перевала - вяленое мясо яка (100 гр. по цене 1000 руб.), колбаски из мяса марала, местные яблоки и кедровый орех

На этой же площадке высится монумент в ознаменование 200-летия добровольного присоединения алтайского народа к России. Событие имело место в 1756 г., когда царским правительством была удовлетворена просьба алтайских зайсанов о принятии их под покровительство нашей страны. В то время Россия была единственным государством, которое могло спасти алтайский народ от разорения и физического истребления. Теленгитам, проживавшим в пограничных с Монголией районах, удалось стать российскими подданными лишь спустя 100 лет, в течение которых они платили дать и русскому царю, и китайскому императору.

С места, где установлен обелиск, открываются живописные виды на г. Сарлык, г. Тяхта (Тияхта) и другие вершины Семинского хребта.  

Монумент в ознаменование 200-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав России. 1756-1956.

Вид на г. Сарлык (2507 м) – высшую точку Семинского хребта

На перевале находятся спортивная база олимпийского резерва и учебно-туристский центр «Динамо», оснащенные горнолыжными трассами с подъемниками, биатлонной трассой, стрельбищем, пунктами проката горнолыжного снаряжения. По соседству с ними расположен маральник. Зычный рев его животных слышен на несколько километров в округе. В высокий сезон животных приводят на площадку Семинского перевала для фотосессий.

Марал на Семинском перевале – в ожидании фотосессии, август 2021 г.

В октябре это место отличается повышенной посещаемостью: масса народа приезжает сюда заготавливать кедровый орех. Знатными шишкарями являются также местные белки и бурундуки. Благодаря их стараниям трава возле всех крупных кедров плотно усеяна отходами «шишкопереработки».

Здесь на совесть потрудились белки и бурундуки

Еще одним памятником природы Алтая является перевал Чике-Таман. По сравнению с Семинским, он несколько ниже (ок. 1300 м), но круче – подъем и спуск занимают 4 км каждый. Несмотря на дословный перевод названия (алт. «плоская подошва»), перевал изобилует опасными и очень крутыми поворотами, их более 40. Много веков назад здесь существовала древняя дорога, свидетельством чему служит ряд находок, в том числе фрагменты колесницы времен Тамерлана. Затем ее сменили вьючная тропа и примитивная колесная дорога. Известный писатель, автор романа «Угрюм-река» В.Я. Шишков, участвовавший в изыскательских работах по сооружению Чуйского тракта, в 1914 г. оставил следующее описание: «Чике-Таман… Изречение, нацарапанное на придорожном столбе, на самой вершине перевала рукою отчаявшегося ямщика: «Ета не Чекетаман, а Черт-атаман, сорок восемь грехов». В этом все сказано, вылита вся желчь наругавшегося донельзя человека, замучившего себя и погубившего здесь, может быть, не одну лошадь…»

Современный участок Чуйского тракта, пересекающий перевал, построен сравнительно недавно. При этом был выполнен огромный объем тяжелейших работ: взрывались скалы и перемещались тысячи тонн скальной породы, в образовавшихся каньонах отсыпалась дорога, и выстилалось дорожное полотно. Можно сказать, что это процесс перманентный: работы по обслуживанию дороги не прекращаются ни на минуту. В день нашего преодоления Чике-Тамана активно работала автодорожная техника, укрепляющая подпорные стенки – склоны узких каменистых ущелий.  

Несмотря на сложности эксплуатации, перевал Чике-Таман остается одним из красивейших мест Горного Алтая. Виды с него просто потрясающие. А крутая узкая зигзагообразная дорога добавляет адреналина с лихвой! Кстати, несколько лет назад на смотровой площадке перевала был установлен единственный в регионе памятник дорожным строителям. И это правильно: везде их труд нелегок и опасен, но здесь – особенно.

Перевал Чике-Таман, вид со смотровой площадки

Двигаясь в сторону российско-монгольской границы, у п. Иня, на 703-м километре Чуйского тракта, видим два моста. Два моста – две истории. Одна – короткая. В 1970 году, к 100-летию со дня рождения вождя мирового пролетариата, был построен новый мост через р. Катунь, который и сегодня успешно эксплуатируется.

Новый Ининский мост

Вторая история – гораздо более интересная и поучительная. По соседству с современным действующим, находится выведенный из эксплуатации ветхий висячий мост, имеющий весьма жалкий вид. А между тем, старый Ининский (Цаплинский) мост в свое время являлся одним из уникальнейших сооружений Чуйского тракта. Мост был спроектирован в 1931 г. выпускником Ленинградского института инженеров путей сообщения С.А. Цаплиным, который не только создал оригинальный проект, не имеющий аналогов в мире, но и сумел воплотить его в жизнь (С.А. Цаплин был главным инженером и начальником строительства моста). Уникальность объекта обусловлена тем, что он являлся первым в СССР и мире   двухцепным висячим мостом. Лишь спустя годы его аналоги появились в США. Особенности конструкции заключались в наличии пилонов высотой 21 метр, представляющих собой качающиеся железобетонные рамы. Цепи моста были перекинуты через вершины пилонов и закреплены в анкерных плитах. Все работы велись вручную: руками натягивали тросы, закручивали гайки. Канаты для моста скручивали прямо на льду застывшей Катуни, используя заднюю ось грузовых автомобилей. Строительство не прекращалось ни на минуту, ночью оно велось при свете фонарей. Трудовой подъем строителей, и энтузиазм жителей близлежащих деревень позволили начать и завершить проект практически за одну зиму. Уже в марте 1936 г., в ходе испытания моста, шесть автомобилей ЗИС с полной загрузкой (6-8 тонн) медленно и торжественно проехали с берега на берег. А спустя месяц состоялось его официальное открытие.

Ининский (Цаплинский) мост через р. Катунь

Сооружение моста решило последнюю проблему Чуйского тракта – переход через Катунь в районе с. Иня. Верой и правдой Ининский мост служил 34 года, пока в 1970 г. на смену ему не пришел новый, железобетонный. В 1994 г. старый мост получил статус памятника истории и культуры России, а спустя 10 лет вошел в реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Однако, догадаться об этом (не изучив предварительно вопрос) невозможно. Уж очень неухоженно, если не сказать плачевно, выглядит этот объект сегодня...

Одним из священных для алтайцев участков вдоль Чуйского тракта является Чуй-Оозы (дословный перевод «устье Чуи») – место слияния рек Чуи и Катуни. Правильнее будет сказать о месте, где Чуя впадает в Катунь, поскольку является ее главным правым притоком. Аттрактивности ландшафту придает необычное зрелище: бирюзовые воды Катуни принимают мутные серые воды Чуи, быстро «растворяя» их. Далее водный поток приобретает однородную окраску. Правда, подобную картину можно видеть не всегда: и Катунь бывает не бирюзовой (например, в первой половине лета), и Чуя в начале осени, когда осядет ил, становится прозрачно-голубой и очень симпатичной.

Слияние Чуи и Катуни, август 2022 г.

Интересно, что сравнительно недавно, всего 10 лет назад, в этом топовом месте появился новый населенный пункт с одноименным названием. В селе-невеличке проживает около четырех десятков человек, занимающихся фермерством и обслуживанием туристов. На смотровой площадке Чуй-Оозы жительницы новоиспеченного села жарят самые вкусные чебуреки на Чуйском тракте.

В 2012 г. был создан историко-культурный заповедник республиканского значения «Алтай – Алтын-Кабай» – в целях сохранения и популяризации природной достопримечательности Чуй-Оозы, а также близлежащего петроглифического комплекса «Калбак-Таш». Название последнего напомнило о том, как давно и хорошо известно о ценных археологических находках Алтая, уникальной наскальной живописи, древних курганах. Один из таких объектов находится в районе с. Иордо. Это святилище «Адар-Кайя» – древний археологический комплекс, включающий более 100 наскальных петроглифов, Чуйский оленный камень и старинные погребальные сооружения. Возраст артефактов превышает 2,5 тыс. лет, а само святилище относится к эпохе бронзового века. Главным является Чуйский оленный камень – каменная стела высотой 2 м. На боковой ее части легко различимы лицо скифского воина с кинжалом, лук в футляре, фигура коня и надпись старомонгольским алфавитом. Это изображение стало символом скифского периода истории Алтая. Ученые датируют его создание первым тысячелетием до н.э.

Чуйский оленный камень с изображением скифского воина

Памятники древности – отнюдь не редкость на Чуйском тракте (о чем   извещают многочисленные указатели вдоль дороги). Однако довольно часто встречаются и их современные «собратья». Например, памятник Кольке Снегиреву. Справедливости ради отметим, что официально он посвящен мужественным водителям, которые в годы Великой отечественной войны, преодолевая труднодоступные перевалы и крутые повороты, возили грузы для фронта, а потом и для восстановления хозяйства. А неофициально известен как памятник Кольке Снегиреву, герою баллады М. Михеева «Есть по Чуйскому тракту дорога» – общепризнанного гимна алтайской шоферной братии. Он исполняется в фильме «Живет такой парень», снятом по сценарию В. Шукшина – им же. На отдельной стеле памятника приводится текст баллады. Памятник был установлен в 2014 г. по инициативе главы Республики Алтай А.В. Бердникова, отец которого – фронтовой водитель, большую часть жизни провел за рулем автомобиля на Чуйском тракте.

Памятник водителям Чуйского тракта (Кольке Снегиреву)

На противоположной стороне дороги стоит еще один памятник – коренным жителям Алтая, «чья история тесно переплетается с историей Чуйского тракта «дорогой Жизни и Смерти» (гласит надпись на нем).  «…Весь бы тракт можно слезами залить, что сочились из узких глаз полудиких, с чистой душой кочевников…» – добавляет к сказанному В.Я. Шишков (1914 г.)

Памятник коренным жителям Алтая

Здесь же сохранился фрагмент старого участка Чуйского тракта, выложенный камнем вручную, в память о событии столетней давности, когда автомобильной дороге «Чуйский тракт» был присвоен статус дороги государственного значения (Постановление ВЦИК от 26 мая 1922 года). Сегодня это объект культурно-исторического наследия.  

Старый участок Чуйского тракта

Чем ближе к Монголии, тем сильнее изменяется ландшафт. И вот нас уже встречает высокогорная Курайская степь. Безлюдная и бесплодная на вид, хотя и интересная своей суровой красотой, она лежит на высоте более 1,5 тыс. м над уровнем моря (напомним: примерно такую высоту имеет перевал Чике-Таман). Степь похоже на гигантскую котловину, окруженную отрогами Курайского и Северо-Чуйского хребтов, большую часть года покрытых снегом. В самой низкой ее части протекает р. Чуя. Место это издавна славилось своей малопривлекательностью. Отсутствие колесного пути и суровость природы препятствовали заселению и освоению территории. Известно, что в XIX веке планировалось создать здесь переселенческий поселок, однако он так и не появился. Никто не изъявил желания поселиться в столь неудобном месте. Долгое время селитебная зона степи включала один дом и юрту, где проживали писарь и ямщик.

Курайская степь и Северо-Чуйский хребет

На территории степи обнаружено множество памятников древности, что позволило археологам выделить самостоятельную древнетюркскую курайскую культуру.

В нескольких километрах от села Чаган-Узун (864 км Чуйского тракта) Алтайские горы приобретают необычные разноцветные оттенки с преобладанием красного цвета. Отсюда и хорошо известные туристам «Алтайский Марс», «Марсианские пейзажи» и т.п. Кстати, «Марсов» здесь несколько, и отличаются они степенью доступности на личном автомобиле и порядковыми номерами. Это колоритное место, безусловно, ждет профессионального внимания геологов. Популярные же версии, объясняющие «50 оттенков красного», ссылаются на специфику местных физико-химических процессов, в которых участвовали соединения различных минералов с разной степенью окисления (преимущественно, оксиды железа) и многочисленные примеси – марганца, хрома, титана и др., впрочем, что бы ни думали геологи – профессионалы и любители – место действительно славится «неземной» красотой, которую представляют не только «марсианские», но и «лунные» пейзажи.

Информационная карта показывает, где высадиться и как не заблудиться на «Марсе»

«Марс» -1

«Марс»-3

Алтайская «Луна», август 2021 г.

Испытав себя в качестве «астронавтов», продолжаем путь и, наконец, достигаем разворотной точки своего маршрута – поселка Ташанта, который несколько дней фигурировал на придорожных указателях. Здесь заканчивается территория России.

Таможенный пост на российско-монгольской границе

Поселок относится к высокогорным, он лежит на высоте более 2000 м. За ним начинается подъем на пограничный горный перевал Дурбэт-Даба (здесь уже вовсю чувствуется близость Монголии – даже в топонимии. С подобным названием мы встречались в Китае: на территории городского округа Дацин есть Дурбэд-Монгольский автономный уезд (Дуэрботэ), где значительную долю населения представляют монголы Китая).  В переводе с монгольского, название означает «Четыре перевала».

Пос. Ташанта мал по размерам и интересен тем, что окружающая его местность – это уже «почти Монголия»: те же пейзажи, тот же пасущийся весьма многочисленный скот. И (не в пример монгольской) отличная дорога – последние километры Чуйского тракта. Мы прошли его до конца, как и планировали. Теперь можно отправляться в обратный путь!

Окрестности п. Ташанты. «Одинокий пастух» (Джеймс Ласт)

Почти Монголия и почти монгольский скот

Общие итоги автопутешествия: продолжительность 28 дней (14 сентября – 12 октября 2023 г.), пройденное расстояние 15 933 км. За время путешествия пересекли 12 субъектов РФ, в том числе – 3 республики, 1 автономную область, 5 краев, 3 области. Посетили три объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО: № 1299 «Природный парк «Ленские столбы», № 754 «Озеро Байкал», № 768 – «Золотые горы Алтая». В ходе путешествия сделано около 1,5 тысяч фотографий и видеозаписей, несколько десятков географических зарисовок, часть которых вошла в материал «Осеннее автопутешествие географа».

Прекрасной ты была, златая авто-осень.

Благодарим тебя и продолженья просим!

Фото и текст Марина Воронина, к.г.н.,

член ПКО РГО – Общества изучения Амурского края

НАШИ ПАРТНЕРЫ