«Паруса» в феврале
Февраль теперь навсегда – месяц особенный. В России точно. Февральская студия «Парусов» выпала на 24-е. СВО – два года.
А вчера миновал День Защитника Отечества. Он же День Советской армии и Военно-Морского Флота, он же День Красной Армии…Здесь и остановимся. Я вспомнила – в Интернете задались вопросом: кого считать защитником Отечества. Не оставляет чувство: праздник сделался всеобщим, всенародным, как Девятое мая. Поздравляют все и всех. Почему? Потому, что – война. Каждый делает посильное. Делает тот, кто свой. А чужих среди нас не было. Военные в отставке, жёны военных, вдовы, бывшие срочники, дети участников Великой Отечественной войны. Если не взвод, то отделение точно набирается.
К этому дню вышли книги. Их создатели – люди в погонах.
Начну по порядку. Книга Владимира Тыцких «С правом ношения» – седьмая в серии избранного поэтического. Уже к февралю 2022 была готова, не хватало только предисловия. Пока решался вопрос с предисловием, подоспела матчасть – никуда не делось наше российское (а может, советское?) братство. Издание поддержали Ирина Журба (Владивосток), Владимир Постышев (Арсеньев), Александр Яковец (Владивосток), Александр Борисов (Электросталь), Анатолий Карпушкин (Нюрдор-Котья), Александр Орлов (Москва), Олег Шелудько (Богородское). Полковник запаса Александр Борисов сказал накануне: все уйдём, а это останется. Думаю, он прав. Заглавное стихотворение книги: «Солдат России»:
Никто не вспомнит всех твоих имён,
Не перечислит должностей и званий,
Не скажет, кем и как ты награждён
За всё, что совершил на поле брани.
………………………………………
Солдат советский, мировой солдат,
В родной сторонке и в краю далёком,
Пред небом и землёй не виноват,
Ты их берёг без страха и упрёка.
Солдат России, так тебя зовут
Теперь, но, как не раз бывало прежде,
Тебя земля и небо снова ждут
С отчаяньем, мольбою и надеждой.
……………………………………
Солдат России, так тебя зовут.
Весь мир твоё простое имя знает.
Тебя по всей земле зовут и ждут.
Иди, солдат. И пусть собаки лают.
Будем гордиться, что книга вышла в нашем родном городе Владивостоке. А это стихотворение тут же стало песней. Музыку написал студиец Александр Бурнаевский.
Второе издание к празднику и, так случилось, к студии – «Живём ожиданьем похода» – сборник стихов военных моряков тихоокеанского флота за целое столетие (!) (1890-1990). Вышло в издательстве Александра Яковца «Русский остров» при поддержке Министерства культуры и архивного дела Приморского края в рамках Губернаторской издательской программы. Книгу студийцам представил сам Александр Пименович. Конечно, это событие!
На растворе книги – строчки Георгия Халилецкого:
Каждый раз, как приходим домой,
В час заката иль утра багряного,
Мне всё кажется, город мой,
Я тебя открываю заново…
Перекликаются морские души… И столько общего у тех, кто давно ушёл и ныне живущих. Глядя на количество моряков-поэтов в книге, мы опять задались вопросом: нелёгкая морская служба заведомо влечёт к себе романтиков или в замесе штормов, тревог и разлук в суровом мужском характере вызревает лирическое(?)…
Как бы там ни было, двое из них сегодня в студии. Валерий Королюк:
Где-то там, далеко, – закаты
И восходы, и звон ручья,
Там, в тени облаков крылатых,
Заблудилась юность твоя.
Там, по тропке июньской, лиственной,
Пробежал ветерок шальной,
Там – начало твоей единственной,
Милой родины – дом родной…
Заключительные строки в книге – Владимира Тыцких:
….Ты выстрадал себя
Сквозь муки все и войны.
Тебя кострами жгли,
Вмораживали в лёд…
О, как же надо жить,
Чтоб стать тебя достойным,
Чтоб сыном стать твоим,
Великий мой народ!
И слава Богу – сыновей у России много.
Напоследок вспомнили ещё одного. Маленький фильм. Огляделись, констатировали – вон там частенько сиживал поэт Вячеслав Протасов, наш друг, современник, философ, переводчик (Гейне и Дикинсон), сам достойный переводов на все языки, ни разу не переведённый (время такое). Дожил до 65. В этом году ему – 75. В книге верлибров он оставил нам строки:
жизнь –
словно репетиция перед спектаклем
а когда наполняется зал
и звенит последний звонок
и открывается великолепный занавес –
на сцене
в светящейся пыли прожектора
вместо тебя
только старое-старое зеркало
наспех завешенное
случайным куском холста
Тоже ушедший из жизни Валентин Курбатов в предисловии писал: «Прочитаешь и смятенно смолкнешь – как одиноко сердце поэта перед постоянной памятью о смерти. К этой памяти не привыкнешь и вдруг остро услышишь в стихотворении почти беззащитный оклик читателя – обнимемся, пока ’’репетиция’’ длится».
Обнимемся!..
Текст: Эльвира Кочеткова
Фото: Ирина Калмыкова