Юные друзья «Парусов»
Встреча вернула к размышлениям: в какой мере ученики отражают своего учителя. Связь эта кажется мне неизбежной. Я не раз обращала внимание – личность учителя проступает ментально в детях. В образе мысли, в поведении, даже в лицах; проявляется вниманием к гостю, уважением к старшим…
Они ждали, я – опаздывала. Так получилось. Припарковалась недалеко от школы. Редактор школьной газеты «Движок» Александра Мартыненко встречала на крылечке.
Школа № 57 на Юмашева с английским уклоном. Школьники – в форме. Это красиво. Учитель 3-го «А» класса Ирина Ивановна Шнюкова улыбнулась, как только мы приоткрыли дверь. Дети отложили книжки и дружно поглядели на меня…
– Здравствуйте. Прошу прощения за опоздание. Коротко о себе… Морской университет… Член Союза… Русское географическое… Ещё короче: физик-лирик.
Никто не задавал мне темы. Полная свобода на доверии. Значит – разговор будет о главном. Так я хочу. Конечно, мне привычней говорить с курсантами. А прямо передо мной – кроха с ясными глазёнками. Завожу разговор немного в игровой форме. Приём хорошо отработанный в автопробеге, посвящённом Дням славянской письменности и культуры – находка Владимира Михайловича Тыцких
– Давайте подумаем, чем мы похожи на многих животных.
Густо и смело потянулись руки.
– А теперь назовите различия.
Это оказалось сложнее. Назвали интеллект, язык, шерсть, хвост…
После размышлений подвели некий итог: корова не помнит о своей бабушке и не напишет своему телёнку правила поведения на поляне…
Итак, историческое мышление и письменность для передачи накопленных знаний и опыта – то, чего точно нет у животных.
Самое время поговорить о памяти семейной, народной. Достаю портреты своих давно ушедших родственников, коротко говорю, кем они были. Основатели, лекари, военные… Я ими горжусь. На вопрос, знают ли ребята о своих дедушках-прадедушках, класс дружно отвечает утвердительно.
Несколько лет назад обожглась – в моей родной школе старшеклассники запутались в датах Великой Отечественной войны. Третьеклашки на этот почти кодовый вопрос ответили быстро, без ошибок. Изменилось время? Или у Ирины Ивановны святое всегда на первом месте? Я поняла, здесь и сейчас могу говорить смело о вещах довольно серьезных. Например, о нашей великой истории, которой нужно гордиться, знать и отстаивать перед лицом тех, кому гордиться нечем, кто придумывает историю свою.
Для этого нам нужны книги. Хорошие, честные, добрые.
А начинается любая книга со слова, с буквы. С азбуки, день рождения которой отмечается 24 мая.
Всегда ли книги были похожи на те, что лежат сейчас на партах? Как выглядели первые человеческие послания в будущее? Мальчик у окна, оказавшийся непоседой, вспомнил наскальные изображения. Я подсказала ребятам слово «петроглиф». Надписи типа «здесь был Вася» на скалах с древними рисунками дружно осудили. Про папирус, бересту и деревянные книги дети вспомнили сами. До цифровых текстов мы тоже дошли. Пришлось приоткрыть термин «оцифровка», пообещать, что на уроках физики всё объяснят подробней.
Дальше пошёл разговор о художественной литературе.
– Художник рисует кисточкой, писатель словом... Сейчас попробуем понять это и немножко побудем писателями.
Произношу короткий текст, спрашиваю:
– Он художественный?
– Нет! – кричат все дружно.
– Это прогноз погоды, – заключает непоседа у окошка.
– А теперь задание: расскажите про дождь, не называя слово «дождь»…
Мне было очень интересно, справится ли детвора с заданием.
Девочка передо мной сразу подняла руку. Она явно не боится быть первой. В её миниатюре: сырость, лужи, дети мокнущие в них… А следом опять непоседа. У него способность к развитию темы: серые тучи, хрустальные капельки из неба, и тоже дети и лужи. Но лужи не просто – через них прыгают дети. И дети не просто – они радостные, держат над собой раскрытые зонтики. Согласитесь, это уже довольно ёмкая картинка. Не многие взрослые, приходящие в нашу студию, чувствуют тонко эпитет и метафору как средства художественного выражения. Очень захотелось увидеть потом ребят в нашей литературной студии.
До поэзии тоже добрались, конечно. Поговорили о несвободе в ней.
– Что отличает поэзию?
– Рифма! – кричит одна из девочек.
– Давайте приведём рифмованные пары…
Рифмы посыпалась со всех сторон: любовь - морковь, цветик - приветик, шарик - комарик… И мы снова начали играть. В детских стихах Владимира Тыцких про морских животных я замолкаю на слове, которое нужно угадать по рифме. Так мы тоже играли на праздниках Славянской письменности и культуры. Сложность возникла только с бычком. Вместо слова «бычок», кричали «ершок!» и что-то ещё, но обязательно в рифму. С акулой, морским ежом и китом проблем не было.
– А каких детских поэтов вы знаете?
Михалков, Чуковский, Барто, Маршак… радостно посыпалось со всех сторон.
– А приморских?
Вот тут вышла заминочка.
Я стала рассказывать ребятам про детского писателя из Лесозаводска Людмилу Петровну Берестову. Её стихотворение «Леди» из книжки «Детское время» завершило наше общение:
– Вы как себя ведёте?
Как будто бы медведи.
Девчонки, прекратите,
Вы – будущие леди.
А что такое леди? –
Спросили вдруг медведи,
Которые девчонки
И будущие леди…
Настроение строчек немного соответствовало моменту – детское время, сорок пять минут, истекло. Это был последний на сегодня урок. Словно невидимые пружинки начали разжиматься в детских локтях и коленках … На улице стояла весна.
Но маленькая девочка за первой партой совсем не спешила. Подошла. Я присела на корточки, она прошептала мне в ухо:
– Можно я прочитаю своё стихотворение? Оно коротенькое.
– Как тебя зовут?
– Лера…Федорова
– Прочти, пожалуйста.
Я запомнила:
Я играю. Поиграю
И немножко почитаю.
Почитаю я чуток.
Поумнею на денёк.
…Фото на память. Мысли – на годы вперёд. Это были какие-то особенные дети?
Сдаётся мне – это был особенный учитель.
Она всю встречу сидела сзади и всё время улыбалась.
Спасибо, Ирина Ивановна, за Ваш 3-й «А».
Текст: Эльвиры Кочетковой
Фото: Александры Мартыненко
19.04.24