Юные друзья «Парусов»

Встреча вернула к размышлениям: в какой мере ученики отражают своего учителя. Связь эта кажется мне неизбежной. Я не раз обращала внимание – личность учителя проступает ментально в детях. В образе мысли, в поведении, даже в лицах; проявляется вниманием к гостю, уважением к старшим…

Они ждали, я – опаздывала. Так получилось. Припарковалась недалеко от школы. Редактор школьной газеты «Движок» Александра Мартыненко встречала на крылечке.

Школа № 57 на Юмашева с английским уклоном. Школьники – в форме. Это красиво. Учитель 3-го «А» класса Ирина Ивановна Шнюкова улыбнулась, как только мы приоткрыли дверь. Дети отложили книжки и дружно поглядели на меня…

– Здравствуйте. Прошу прощения за опоздание.  Коротко о себе… Морской университет… Член Союза… Русское географическое… Ещё короче: физик-лирик.

Никто не задавал мне темы. Полная свобода на доверии. Значит – разговор будет о главном. Так я хочу. Конечно, мне привычней говорить с курсантами.  А прямо передо мной – кроха с ясными глазёнками. Завожу разговор немного в игровой форме. Приём хорошо отработанный в автопробеге, посвящённом Дням славянской письменности и культуры – находка Владимира Михайловича Тыцких

– Давайте подумаем, чем мы похожи на многих животных.

 Густо и смело потянулись руки.

– А теперь назовите различия.

Это оказалось сложнее. Назвали интеллект, язык, шерсть, хвост… 

После размышлений подвели некий итог: корова не помнит о своей бабушке и не напишет своему телёнку правила поведения на поляне…

Итак, историческое мышление и письменность для передачи накопленных знаний и опыта – то, чего точно нет у животных.

Самое время поговорить о памяти семейной, народной. Достаю портреты своих давно ушедших родственников, коротко говорю, кем они были. Основатели, лекари, военные… Я ими горжусь. На вопрос, знают ли ребята о своих дедушках-прадедушках, класс дружно отвечает утвердительно.

Несколько лет назад обожглась – в моей родной школе старшеклассники запутались в датах Великой Отечественной войны. Третьеклашки на этот почти кодовый вопрос ответили быстро, без ошибок. Изменилось время? Или у Ирины Ивановны святое всегда на первом месте? Я поняла, здесь и сейчас могу говорить смело о вещах довольно серьезных. Например, о нашей великой истории, которой нужно гордиться, знать и отстаивать перед лицом тех, кому гордиться нечем, кто придумывает историю свою.

Для этого нам нужны книги. Хорошие, честные, добрые.

А начинается любая книга со слова, с буквы. С азбуки, день рождения которой отмечается 24 мая.

Всегда ли книги были похожи на те, что лежат сейчас на партах? Как выглядели первые человеческие послания в будущее? Мальчик у окна, оказавшийся непоседой, вспомнил наскальные изображения. Я подсказала ребятам слово «петроглиф». Надписи типа «здесь был Вася» на скалах с древними рисунками дружно осудили. Про папирус, бересту и деревянные книги дети вспомнили сами. До цифровых текстов мы тоже дошли. Пришлось приоткрыть термин «оцифровка», пообещать, что на уроках физики всё объяснят подробней.

Дальше пошёл разговор о художественной литературе.

 – Художник рисует кисточкой, писатель словом... Сейчас попробуем понять это и немножко побудем писателями.

 Произношу короткий текст, спрашиваю:

– Он художественный?

– Нет! – кричат все дружно.

– Это прогноз погоды, – заключает непоседа у окошка.

– А теперь задание: расскажите про дождь, не называя слово «дождь»…

Мне было очень интересно, справится ли детвора с заданием.

Девочка передо мной сразу подняла руку. Она явно не боится быть первой. В её миниатюре: сырость, лужи, дети мокнущие в них… А следом опять непоседа. У него способность к развитию темы: серые тучи, хрустальные капельки из неба, и тоже дети и лужи. Но лужи не просто – через них прыгают дети. И дети не просто – они радостные, держат над собой раскрытые зонтики. Согласитесь, это уже довольно ёмкая картинка. Не многие взрослые, приходящие в нашу студию, чувствуют тонко эпитет и метафору как средства художественного выражения. Очень захотелось увидеть потом ребят в нашей литературной студии.

До поэзии тоже добрались, конечно. Поговорили о несвободе в ней.

– Что отличает поэзию?

– Рифма! – кричит одна из девочек.

– Давайте приведём рифмованные пары…

Рифмы посыпалась со всех сторон: любовь - морковь, цветик - приветик, шарик - комарик… И мы снова начали играть. В детских стихах Владимира Тыцких про морских животных я замолкаю на слове, которое нужно угадать по рифме. Так мы тоже играли на праздниках Славянской письменности и культуры. Сложность возникла только с бычком. Вместо слова «бычок», кричали  «ершок!» и что-то ещё, но обязательно в рифму. С акулой, морским ежом и китом проблем не было.

– А каких детских поэтов вы знаете?

Михалков, Чуковский, Барто, Маршак… радостно посыпалось со всех сторон.

– А приморских?

Вот тут вышла заминочка.

Я стала рассказывать ребятам про детского писателя из Лесозаводска Людмилу Петровну Берестову. Её стихотворение   «Леди» из  книжки «Детское время» завершило наше общение:

– Вы как себя ведёте?

 Как будто бы медведи.

 Девчонки, прекратите,

 Вы – будущие леди.

 А что такое леди? –

 Спросили вдруг медведи,

 Которые девчонки

 И будущие леди…

Настроение строчек немного соответствовало моменту – детское время, сорок пять минут, истекло. Это был последний на сегодня урок. Словно невидимые пружинки начали разжиматься в детских локтях и коленках … На улице стояла весна.

Но маленькая девочка за первой партой совсем не спешила. Подошла. Я присела на корточки, она прошептала мне в ухо:

– Можно я прочитаю своё стихотворение? Оно коротенькое.

– Как тебя зовут?

– Лера…Федорова

– Прочти, пожалуйста.

Я запомнила:

                                       Я играю. Поиграю

И немножко почитаю.

Почитаю я чуток.

Поумнею на денёк.

…Фото на память. Мысли – на годы вперёд.  Это были какие-то особенные дети?

Сдаётся мне – это был особенный учитель.

Она всю встречу сидела сзади и всё время улыбалась.

Спасибо, Ирина Ивановна, за Ваш 3-й «А».

Текст: Эльвиры Кочетковой

Фото: Александры Мартыненко

19.04.24

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ