Остров Путятина закодировали гимназисты

На фоне реалий сложного периода в судьбе России, усугубляющейся внешней изоляцией, происходит небывалый подъем в развитии внутреннего туризма. Все большее число соотечественников наших предпочитают привычным вояжам в Турцию и Таиланд, где "все включено", поездки по заповедным и малознакомым родным местам.

Всероссийский конкурс «Туристический код моей страны, города, поселка, района – PROтуризм» проводился нынче во второй раз для поддержки молодых талантов, которые хотят и могут развивать внутренний туризм в городах и весях страны.

Конкурс направлен на создание единого привлекательного архитектурно-культурного пространства при формировании туристических маршрутов. Сам по себе конкурс - событие уникальное. И дает возможность не только реализовать амбиции соискателям, но и реально получить готовый туристический продукт с использованием на практике.

В этом году было 680 конкурсантов из 74 субъектов РФ.

Самыми активными оказались Белгородская, Тамбовская, Липецкая, Новосибирская области и Башкортостан. Номинации разные: «Беги и странствуй», «История страны, история народов», «Агротуризм», «Пляжный туризм», «Научный и промышленный туризм», «Явись, природа!» и другие.

Не остались в стороне от участия в конкурсе десятиклассники из гимназии города Фокино. Ярослав Лунегов, София Гунько и Ростислав Митрофанов выросли у моря, красоты природы Приморского края окружали их с детства. И не случайно, что объектом для создания туристического маршрута выбран был уникальный, любимый остров Путятина. К тому же ребята вместе со своим наставником - классным руководителем Татьяной Куприной, учителем русского языка и литературы, не один год собирали по крупицам все, что связано с островом, ездили туда, знакомились с историей, встречались с жителями, изучали публикации в СМИ. 

Ребята выбрали номинацию «Прикоснись к истории. Исторический, событийный туризм». Для осуществления проекта потребовалось объемное исследование в самых разных направленях. «Для нас «туристический код» - это то, что еще не изведано, не открыто для посещения, именно поэтому мы создали данный проект. Ведь у нас в Приморье столько красоты, которую должен увидеть каждый» - объяснил выбор номинации Ярослав Лунегов. Безусловно ребят подстерегало немало трудностей, не было и опыта в такой работе, но огромное желание, старание и упорный труд сделали свое дело. Проект получился всеобъемлющим и интересным. В нем не только соблюден алгоритм осуществления такого рода исследования, но и представлены интересные сведения о маленьком острове, настоящей жемчужине Приморья.

Маршрут ориентирован на летний период, начинается он во Владивостоке с обзорной экскурсии по городу и посещения океанариума, затем поездка автобусом до Фокино и поселка Дунай, паромная переправа на остров Путятина. Юные соискатели разработали подробную туристическую карту, составили списки необходимого снаряжения, оказания медицинской помощи, правила поведения и т. д. Объемный труд гимназистов позволяет получить знания по истории, географии, биологии, литературе.  Очень интересен раздел, посвященный лотосу, который является своего рода брендом острова, занимательно выглядит легенда об озере Гусином.

По мнению ребят, развитие туризма на острове может реально повысить работоспособность и занятость населения этой в сущности депрессивной территории, увеличит налоговые поступления в казну ЗАТО Фокино, станет своего рода триггером в развитии инфраструктуры. Появится мотивация строить гостиницы, магазины, кафе и пр. Из отрицательных сторон выделили неблагоприятное влияние туристов на окружающую среду и ухудшение взаимоотношений между туристами и местными жителями.

На финал конкурса в Москву ребята отправились со своим наставником Т.  Куприной. Защита проходила на экономическом факультете Московского государственного университета.  Работу фокинских гимназистов оценили, но призового места ребята не заработали. Это не омрачило их настроение. Он получили неоценимый опыт, реализовали свои замыслы, прикоснулись к настоящему делу, ощутили себя не просто гражданами великой страны, но и наследниками ее исторических и духовных ценностей.

К сожалению, как такового "разбора полётов" не проводил никто. Это и понятно, ведь участников такое множество, что невозможно каждому указать на достоинства и недостатки проекта. Я взяла на себя смелость, по праву журналиста, чьи работы использовали гимназисты в своем проекте, высказать свою точку зрения на их уникальную и объемную работу. Ребятам было сложно защитить проект потому, что он слабо выстроен композиционно... Работа выглядит не совсем завершённой.  Даже если встроить рассказы об истории острова в эту туристическую программу, сложно понять, где эти рассказы можно использовать: у костра, на берегах бухт, в пешем походе? Ребята не учли проблемы с питьевой водой, с паромной переправой и то, что самые красивые бухты на острове перегорожены.  Хотелось бы включить в проект посещение школьного музея острова Путятина, там собрано множество экспонатов, которые сами расскажут историю деятельности знаменитого потомка декабриста Н. Бестужева Алексея Дмитриевича Старцева. Но в целом проект задачу выполнил: привлечь внимание к маленькому живописному острову Путятина, обозначить свое отношение к малой родине, к ее истории и культуре, показать свои знания и умение эти знания систематизировать и применить в жизни. Впереди у ребят новые планы, новые исследования, новые конкурсы. Работа над проектом обогатила их знаниями, научила взаимодействовать в команде, открыла путь к дальнейшей исследовательской деятельности.      

Фокинская гимназия - образовательное учреждение высокого уровня, здесь трудятся талантливые и неравнодушные педагоги, помогающие своим воспитанникам не только освоить школьную программу, но и достичь успехов в качестве пытливых исследователей. Участие гимназистов в проекте "Туристический код России" еще одно тому подтверждение.

Текст: Татьяна Моторина, член ПКО РГО – ОИАК,

Фото предоставлены Ярославом Лунеговым.

НАШИ ПАРТНЕРЫ