Африкан Криштофович и его занятия геологией в ОИАК
Известный ученый Африкан Николаевич Криштофович (1885 – 1953) был тесно связан с Обществом изучения Амурского края. Будущий известный палеоботаник, ботаник-географ и геолог окончил в 1908 г. Новороссийский университет в Одессе, где был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре ботаники. Читая студентам курс палеоботаники, Африкан Криштофович совершил несколько научных командировок в разные страны.
А.Н. Криштофович. 1910 г.
В 1910 г. молодой геолог совершил первое путешествие в Приморье. В результате в трудах Геологического комитета вышла работа «Юрские растения Уссурийского края». Вероятно, тогда Африкан Криштофович познакомился с путешественником В.К. Арсеньевым. В записной книжке Арсеньева отмечен адрес Африкана Николаевича и его жены Веры Михайловны.
Адрес Криштафовичей из Записной книжки В.К. Арсеньева. Архив ОИАК
О следующей публикации А.Н. Криштофович писал: «Когда я заканчивал обработку коллекции юрских растений из Уссурийского края, собранную Д.И. Мушкетовым и П.В. Виттенбургом, в том же свите (в бухте Тихой) загадочных образований, вообще определявшихся ранее большею частью, как водоросли “incertae sedis”, и любезно прислали фотографии их in situ, в обрыве скалы (см. табл. XII, фиг. 1), а затем и части этих образований».
С 1914 г. Африкан Николаевич работал в Геологическом комитете в должности адъюнкт-геолога и занимался ископаемой флорой в Амурской области (1914), проводил экспедиции на Сахалине и в Приморье (с перерывами, 1917—1929).
Многие годы А.Н. Криштофович тесно сотрудничал с геологом П.В. Виттенбургом. Криштофович неоднократно принимал участие в исследованиях Павла Владимировича.
Криштофович, А.Н. Материалы к познанию юрской флоры Уссурийского края / А.Н. Криштофович. - Петроград, 1917. - [2], 65 с., 6 л. табл. : ил. - (Записки общества изучения Амурского края Владивостокского отделения Приамурского отдела Русского географического общества. Научные результаты геологической экспедиции общества изучения Амурского края в 1912 году под начальством П.В. Виттенберга. Ч. II : палеонтологическая ; Т. XVI).
Во время братоубийственной Гражданской войны А.Н. Криштофович не сидел сложа руки, а совершил несколько экспедиций на российском Дальнем Востоке. Находясь в 1917—1924 гг. во Владивостоке, он участвовал в делах Общества изучения Амурского края и был дружен с его председателем Николаем Матвеевичем Соловьевым (1861 – 1932).
Особенно удачной для Криштофовича была поездка в Японию. После окончания летних работ на Сахалине Африкан Николаевич уехал в Токио, где занимался в Императорском университете (зима 1917 – 1918). Знавшие русский язык профессора К. Джимбо (Дзимбо), Б. Кото, М. Иокояма и директор Геологической службы Японии К. Иноуе помогли русскому коллеге подобрать литературу о Сахалине и Хоккайдо, познакомив с японскими коллекциями. Некоторые результаты сахалинских исследований были напечатаны на японском и английском языках.
Летом 1918 г. A.H Криштофович с Петром Игнатьевичем Полевым (1873 – 1938) занимался исследованиями в западном угленосном районе острова Сахалина. Вместе с геологом Максимом Кондратьевичем Елиашевичем (1889 – 1982) Криштофович занимался определением палеонтологической коллекции в Музее Общества изучения Амурского края (ОИАК).
Бывшее здание Музея Общества изучения Амурского края. Владивосток, ул. Петра Великого, № 6. Современное фото
Время от времени Криштофович читал курс палеоботаники во Владивостокском политехническом институте (позднее Дальневосточный политехнический институт) и в Государственном Дальневосточном университете (ГДУ), где был деканом горного факультета (1924).
В 1920 г. геолог Эдуард Эдуардович Анерт (1866 – 1946) со своими единомышленниками стал инициатором создания Дальневосточного геологического комитета (Дальгеолком). В этом проекте деятельно участвовал А.Н. Криштофович.
В этом здании первые годы работал Дальгеолком. Владивосток, ул. Петра Великого, № 4. Современное фото. Ныне в здании находится ОИАК
По плану Дальгеолкома А.Н. Криштофович работал на Сахалине и в Южно-Уссурийском крае, бывал в Японии. В 1921—1922 гг. он участвовал в Американской экспедиции на Филиппинские острова.
Отличительной чертой А.Н. Криштофовича, что он часто откликался на просьбы коллег описать их находки. О своей следующей работе А.Н. Криштофович писал: «Сборы Кузнецова, содержание несколько интересных форм, значительно пополняют наши сведения о составе той растительности, которая некогда покрывала район восточного склона Сихотэ-Алиня, и дают новый материал для выяснения возраста еще малоизученных третичных отложений, развитых на материковом побережье Татарского пролива. Толща этих отложений несомненно угленосна; о выходе пластов угля по р. Амагу и ее притокам Кудя и Ван-да-гоу, а также по впадающей севернее в море речке Кусуну мне сообщали, как В.К. Арсеньев, так и местные крестьяне-старообрядцы, во время моей остановки в бухте Амагу осенью 1920 года».
Справка. Кузнецов, Анатолий Григорьевич - краевед, коллектор. Препаратор музея ОИАК (1909-1916, 1924-1933). Осенью 1917 вернулся с фронта и один месяц участвовал в экспедиции с геологом П. В. Виттенбургом. 29 дек. 1953 Приморский филиал Географического общества СССР (бывш. ОИАК) обратилось с ходатайством в Приморский крайисполком о присвоении персональной пенсии.
В 1923 г. вышел сборник «Приморье: его природа и хозяйство», в котором деятельное участие принимал А.Н. Криштофович, опубликовавший четыре статьи. «На крайнем востоке Азиатского материка, вдоль берегов Японского моря, - писал Криштофович в первой публикации. - Отделенное от внутренних частей Азии долинами Уссури и Амура, протянулось Приморье, с ее лесистыми хребтами, приютом тигров, и широкими луговыми равнинами. Эти горы и равнины, долины рек и вдающиеся в сушу заливы -результат долгой истории, много более древний, чем истории легенда, и эту историю нам могут рассказать сами скалы и камни Приморья, то покрытые тонкими взносами рыхлых пород с тучной ночной, то обнажающиеся на склонах и обрывах. Но читать эту историю, написанную на каменных скрижалях Приморья—не легкое дело даже для геолога. Как ни общи и незыблемы законы образования и изменений земной коры, по геологии Приморья отразилось много чисто местного н своеобразного, отделяющего его от старой Европы, где выросла и развилась геологическая доктрина. В Приморье часто уже шаткими становятся те рамки европейской геологической хронологии, в которые мы пытаемся втиснуть историю образования Приморья, и геолог не найдет здесь многих черт, свойственных Европе, и, наоборот, найдет здесь ряд особенностей. Не вдаваясь в тонкости геологических знаний, укажем только, что тут не найдем ни лёсса, покрывающего южную половину Европейской. России, и ледниковых отложений ее северной половины; не каменноугольная система, как в Европе, является здесь хранилищем запасов ископаемого топлива, а наоборот, третичные, меловые и юрские слои хранят для нас пласты угля, часто выдающегося качества (особенно на о. Сахалине)».
Такой же популярный характер носит вторая статья, написанная в соавторстве с краеведом В.Е. Глуздовским. Авторы в заключении подчеркивали: «За 60 лет Приморье крепко связалось с внутренней Россией и стало неразрывной ее частью, но темп его промышленного развития был несколько медлен, чему причиной в значительной степени служила непривычка пришельцев к новым условиям. Однако, обширные пространства земель, горные. лесные, рыбные и другие богатства страны, в комбинации с наличностью первоклассных гаваней, из которых Владивосток уже оборудован, служат наилучшим залогом успешного развития края в будущем».
Справка. Глуздовский, Василий Ефимович (1877 - 1934). Консерватор музея ОИАК (19 янв. 1907 - 1 июня 1908), привел в порядок этнографические коллекции. Один из первых методистов научного краеведения. По состоянию здоровья уехал в Киев. Именем Г. названа бухта на п-ове Муравьева-Амурского (ныне б. Промежуточная).
Многие годы А.Н. Криштофович был тесно связан с Обществом изучения Амурского края. На общем собрании ОИАК 23 марта 1924 г. А.Н. Криштафович заявил: «Общество не должно суживать рамки обязательностью докладов. В научных обществах нередки случаи, когда их члены не выступают с докладами. Нужна и другая деятельность - посещение заседаний, музея, библиотеки. Балласт сам отпадет».
В 1924 г. супруги Криштофовичи уехали с Дальнего Востока, и Африкан Николаевич вернулся на работу в Геологический комитет — старшим геологом.
В 1953 г. А.Н. Криштофовича избрали членом-корреспондентом АН СССР. Реабилитация ученого состоялась только 20 июля 1967 г. Африкан Николаевич Криштофович скоропостижно скончался 8 ноября 1953 г., в день своего 68-летия, в Ленинграде. Ученый похоронен на Серафимовском кладбище.
За свою жизнь А.Н. Криштофович опубликовал около 500 работ, многие из них посвящены российскому Дальнему Востоку. Часть из них недавно Центральная научная библиотека Дальневосточного отделения Российской академии наук сосканировала и выставила в интернет https://www.cnb.dvo.ru/2024/06/18/novosti/ocherk-a-a-hisamutdinova-posvyashhennyj-paleobotaniku-i-geologu-a-n-krishtofovichu-1885-1953/
Автор: Амир Хисамутдинов, председатель архивно-библиотечного совета ОИАК