Автопробег по историческим маршрутам В.К. Арсеньева. Дни второй и третий
Возле переправы на правом берегу реки Большая Уссурка мы сделали несколько фотографий в памятных местах, в том числе у водопада Догдихин и у места боевой славы земляков из сел Санчихеза, Дерсу-Лаулю и Вахумбэ, отдавших свои жизни в период Великой отечественной войны 1941-45 гг.
Поздним вечером 7 июня мы наконец-то приехали к месту назначения и расположились в избе одного из местных жителей, охотинспектора общины «Удэге» Сергея Александровича Лука, который любезно нам предоставил половину дома, где в настоящем деревенском колорите мы уютно разместились в двух небольших комнатах и очень комфортно проспали до самого утра.
Как оказалось, самое главное и непростое в таком походе - это организовать быт, в первую очередь сон и питание, как я уже сказал, постели были вполне себе удобные и всем хорошо спалось, в том числе и детям, а на кухне с газом и водой (всё это было в достатке) мы приготовили себе первые походные обеды и ужины. Пожалуй, самым замечательным из них была настоящая рыбацкая уха из трёх сортов рыбы, выловленной из реки Иман, из представителей семейства лососёвых– ленков, тайменей и хариусов. Как это было вкусно, не передать словами! И это блюдо нам мастерски приготовил координатор нашего проекта Михаил Смирнов.
Но не хлебом единым живём мы, тем более в таком автопробеге - это проза жизни. Нужно было выполнить главное предназначение нашего автопробега и поэтому утром 8 июня мы на нескольких автомобилях поехали к месту закладки будущего этно-центра, где собралась практически вся община.
В самом начале мероприятия с приветственной речью выступил заместитель председателя территориально-соседской общины коренных малочисленных народов Приморского края «Удэге» Михаил Владимирович Смирнов, который рассказал о целях мероприятия и, в частности, о том, что здесь, на месте старинного удэгейского стойбища «Вахумбэ», которое посетил Владимир Клавдиевич Арсеньев в ходе своей экспедиции 1906 года, планируется возвести этнокультурный «Удэге-центр». Основное его назначение – популяризация таких видов традиционной хозяйственной деятельности удэгейцев, как охота и рыбалка. Кроме этого, придается большое значение развитию этнокультурного и семейного отдыха в рамках привлекательности Приморского туристического кластера для других регионов страны и в первую очередь для жителей Дальневосточного федерального округа. Конечно же, в работу по достижению заявленной цели необходимо привлечь надежных инвесторов. Такие переговоры уже ведутся с основным партнером и генеральным спонсором автопробега компанией ПСМК «Энергия», которая расположена и осуществляет свою деятельность в Красноармейском муниципальном округе. Руководитель - Юрий Владимирович Козлов. Более того, и руководство Красноармейского муниципального округа также остается заинтересованной стороной в развитии проекта этнокультурного «Удэге-центра» в селе Дальний Кут.
Далее произошёл обмен подарками, от имени Приморского краевого отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» - Общества изучения Амурского края представителю общины, сотруднику администрации Красноармейского муниципального округа в поселках Дальний Кут, Островное и Дерсу Людмиле Ефремовне Наумовой были преподнесены такие нужные для них канцелярские товары - писчая бумага и авторучки, а также книги для музея и библиотеки общины «Удэге».
Поле этого мы приступили к третьему по счету в этом автопробеге гашению тематических почтовых открыток «Удэге» и обмену приветственными надписями на этих карточках, а затем - к общему фотографированию.
Погода нам благоприятствовала – было тепло, солнечно и безветренно.
В этот же день после обеда нам предложили совершить водную прогулку по реке Иман. Здесь я не случайно использую старое название, так как мы всё же мы идём по маршруту Владимира Клавдиевича Арсеньева периода 1906-1907 годов, поэтому логичнее будет использовать аутентичное название, что, впрочем, и делают местные жители.
Иман - это одна из крупнейших рек Приморского края, очень полноводная река, в этом мы убедились сами, когда осуществляли переправу через эту реку на пароме.
Давно я не видел такой массы воды, которая передвигается со скоростью нескольких десятков метров в минуту. Мы как раз были на исходе весеннего половодья и воды было очень много, и очень много было затопленных, сломанных, перекрученных деревьев - кроны, стволы, корневища - всё изломано, свалено в кучи на перекатах и нагромождено в ямах. Очень опасно оказаться в этих местах вне плавсредства на открытой воде, даже самый быстрый пловец вряд ли смог выбраться из таких водоворотов.
Путешествие на бате оказалось очень познавательным. Бат - длинная речная и очень маневренная моторная лодка. Наш гид Николай Наумов, тот самый, который утверждал нам, что по их семейным преданиям его прабабушка Степанида Терентьевна Наумова как раз в этот период 1906-07 годов предоставила ночлег в деревне Вахумбэ самому Арсеньеву. Конечно мы поверили на слово, но, к сожалению, документальных свидетельств этого события Николай нам не предоставил.
Так вот, наш гид показал очень красивые места в здешней округе, например, пещеру тигра. Оказывается, в эту небольшую пещеру в почти отвесном утёсе у среза воды, зимой по льду всегда забредает на несколько дней один из представителей наших знаменитых полосатых хищников. Кроме этого, мы увидели гнездилища различных речных водоплавающих птиц, живописнейшие плёсы, разливы и перекаты этой прекрасной полноводной реки. В общем, экскурсия прошла очень познавательно, ярко и красиво и оставила впечатлений нам на годы.
И всё же есть нерешённые вопросы и трудности, с которыми могут столкнуться в будущем инвесторы и руководители этно-центра.
Речь идёт, во-первых, об отсутствии полноценной мобильной телефонной связи, так как в с. Дальний Кут установлена лишь одна вышка связи от компании Билайн, связь обеспечена только этим оператором, но нет интернета и соцсетей, что для потенциального путешественника неприемлемо с точки зрения полноценного отдыха - нельзя ни отправить свои фотографии, ни разместить их в облачном хранилище.
Ну, а второе и самое главное, то, что нет хорошей дороги от Рощино (почти 50 км разбитой грунтовки не в счёт!) и, что наиболее критично, отсутствует мост через реку Большая Уссурка. Есть пешеходный мост и паромная переправа на четыре автомобиля, работающая по графику в определенные часы. Важно знать расписание, чтобы не остаться на ночлег на берегу перед переправой. Безусловно, община работает с властями над преодолением этих проблем, но пока что они не решены.
UPD: на момент написания этой статьи оба объекта переправы были затоплены поднявшимся уровнем реки из-за непрекращающихся несколько дней дождей.
Больше фото в фотоальбоме
Текст: Евгений Охрименко
Фото: Егор Охрименко
Материалы по теме:
Автопробег по историческим маршрутам В.К. Арсеньева. День первый