Автопробег по историческим маршрутам В.К. Арсеньева. Десятый и одиннадцатый дни – финиш в г. Владивосток на отметке 1.640 км.
Уезжали мы из посёлка Ольга с лёгким сердцем. С лёгким, потому что все цели и задачи нашего автопробега практически на 99% были выполнены. Самое главное, что здесь мы встретили очень хороших и умных людей, настоящих краеведов-энтузиастов родного Приморского края.
Нам ещё оставалось проделать путь до посёлков Кокшаровка и Полынниха, на реку Уссури - она же самая знаменитая Приморская река, и здесь нам нужно было увидеть своими глазами тот самый подвесной мост, по которому хотя бы в одну сторону, но может проехать легковой автомобиль.
И вот наконец мы доехали до этого знаменитого места - подвесного автомобильного моста через реку Уссури, который соединяет два указанных выше населенных пункта – Кокшаровку и Полынниху.
Описать это великолепие обычными словами просто невозможно, можно лишь тихо стоять, наслаждаться свежим воздухом, смотреть на неспешно несущую свои воды реку и беспредельно восхищаться природой родного Приморского края.
Здесь мы снимали не только фотографии, но и видео, в особенности видео поездки на автомобилях по самому мосту. Видимо, конструкция этого подвесного сооружения очень прочная, потому что, ну, никакого заметного усилия или напряжения при проезде автомобиля мост не испытывает. По крайней мере, это и визуально незаметно, и не ощущается какой-либо вибрации или раскачивания.
Такой мост был бы очень полезен в Красноармейском районе через реку Большая Уссурка, а конкретно, по единственной дороге между поселками Рощино и Дальний Кут. Ведь через Большую Уссурку, она же Иман, работает только одна, организованная частным образом паромная переправа, и то, только тогда, когда позволяет уровень воды, поэтому зачастую сообщение между этими населенными пунктами бывает разорвано из-за ливневого подъема уровня воды в этой реке. Так же от этой природной аномалии всякий раз, а точнее, каждый год, разрушается и возведенный рядом подвесной пешеходный мост, в том числе и из-за аварийного состояния опор, в особенности той, что на левом берегу реки Большая Уссурка.
Окончив осмотр реки и моста, мы развернулись и поехали в Анучинский район в посёлок Тигровый для того, чтобы отдохнуть, собраться с мыслями и подвести итоги нашего автопробега.
А обобщать было что:
- во-первых, мы выполнили главную цель, несмотря на то, что потом погода ухудшилась и поселок Дальний Кут оказался отрезан от Большой земли наводнением, мы всё-таки сумели туда попасть и сумели провести закладку этнокультурного центра «Удэге». А это была самая главная наша цель и задача.
- во-вторых, мы встретились с общинами коренных малочисленных народов, познакомились с этими замечательными людьми и, в первую очередь, познакомились с молодёжью, с подрастающим поколением, собственно, с теми, ради кого это всё задумывается, ради будущего нашего края и людей, его населяющих. При этом на встрече с руководством Красноармейского района мы получили уверения в том, что при всех тех или иных актуальных и сиюминутных задачах и проблемах район выполняет свои обещания по обеспечению надежной переправы через реку Большая Уссурка до поселка Дальний Кут в меру фактически существующих возможностей.
Конечно, понимание причастности того, что все эти места Приморского края своими собственными ногами исходил и изучил наш знаменитый соотечественник и исследователь Владимир Клавдиевич Арсеньев, не побоюсь этих слов, окрыляло и вдохновляло каждого из нас. Очень было любопытно побывать в некоторых из них, и самое главное, что нашлись и такие места, о которых мало кто что-либо знал и слышал в последнее время…
А они были и есть.
Всё это, конечно, отголоски той самой закрытости Дальнего Востока и Владивостока в виде особо охраняемых пограничных зон в период тех непростых взаимоотношений между Советским Союзом и КНР, которые, слава богу, остались в прошлом.
И поэтому действительно, наша экспедиция, считай, одна из первых в наше время побывала в том месте, где, как я уже рассказывал, в 1907 году, в июле, перед экспедицией на север через Сихоте-Алинь до Хабаровска, провели почти две недели В.К. Арсеньев и его верный спутник Дерсу Узала.
А ещё для меня лично было конкретным удивлением открытие реки Кононовка, которая даже ранее нигде и никем не упоминалось и не имела старого (до 1972 года) названия, хотя река эта очень хорошая, рыбная и нерестовая. И вода там чистая холодная, текущая с гор. Сам я не один раз утолял жажду во время исследования её русла, из-за жары и отчасти из-за того, что забывал брать с собой бутылку с водой. Вода оказалась даже вполне себе питьевая. Что совсем неудивительно, ведь большинство наших приморских горных рек наполнены настоящей живительной влагой - чистой родниковой или талой водой.
Отличным итогом нашего автопробега стало ещё одно обстоятельство. Все участники, которые не являются членами Русского географического общества, изъявили желание в будущем вступить в наши ряды.
Кроме этого, ещё несколько замечательных людей, краеведов-энтузиастов своего родного края, встреченных по пути нашего пробега, в процессе общения с нами тоже изъявили желание стать членами Русского географического общества. Здесь можно подвести итог и сказать, что популяризация краеведческой и природоохранной деятельности Приморского краевого отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» - Общества изучения Амурского края приносит свои плоды.
Наконец, 17 июня утром нам повезло с погодой - выглянуло солнышко, и мы организовали финальную процедуру специального гашения почтовых открыток «Удэге». С непосредственным участием всех членов побега без исключения.
А ими были:
- Кузьмин Александр Петрович - предприниматель в области производства продуктов питания длительного хранения в вакуумных упаковках, для туристов, военнослужащих и сотрудников спецподразделений, путешественник.
- Его прекрасные сыновья – Тихон и Мирон.
- Крылов Сергей Иванович – подполковник милиции в отставке, исследователь военной истории в области разведки и специальных служб, любитель и коллекционер холодного оружия, путешественник.
- Евплухина Анастасия Петровна - главный бухгалтер, рыболов-любитель и путешественник.
- Смирнов Михаил Владимирович - заместитель председателя территориально-соседской общины коренных малочисленных народов Приморского края «Удэге», краевед-путешественник, ихтиолог, охотник-любитель, член Русского географического общества.
- Охрименко Егор Евгеньевич - инженер-строитель, архитектор, путешественник, краевед-любитель, фотограф автопробега.
- Охрименко Евгений Николаевич - исполнительный директор ПКО РГО-ОИАК, член совета ОИАК, исследователь ихтиофауны и водной топонимики Приморья.
Хорошая погода сопутствовала нам весь день 17 июня. По возвращении в г. Владивосток мы остановились и сделали общее фото у Владивостокской ростральной колонны в честь его 100-летия.
За 10,5 дней мы проделали путь протяжённостью 1.640 км.
И в конце от имени всего коллектива экспедиции выражаю искреннюю благодарность председателю Приморского краевого отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» - Общества изучения Амурского края, члену попечительского совета ПКО РГО - ОИАК Буякову Алексею Михайловичу за всемерную поддержку нашего автопробега, как организационно-методическую, так и материальную. Отдельное спасибо за его щедрую оценку результатов нашей работы.
Больше фото в фотоальбоме
Текст: Евгений Охрименко
Фото: Егор Охрименко