Приключения «Красного Октября»: первая экспедиция Советского флота на остров белых медведей

ИСТОЧНИК:

«Комсомольская правда. Дальний Восток»

Отгремели сражения Гражданской войны и среди проблем, доставшихся Советскому правительству «по наследству», была ситуация вокруг острова Врангеля. С 1921 года на острове хозяйничала канадская экспедиция, занимавшаяся «исследованиями», а по факту – браконьерством.

20 августа 1924 года. Флаг СССР поднят над островом Врангеля. Фото: Виктор Грагайтис. Из фондов Государственного объединенного музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева

Отстоять суверенитет и территориальную целостность страны можно было только одним способом – послать свою экспедицию для выселения непрошеных гостей и поднять флаг на острове. Но сначала вспомним историю открытия и освоения этой северной земли.

 

Таинственный остров «Сомнительный»

Первые сведения о существовании большого острова у северных берегов Восточной Сибири появились с середины XVII века, с проникновением русских в Северо-Восточную Азию.

На карте, начерченной в 1763 году русским ученым Михаилом Ломоносовым, приложенной им к труду по путешествиям по северным морям, был помещен большой остров «Сомнительный», причем очень близко от действительного места острова Врангеля.

Лишь русскому военному моряку и полярному исследователю Фердинанду Врангелю удалось строго научно доказать, что никакой большой земли на севере Сибири не существует, а есть сравнительно небольшой остров.

В то время парусным судам было очень сложно маневрировать во льдах, и лучшим способом исследования полярных земель считалось передвижение на санях, ведомых собачьими упряжками. Этот способ и выбрал Фердинанд Врангель и совершил две попытки по льду Чукотского моря достичь таинственного острова в 1822 и в 1823 годах. Но сделать это ему было не суждено из-за подвижки льдов.

«Мы влезли на самый высокий торос и увидели только невообразимое открытое море. Величественно-ужасный и грустный для нас вид. Исчезла последняя надежда открыть предполагаемую нами землю, в существовании которой мы уже не могли сомневаться» – так, сожалея, вспоминал Фердинанд Врангель в своем труде «Путешествие по северным берегам Сибири и Ледовитому морю».

Летом 1867 года по чистой воде к острову подойдет американский китобойный барк «Найл». Его капитан Томас Лонг, поняв, что это и есть та самая земля, которую ищут два столетия и зная труды Фердинанда Врангеля, называет остров его именем.

Это название было принято всеми выдающимися географами того времени, поскольку этот остров соответствовал описаниям русского исследователя.

 

Модель канонерской лодки «Красный Октябрь» в экспозиции Военно-исторического музея ТОФ. Фото: Михаил Готенко

Русские идут!

44 года спустя на берег острова ступили русские моряки. 15 сентября 1911 года ледокольный пароход «Вайгач» под командованием капитана 2-го ранга Константина Ломана, подошел к юго-западной части острова и высадил на берег команду для проведения магнитных и астрономических наблюдений.

В 1916 году русское правительство разослало всем иностранным правительствам ноту, гласившую, что «арктические острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, включены в состав Российской Империи».

 

Умкилир – остров белых медведей

Так по-чукотски называется остров Врангеля. Действительно, самки этих северных гигантов облюбовали его для рождения медвежат. У прибрежных утесов острова носились тысячи птиц, на лежбищах нежились клыкастые моржи, а у берегов с шумом выпускали фонтаны величественные киты.

Интерес к этой неприветливой и холодной земле, тогда, 100 лет назад, объяснялся еще и ее геополитическим значением. Тот, кто владел островом Врангеля, получал контроль за судоходством. Но это была только видимая причина интересов США и Великобритании к этой суровой земле. Основная же заключалась в том, что американские геологи предполагали наличие на острове богатых залежей россыпного золота.

 

Ледокол «Надежный» во льдах. Начало ХХ века. Фото из фондов Государственного объединенного музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева

Англичанка гадит

После Гражданской войны канадцы и американцы посчитали, что падение Российской империи обнулило существовавшие договоренности, в том числе и нотификацию от 1916 года «О принадлежности арктических островов России».

С 1921 года при поддержке своего правительства, канадский полярный исследователь и антрополог Вильялмур Стефанссон инициировал две «исследовательские» экспедиции на остров Врангеля. Первая закончилась плачевно – из четырех человек выжил один, а вторая экспедиция из 13 канадских эскимосов и американца Чарльза Уэллса пробыла на острове до 1924 года, занимаясь хищническим истреблением белых медведей и моржей ради шкур и клыков, до прибытия советской экспедиции.

Правительство Великобритании не без основания предполагало, что ослабленная Гражданской войной Россия даже не обратит внимание на действия экспедиции их доминиона Канады и остров Врангеля войдет в состав империи.

Народный комиссар иностранных дел СССР Георгий Чичерин затребовал от советских учреждений материалы по истории открытия острова и его исследований, подтверждающих права России на остров Врангеля.

Отношения с Великобританией на тот момент были прохладными. Официально она не признавала установившуюся в России Советскую власть. Все обращения наркомата иностранных дел СССР для официальных разъяснений по действиям своего доминиона в Форин-офис (Лондон), оказались безрезультатными.

В СССР понимали, что возникли предпосылки аннексии острова. После изучения всех предоставленных материалов по истории открытия острова Врангеля, было решено пресечь недружественные действия Великобритании и установить контроль над островом. Сделать это можно было только одним способом – отправить на ледокольном судне на остров экспедицию, выселить непрошеных гостей и поднять советский флаг, тем самым окончательно закрепив эту землю за СССР.

Но переговоры Народного комиссариата иностранных дел с военными моряками и другими организациями по формированию экспедиции затянулись и время в 1923 году было упущено. Но, как оказалось, это обстоятельство только сыграло на руку СССР.

 

Наш друг приходит к власти

21 января 1924 года, в день смерти основателя СССР Владимира Ленина, к власти в Великобритании пришло правительство лейбористов во главе с Рамсеем Макдональдом, слывшим лояльным к большевикам. И как следовало ожидать, новое британское правительство объявило о признании СССР. Канада, как британский доминион, окончательно потеряла поддержку метрополии в борьбе за остров.

Комиссар экспедиции Михаил Доминиковский, начальник экспедиции Борис Давыдов и командир канлодки «Красный Октябрь» Евгений Воейков. Фото с сайта lot1959lovejornal.com

Экспедиции быть

3 июня 1924 года в штаб Морских Сил Дальнего Востока поступает по телеграфу распоряжение начальника ВМС РККА Эдуарда Панцержанского. В нем указывалось о срочном формировании Особой гидрографической экспедиции на остров Врангеля. В качестве ледокольного судна надлежало использовать канонерскую лодку «Красный Октябрь», а начальником экспедиции назначался военный гидрограф Борис Давыдов. Отправиться экспедиция на остров Врангеля должна была не позднее 20 июля.

«Когда Сибирская флотилия (белые) покидала Владивосток (октябрь 1922), ее командующий контр-адмирал Георгий Старк предложил Борису Давыдову уходить с ними, напомнив ему о трагической судьбе оставшихся в Крыму врангелевцев, поверивших Советской власти. Но Давыдов решил остаться. Старку он сказал буквально следующее: Я русский ученый. У меня такой объем материалов и данных по Дальневосточному побережью, и я верю, что они (большевики) не идиоты. Это компенсирует мое дворянское происхождение, и мне дадут заниматься любимым делом для России» – рассказывает Юрий Сыромятников, экскурсовод Военно-исторического музея ТОФ.

Так оно и вышло. На момент назначения начальником экспедиции на остров Врангеля, Борис Давыдов уже был начальником Управления по обеспечению безопасности кораблевождения на Дальнем Востоке.

 

Немного о легендарном корабле

Ледокол «Надежный» был специально построен для порта Владивосток в Дании в 1897 году. У него была мощная паровая машина – 2,5 тысячи лошадиных сил, скорость хода – 12 узлов, и он с легкостью справлялся со льдом толщиной 60 сантиметров. В его проектировании участвовал выдающийся русский морской офицер, будущий адмирал Карл Иессен.

Примечательно, когда Иессен командовал Владивостокским отрядом крейсеров, совершавшим лихие набеги на японские коммуникации во время русско-японской войны, именно ледокол «Надежный» расчищал путь ото льда в бухте Золотой Рог, для выхода крейсеров и подводных лодок в море.

Уже при Советской власти ледокол был отремонтирован на «Дальзаводе», получил революционное имя «Красный Октябрь» и после установки артиллерийского вооружения, став канонерской лодкой, приступил к новой службе – охранять бухту Золотой Рог. Он, конечно, мало подходил для длительных арктических путешествий, но выбирать было особо не из чего: все, что могло двигаться по морю, увел адмирал Старк.

 

Подготовка к плаванию. Экспедиция под угрозой. Помощь сварщиков «Дальзавода»

Предстояло подготовить снаряжение и продукты на 80 человек личного состава экспедиции на 14 месяцев, на случай вынужденной зимовки.

Кроме снаряжения и продовольствия необходимо было подготовить сам корабль к переходу в тяжелых льдах – заменить несколько тысяч заклепок на корпусе. Когда «Красный Октябрь» был поставлен в сухой док «Дальзавода», выяснилось, что на их замену уйдет…несколько месяцев. Нависла угроза срыва экспедиции.

Канонерская лодка «Красный Октябрь» в сухом доке «Дальзавода» на ремонте перед экспедицией. Фото из фондов Музея истории Дальзавода

Тогда главный инженер «Дальзавода» Виктор Вологдин, активно внедрявший сварку в судоремонте с 1920 года, предложил смелый эксперимент – головки заклепок выплавлять электрической дугой. Как оказалось, время на выплавку одной заклепки уходило около минуты. Так сварщики «Дальзавода» спасли экспедицию.

 

Плавание началось. В тисках льда. Экспедиция под угрозой

20 июля 1924 года «Красный Октябрь» вышел из бухты Золотой Рог в свое легендарное плавание. Командовал кораблем опытный мореход Евгений Воейков.

26 июля «Красный Октябрь» бросил якорь на рейде Петропавловска-Камчатского, а 3 августа – в бухте Провидения на Чукотке.

10 августа «Красный Октябрь» прошел Берингов пролив и вошел в воды Северного Ледовитого океана. Впереди была самая трудная часть экспедиции.

Первые два дня пути «Красный Октябрь» не встречал льда. 12 августа, когда до острова оставалось около 90 миль, корабль зажало в ледяных полях.

Пять суток экипаж «Красного Октября» вел борьбу. Машина работала на полных оборотах, корабль прокладывал себе путь почти все время с разбега. Суровую землю острова Врангеля моряки увидели утром 19 августа 1924 года, когда лед стал реже и рассеялся туман. Это был юго-восточный мыс острова.

 

Поднять на острове советский флаг!

Обогнув мыс, «Красный Октябрь» встал на якорь в бухте Роджерса. Здесь была произведена первая высадка на берег. На берегу была обнаружена избушка с небольшим запасом продовольствия и мачта, но без всяких признаков флага. Людей не было.

В течение ночи моряки соорудили новую мачту и 20 августа 1924 года в 10:00 состоялась церемония водружения флага СССР. Для отдачи почестей государственному флагу был выделен вооруженный караул, а начальник гидрографической партии экспедиции Виктор Грагайтис сделал несколько памятных фотографий. Затем «Красный Октябрь» двинулся на запад, держась как можно ближе к берегу.

Эскимосы-браконьеры с женами и детьми. Крайний слева – американец Уэлльс. Фото: Виктор Грагайтис. Из фондов Государственного объединенного музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева

Артель хищников

Вскоре на берегу были обнаружены небольшие постройки из досок и парусиновых палаток, а рядом с ними – развешанные шкуры белых медведей. Высаженная команда моряков не обнаружила людей, зато среди построек были найдены две бутылки с записками на английском, в которых говорилось, что две группы «исследователей» ушли совсем недавно на запад и ждут некое спасательное судно.

Когда команда, осматривавшая поселение, вернулась на борт, вахтенный заметил идущую к кораблю чукотскую байдару с четырьмя эскимосами и европейцем. В этот момент дуновение ветра развернуло кормовой флаг. Увидев его, байдара резко повернула обратно. Только приказ с корабля заставило сидящих в ней подойти к борту и подняться на палубу.

Канадские «исследователи» приняли «Красный Октябрь» за свое спасательное судно и никак не ожидали увидеть корабль военно-морских сил СССР.

«Беспокойно озираясь по сторонам, эскимосы буквально дрожали от страха, ожидая самого худшего. Оказалось, что на острове находилось 14 человек – 13 канадских эскимосов и европеец, американец Уэлльс. Никаких документов у них не было» – так вспоминает это забавный инцидент Борис Давыдов в отчете об экспедиции.

Канадцам объявили, что они рассматриваются Советским Союзом как хищники, со всеми вытекающими последствиями – арест, конфискация пушнины и орудий лова.

Советские моряки конфисковали у «исследователей» 12 винчестеров, несколько дробовиков, 250 клыков моржа, 40 шкур белого медведя, свыше ста шкур песца и 300 капканов.

Экспедиция пробыла на острове пять суток. За это время кроме ареста канадских браконьеров (по возвращению во Владивосток их через Харбин переправят на родину), моряки произвели промер бухты Роджерса, гидрографические и гидрологические работы, собрали геологическую коллекцию.

23 августа 1924 года канонерская лодка «Красный Октябрь» легла на обратный курс во Владивосток. Дорога домой оказалась исключительно тяжелой.

Нагрудный знак участника экспедиции на остров Врангеля в 1924 году. Фото с сайта voenpro.ru/catalog/znaki-sssr

Трудный путь домой

Через двое суток у мыса Шмидта «Красный Октябрь» зажало тяжелыми льдами. Три недели корабль не мог двигаться самостоятельно. Экипаж начал готовиться к длительной зимовке. Спустили воду из котлов, разобрали машину.

Неожиданно 26 сентября ледяное поле колыхнулось, поднялась сильная зыбь. Полярные мореходы знают – зыбь подо льдом является верным признаком находящейся неподалеку чистой воды. Начальник экспедиции Борис Давыдов принял решение пробиваться к ней. Всего за одну ночь экипаж подготовил корабль к походу.

При подходе к мысу Дежнева «Красный Октябрь» снова встретил тяжелые льды, взявшие его в свои объятия-тиски. Положение было критическим – на корабле заканчивалась пресная вода и топливо, и он вместе со льдом начал дрейфовать обратно в Северный Ледовитый океан.

3 октября ледовая обстановка несколько улучшилась – среди льда появились разводья и это позволило «Красному Октябрю» выйти на чистую воду и добраться до чукотского поселка Уэлен. Здесь загрузив немного угля и все, что могло сгодиться на топливо, корабль направился в Берингов пролив.

Когда на рассвете 6 октября «Красный Октябрь» зашел в бухту Провидения, в угольных ямах его машины было всего 300 килограмм угля, что хватило бы еще на 25 минут хода. Потом был Петропавловск-Камчатский, где экипаж пополнил запасы и направился во Владивосток.

 

Встреча и награды

29 октября 1924 года у острова Аскольд геройский корабль музыкой встретили миноносцы МСДВ. Во Владивостоке их ждала торжественная встреча и банкет по случаю возвращения. Так закончилась эта трудная и опасная экспедиция. Заслуги Бориса Давыдова были оценены по достоинству – его наградили Золотой медалью Русского географического общества «За выдающиеся труды в области гидрографии на Дальнем Востоке».

В феврале 1925 года по распоряжению Дальневосточного революционного комитета все участники экспедиции были награждены особым знаком «За экспедицию на остров Врангеля», эскиз которого разрабатывал участник экспедиции, начальник гидрографической партии и фотограф Виктор Грагайтис. Тогда председатель Дальревкома Ян Гамарник торжественно вручил 85 знаков по количеству участников экспедиции.

Свидетельство о праве ношения нагрудного знака одного из участников экспедиции. Фото из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Материал подготовил Михаил Готенко, член ПКО РГО – ОИАК

НАШИ ПАРТНЕРЫ