Члены секции краеведения и экскурсоведения ПКО РГО – ОИАК отметили Всемирный день туризма
Как могут отметить Всемирный день туризма члены секции экскурсоведения и краеведения? Конечно, активно и со смыслом!
Программа экскурсионной поездки «Древние города Приморья» 29 сентября оказалась очень насыщенной и разнообразной!
На этот раз путь лежал в богатый историческими достопримечательностями г. Уссурийск, который не раз становился местом для подобных поездок.
Гусева Дарья Александровна, председатель секции, поздравила коллег с Международным днем туризма и пожелала отличного отдыха.
Каждая минута была насыщена информацией, которой коллеги делились между собой в течении поездки.
О заселении и освоении п-ва Муравьева-Амурского. рассказала Маркина Маргарита Витальевна. Эту тему продолжила Волкова Людмила Николаевна, которая дополнила ее информацией о Уссурийском участке Транссиба и о его строителях, чьи имена увековечены в названиях ж/д станций.
Шубина Лидия Андреевна познакомила собравшихся с историей храма Покрова Божией Матери в пос. Угловое.
Авдуевская Ирина Александровна рассказала об истории села Раздольного, о воинской славе раздольненского военного гарнизона, которая тесно связана с историей Приморского края и нашей страны; Шелест Ольга Зиновьевна - о вкладе В.К. Арсеньева в изучение истории края, открытии археологических памятников на территории Приморья.
Аксенова Е.В. познакомила с легендой о Куань Юне, связанной с событиями, происходившие на территории Южного Приморья в тринадцатом веке. Эта история была положена в основу пьесы Елены Викторовны «Легенда Уссурийского края», поставленной в Приморском краевом драматическом театре молодежи.
Пай Светлана Александровна на подъездах к Уссурийску поведала нам о необычной биографии крещеного китайца Суй Пина, имя которого закрепилось когда-то на карте края. Например, мы узнали, что во время «манзовской войны» 1868 года в Южно-Уссурийском крае он оказывал помощь российским войскам в качестве переводчика и проводника.
Первой остановкой в Уссурийске стало локомотивное депо, на территории которого нам предстояло познакомиться с историей этого места и потенциальными экскурсионными объектами.
Сегодня в системе РЖД действует свыше 200 музеев, из них 14 на Дальнем Востоке, в том числе четыре в Уссурийске.
И это не случайно: Ведь Уссурийск по праву может считаться железнодорожной столицей Приморья, где еще в 1895 году на только что построенной южной ветке Уссурийской железной дороги было открыто ремонтное предприятие - главные железнодорожные мастерские по ремонту паровозов, вагонов и изготовлению запасных частей подвижного состава Транссибирской магистрали. Сегодня это - Уссурийский локомотиворемонтный завод, градообразующее предприятие города. Не случайно и первый в Уссурийске заводской музей революционной, боевой и трудовой славы (впоследствии – народный музей истории Уссурийского локомотиворемонтного завода) был в 1980г. открыт именно на этом предприятии.
Нам же предстояло побывать на территории Эксплуатационного локомотивного депо Уссурийска, где действует свой железнодорожный музей, который с 2020г. возглавляет Бебик Владимир Владимирович, большой знаток всего, что связано с историей железной дороги и энтузиаст своего дела. Сегодня музей переезжает в более просторное помещение; вскоре его экспозиции развернутся в здании бывшего управления на площади в 100 м.кв. Владимир Владимирович провел для нас экскурсию по территории депо, во время которой мы узнали немало интересного. Кстати, предприятие, основанное в 1894г как Паровозное депо Никольское, в 2024 году отметило свое 130-летие! Уже на подъезде к нему по улице с говорящим названием Тупиковая, мы увидели исторические здания, построенные когда-то для служащих депо, в которых и сегодня продолжают жить железнодорожники. На территории предприятия можно увидеть и здание, построенное когда-то как школьное, и производственные исторические постройки.
А еще - единственный работающий в стране двухсекционный тепловоз марки ТЭ2-071. Такие тепловозы выпускались с 1948 по 1955 гг. на Харьковском заводе транспортного машиностроения. Уссурийский, 1951г. постройки, до сих пор используется в депо на маневрах.
Кроме того, на территории предприятия мы увидели модель первого паровоза, изобретенного английским инженером Ричардом Тревитиком в 1801., которая установлена здесь для демонстрации эволюции инженерной мысли с начала 19 века по настоящее время. Кстати, эта модель была изготовлена работниками УЛРД!
Есть здесь и памятники, связанные с событиями Гражданской и Великой Отечественной войн. Интересно, что и они были созданы руками работников предприятия, а в качестве моделей при этом выступили его сотрудники.
Один час, запланированный для посещения УЛРД, пролетел незаметно.
В результате встречи были намечены перспективы по дальнейшему сотрудничеству с музеем предприятия, в том числе в разработке железнодорожного экскурсионного маршрута в Уссурийске, где есть немало связанных с историей железной дороги объектов. Решено было в будущем приехать в город специально для более подробного с ними знакомства. Попрощавшись с гостеприимным хозяином, оставив многочисленные благодарности от участников поездки и официальную благодарность от ТИЦ ПК, мы продолжили наше уссурийское путешествие.
Далее в пути нас ожидали достопримечательности Уссурийска, которые относятся к более давним и даже древним временам. Главным докладчиком здесь выступила Артемьева Н.Г., заведующая сектором средневековой археологии ИИАЭ ДВО РАН, начальник Приморской археологической экспедиции и давний друг нашей секции. С 1996 года Надежда Григорьевна занимается изучением древних поселений на территории уссурийского городского округа. В поездке она поделилась с нами сведениями из последних археологических экспедиций, рассказала о новых открытиях и проблемах сохранения исторического наследия.
Особенностью Уссурийска является то, что археологические находки (от артефактов эпохи неолита до городищ времен государства Восточное Ся) были обнаружены здесь практически в городской черте. Интерес к ним проявлялся с первых лет освоения территории Приморья русскими людьми, а в начале прошлого века на территории Гарнизонного сада была даже устроена своеобразная выставка из таких находок.
Через дорогу от парковой территории, как выяснили ученые, когда-то стоял величественный храм, а рядом, на улице с говорящим названием Валовая, сохранился небольшой участок древнего вала, ограждающего Южно-Уссурийское городище.
С другими защитными сооружениями времен эпохи чжурчженей мы знакомились уже на следующей остановке, на территории Краснояровского городища, места, где когда-то, как считают ученые, располагался столичный город Кай-юань, Верхняя столица государства Восточное Ся (1215–33). Во время раскопок, которые производились здесь на протяжении не одного десятка лет, была обнаружена масса предметов, говорящих о разных видах занятий жителей и остатки сооружений самого разного предназначения: от оборонительных до складов, жилищ и мастерских.
К сожалению, территория городища неоднократно подвергалась актам вандализма в результате хозяйственной деятельности и неумеренной рекреационной нагрузки, что вынудило взять ее под особую охрану, - часть территории объявлена археологическим заповедником и любая хозяйственная деятельность на ней запрещена. В планах ученых – прокладка экскурсионного маршрута, установка информационных щитов, проведение дальнейшего благоустройства. Мы прошли по части будущего турмаршрута, посетив наиболее интересные его локации.
Последним в Уссурийске местом посещения стал парк «Изумрудная долина», который был основан в 2012 году как исторически-ландшафтный. Первоначально парк имел этнографическую направленность – на его территории были воссозданы жилища народов Уссурийского края, живших здесь в разные исторические периоды – от палеолита до 20 века и традиционные русские постройки - острог, русская изба, купеческий и княжеский терема. Со временем тематика парка расширялась. Но, кроме тематических зон, в парке есть и обширная ландшафтная, - с озерами, дорожками, беседками, фото-зонами. Сегодня это популярное место проведения массовых мероприятий и семейного отдыха. Руководитель парка Максим Сергеевич Вакуленко познакомил нас с планами развития парка, а мы смогли оценить его привлекательность, отведав обед в местном кафе и совершив короткую прогулку по его территории. В заключении встречи от имени секции и отдельных ее членов были вручены книги краеведческой направленности для пополнения библиотеки парка.
Мы уезжали из гостеприимного Уссурийска, рассчитывая еще побывать там со временем.
На обратном пути краеведческий лекторий от членов секции Краеведения и экскурсоведения продолжил свою работу.
Козько Виталий Анатольевич и Чернявская Елена Леонидовна поделились информацией о Четвертой международной научно-практической конференции «Харбин – город дружбы России и Китая» (она проходила 16-18 сентября 2024 г. в г. Харбин), в которой им довелось участвовать и о своих впечатлениях от поездки.
Валькова Антонина Михайловна рассказала нам интересные истории из жизни Уссурийска, о которых не узнаешь из официальных справочников, Шелест О.З. провела викторину по знанию произведений В.К. Арсеньева.
Наполненные новой информацией, усталые и довольные вернулись мы во Владивосток с планами новых экскурсий, маршрутов и проектов!
Справка: Всемирный день туризма (World Tourism Day) был учреждён Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации в 1979 году с целью пропаганды туризма, обмена опытом, знакомства с культурой, установления международных связей и поддержки экономики регионов.
Этот день – 27 сентября – был выбран не случайно: он приурочен к концу туристического сезона в Северном и его началу в Южном полушарии.
Девиз дня 2024 г. «Туризм и мир» призван подчеркнуть важную роль туризма в укреплении мира и взаимопонимания между странами и культурами,
В России День туризма отмечается с 1983 года. Это праздник не только работников туристической индустрии, а также всех путешественников и туристов – групповых и индивидуальных, активных и пассивных – всех, кто хотя бы раз за свою жизнь побывал в путешествии или походе.
Авдуевская Ирина Александровна,
Кауфман Инна Николаевна,
Каменева Евгения Витальевна