Студия «Паруса» имени Владимира Тыцких
В последнюю субботу октября, 26-го числа, «Паруса» впервые собрались без Владимира Михайловича Тыцких. Но с его именем и с памятью о нём.
С 9-го октября 2024-го года «Литературно-музыкально-художественная студия “Паруса”» официально обрела несколько иное название: «Литературная студия “Паруса” имени Владимира Тыцких».
В этот день мы собрались, чтобы ещё раз говорить о нём – о нашем «кормчем», друге, учителе, создателе и душе студии…Нам нужно, наконец, отправляться в новое плавание. После утраты, после затянувшегося летнего и сентябрьского перерыва, мужественно сохраняя остойчивость – корабль не должен стоять на берегу. Корабль должен идти. Тем более, если курс давно задан…
В этот день Владимир Михайлович смотрел на нас с экрана и с фотографий.
Вот на экране дом-музей великого русского поэта Павла Васильева. Директор дома-музея Закия Мерц, прилетавшая во Владивосток на юбилей Владимира Тыцких и улетевшая за день до его ухода из жизни, вскоре по возвращении в Казахстан собрала маленький русский мир своего города и поделилась всем, что носит в сердце, с тех пор, как узнала и крепко подружилась с Владимиром Михайловичем.
А вот приморская Чугуевка. Много раз бывал здесь с автопробегом Владимир Тыцких. Журналист, фотокор, давний член «Парусов» Ольга Левашова развернулась на целый районный Дом культуры – устроила вечер памяти. На сцене во весь экран – красивое лицо, родной взгляд и очень знакомая улыбка. В зале – школьники-фадеевцы, учащиеся из села Булыга-Фадеево, учителя, библиотекари… На сцене – Оля. Она недавно победила недуг и собрала все силы, чтобы подняться и организовать детей, чтобы напомнить жителям села о человеке, которого она наряду со всеми его титулами и званиями назвала по-своему: Просветитель. Оля и дети читают его стихи.
…Все начинается сначала:
Восход, закат и звездный свет,
Огонь в печи, травинка в скалах…
Лишь нам с тобой возврата нет.
Из-за кулис выбегает нарядная девчушка с микрофоном, за спиной у неё – река. И звонкий голосок звенит, как ручеёк:
Течет вода чиста.
Волна бежит легка.
Меня зовут река,
Река Извилинка…
Рядом с Олей на сцене сынишка Максим. Он тоже выучил серьезные слова:
…Ветер в Донбассе свистит или плачет,
То откружит, то пойдет снегопад –
Кажется: землю от коптеров пряча
Белые ангелы в небе летят.
И человек в военной форме на фоне военного строя тоже выходит на сцену:
…Работаем. Настал и наш черед.
Все снова будет, как доныне было:
Никто за нас в атаку не пойдет,
Не встанет с флангов, не прикроет с тыла.
………………………………………………
Работаем, друзья. И он придет,
Великий час победы и расплаты
За нашу боль, за наш святой народ,
За все его мученья и утраты.
Под песню «Были бы крылья», дети выбегают на сцену из-за кулис, из зала и вместе танцуют.
А потом после встречи, в фойе к Оле подходят взрослые и дети. Обнимают, благодарят. Оля уходит домой лечить севшее горло, у неё наступает неделя молчания. Она думает, всё ли у неё получилось… Но нет никаких сомнений – Оля сделала очень большое дело.
Я тоже приготовила фильм. Он длинный. Но никто не думал о времени. После фильма мы некоторое время молчим. Как говорить, если только что с экрана Владимир Михайлович читал свои стихи, серьезные, шутливые, пророческие и даже пожелал нам с улыбкой напоследок:
Не болейте гриппом и ковидом,
Завистью и болтовнёй пустой,
Дуростью, разлукою, обидой
А болейте глупостью, для вида,
И всерьёз любовью и мечтой!
И пошёл себе по лесной дороге куда-то вдаль. И кажется, сейчас обернётся и направится к нам, в студию… Скажет: «Я пошутил…»
Его диплом победителя в литературном конкурсе Дальневосточной выставки-ярмарки «Печатный двор» в номинации «Поэзия» за две последние книги избранного «С правом ношения» и «Прямая речь» я вручаю супруге. Несколько экземпляров июльского номера журнала «Смена», который не успел к юбилею и к юбиляру с его поэтической подборкой, раздаю студийцам.
Пытаясь хоть как-то оживить всех нас, рассказываю о необычном жанре «Фотостиха», в котором Владимир Михайлович тоже преуспел. Показываю несколько простеньких, казалось, фотографий от Александра Ивановича Яковца и предлагаю собравшимся подобрать подходящие к этим фотографиям строки. У нас ничего не получается. Тогда я показываю четверостишие Владимира Тыцких, и серый невзрачный кадр наполняется глубоким философским смыслом.
Мы вспоминаем…Вспоминаем…Нина Михайловна Сидоренко рассказывает о встрече с Владимиром Михайловичем в её 75-ой школе, когда от мальчишек своего класса она услышала высшую, по её словам, подростковую похвалу: интересный мужик. Евгений Антипин вынул из памяти рыбацкие истории. Анна Никитина поделилась эмоциями от первой встречи, открытием интересного человека.
От Лены Глебовой в адрес «Парусов» и Владимира Михайловича звучат слова благодарности за эмоциональные встречи, за высокий уровень обсуждения, за патриотизм, за тёплое отношение к молодым авторам. Она читает стихотворение из его книги. В это время её младший сынишка вьётся вокруг мамы. За детское долготерпение вручаем ему парусник, посвящаем, так сказать, в парусята. Осталось подождать совсем немного, когда он выучит и прочитает на студии какое-нибудь первое стихотворение.
За окном – осень. Очень похожая на все прежние. Только в стихах Владимира Тыцких мы читаем о ней сегодня совершенно по-новому.
Пора золотая… но в этой листве обреченной
Весна не спасенье, тем паче зима не указ
Порхает на крыльях осенних листочек крученый,
И осень, прощаясь, печально вселяется в нас.
………………………………………………………..
А эти осенние песни – не с неба ли льются?
Я слушаю их, неразлучен с надеждой простой:
Идя в неизвестность, успеть еще раз оглянуться –
Увидеть, как падает на землю лист золотой…
Больше фото в фотоальбоме
Текст: Эльвира Кочеткова
Фото: Ирина Калмыкова, Эльвир Кочеткова,
Дом-музей Павла Васильева, архив Ольги Левашовой