«Снежные призраки» из Приморья в Орловской битве

ИСТОЧНИК: «Комсомольская Правда ДВ»

Во время Великой Отечественной войны моряки-тихоокеанцы воевали практически на всех флотах и фронтах. Это и Сталинград, где героями стали наводчик противотанкового ружья Илья Каплунов и снайпер Василий Зайцев, и Северный флот, где сражалась знаменитая подлодка С-56 под командованием Георгия Щедрина, на эсминцах Тихоокеанского флота «Баку», «Разумный» и «Разъяренный». Об этом написаны десятки книг и статей, сняты фильмы. Но о боях, о которых пойдет речь, в Приморье почти никто ничего не знает.

Советские лыжники-диверсанты. Фото: архив "КП"

Резерв Ставки

В те страшные дни начального этапа Великой Отечественной войны подразделения, спешно сформированные из моряков-добровольцев, сыграли большую роль при обороне Одессы, Севастополя, Ленинграда и Заполярья, а в критические периоды приходилось защищать Москву и Сталинград. Они показали себя стойкими воинами, никогда не отступавшими без приказа.

Военные моряки стали своеобразным резервом Ставки Верховного Главнокомандования. Особенно помог фронту Тихоокеанский флот, давший наибольшее количество штыков. Из них были сформированы добровольческие морские стрелковые бригады.

«Моряки-тихоокеанцы, зная, что их близкие находятся под оккупацией или в чрезвычайно тяжелых условиях прифронтовых областей, рвались на фронт. «Ярость благородная» клокотала в матросских душах. Из 25 стрелковых бригад, сформированных из добровольцев, в 12-ти основную массу составляли именно тихоокеанцы», – рассказывает экскурсовод Военно-исторического музея ТОФ Юрий Сыромятников.

В новые соединения отбирали желающих среди плавсостава подлодок и боевых кораблей, береговых частей и курсантов Тихоокеанского высшего военно-морского училища, Краснознаменной Амурской флотилии. Отбор проводился грамотно, с таким расчетом, чтобы не ослабить боеготовность основных сил.

Обучали "снежных призраков" в Гороховецких лагерях. Фото: globallookpress.com

 

Школа лыжников-диверсантов

В период с сентября по декабрь 1942 года из моряков-тихоокеанцев были созданы такие уникальные подразделения, как лыжные бригады, которые в начале 1943 года вошли в состав 13-й армии Брянского фронта и приняли участие в Орловской наступательной операции. Их подготовка проходила в Горьковской области в Гороховецких лагерях.

 

Основная масса будущих лыжников прибыла сюда эшелонами из Владивостока в августе-сентябре 1942 года. Моряки изучали и совершенствовали приемы рукопашного боя, боевую технику, а пока не выпал снег, учились ходить на лыжах на искусственном лыжедроме из хвойных веток.

 

Качественный потенциал «снежных» соединений был достаточно высок. Моряки – матросы и старшины, добровольно изъявившие желание воевать в лыжной бригаде, как правило, имели выслугу на Тихоокеанском флоте по два-три года срочной службы и хорошую физическую подготовку.

Лыжные бригады преодолевали десятки, а то и сотни километров в экстремальных условиях. Фото: Музей памяти уральских лыжных батальонов

 

Операция Брянского фронта

К началу 1943 года лыжные бригады закончили обучение и представляли собой грозную, хорошо подготовленную и оснащенную силу. Их час пробил в феврале 1943 года, когда с армией Паулюса в Сталинграде было покончено. Начиналась операция, которая во многом предопределила Курскую битву, хоть и имела недочеты и осталась, по сути, незавершенной.

6 февраля 1943 года в штаб Брянского фронта поступила директива Ставки Верховного Главнокомандования о начале Орловской наступательной операции. По плану Ставки войска Брянского фронта должны были окружить город Орел двойным кольцом и к 15-17 февраля взять его.

1-я и 2-я Отдельные лыжные бригады вошли в оперативную группу под командованием генерал-лейтенанта Юрия Новосельского, действующую на юге. Их задачей было скрытно выйти в тыл немцев и содействовать другим соединениям опергруппы по уничтожению опорных пунктов противника. При этом двигаться бригады должны были быстро и северо-западнее Орла, в районе города Карачева (Брянская область), замкнуть второе кольцо окружения немецких войск. Но первоочередной задачей опергруппы Новосельского был захват селения Кромы – сильно укрепленного опорника фашистов.

Позиционные сражения зимой. Фото: globallookpress.com

Снежные призраки

Зима 1943 года на Орловщине была снежная и вьюжная. Из-за заносов артиллерия и транспорт с продовольствием безнадежно отставали. Двигаясь по пересеченной местности, стрелки, пулеметчики и минометчики лыжных бригад тянули на себе волокуши с оружием и боеприпасами. Но, тем не менее, несмотря на трудности, им удалось вклиниться в оборону противника глубже других частей 13-й армии.

Рейд совершали в основном по ночам и в плохую видимость. Пройдя за 13 дней серпообразную кривую около 180 километров от места высадки, 18 февраля 1943 года оба соединения вступили в бой у села Андреевка.

Немцы сначала не поняли, с кем имеют дело. Из леса их атаковали снежные призраки на лыжах. Но окопавшегося противника на выгодном рубеже выбить было не так просто. После многочасового боя, разбив фашистский гарнизон, 1-я Отдельная лыжная бригада по поступившему приказу из штаба Брянского фронта выдвинулась дальше на север – к деревням Крупышино, Чувардино и Волобуево с задачей перерезать шоссейную дорогу на Орел и наступать на захватчиков в селении Кромы. К полудню 19 февраля моряки выбили немцев из этих сел.

Памятный знак на месте боя в селе Крупышино. Фото: из архива Игоря Глущенко

Треугольник смерти

Если посмотреть на карту Орловской области, то можно заметить, что села Волобуево, Чувардино и Крупышино образуют некий треугольник, с вытянутым углом в сторону Крупышино. По воспоминаниям очевидцев, бои в этом месте представляли собой ожесточенное и кровопролитное сражение, длившееся трое суток без перерыва.

 

Здесь немцы бросили против тихоокеанцев все свои силы – артиллерию, авиацию, пехоту и танки. Стало очевидно, что дальше лыжники не пройдут. Слишком укрепленный плацдарм создали фашисты, и слишком устали моряки за время рейда, ни разу не отдохнув в тепле, без горячей пищи.

20 февраля мотопехота и танки 12-й танковой дивизии вермахта, срочно переброшенной из Невеля Псковской области, развернувшись в боевой порядок, пошли на Чувардино и Волобуево. Бой продолжался, дважды села переходили из рук в руки.

«Ярким пламенем горели хаты. Далеко по горизонту расстилались отблески пожарищ, а в зареве на косогоре маячил контур Чувардинской церкви, напоминающий маяк в безбрежном синем море… После бомбежки бой разгорелся с новой силой, мы потеряли счет отбитым атакам, силы таяли с каждым часом», – отмечал Николай Вишневский, мичман, помощник командира разведвзвода 1-й лыжной бригады в своих воспоминаниях «Мы из Владивостока. «Полосатая смерть».

21 февраля моряки стали отходить к селу Крупышино, где был расположен штаб 1-й лыжной бригады. На залегшие цепи бойцов на поле у этого села пошли в атаку немецкие танки с мотопехотой. После войны это место назовут Полем матросской славы.

«Положение становилось критическим. Командир бригады майор Иван Понтяр принял решение оставить Крупышино и закрепиться на другом, более выгодном рубеже», – вспоминал позже генерал-майор Николай Мохов, бригадный инженер, капитан 3-го ранга.

Они пробились к своим. 2-я бригада, ведя бой в нескольких километрах от 1-й, оказалась в окружении, но смогла выйти из кольца и тоже соединиться с нашими войсками. Им помогли в этом подоспевшая техника 101-й танковой бригады с десантом на борту.

«Здесь воевали тихоокеанцы». Мемориал в селе Крупышино. Фото: из архива Игоря Глущенко

Забытые герои

В начале марта 1943 года лыжные отряды были расформированы, их личный состав вошел в стрелковые дивизии. А затем наступил один из самых трагических и кровопролитных периодов освобождения Орловщины. Сотни тысяч солдат Брянского, Западного и Центрального фронтов сложили свои головы в сражениях на этой земле в течение марта 1943 года. И только к концу месяца безуспешное наступление было остановлено нашим командованием.

После войны бывший разведчик Николай Алексеевич Вишневский стал председателем Совета ветеранов 1-й Отдельной лыжной бригады и всю свою оставшуюся жизнь посвятил увековечиванию подвига моряков-тихоокеанцев на Орловской земле. Он разыскал выживших участников рейда. В поисках помогали следопыты местной школы № 31 во главе с пионервожатой Любовью Балашовой.

Пока были живы фронтовики-тихоокеанцы, они приезжали на места боев, чтобы почтить память погибших товарищей. Именно по их просьбе с 1975 года начал сбор материала о лыжных бригадах Егор Щекотихин, доктор исторических наук, директор научно-исторического центра «Битва за Орел», а в то время – учитель орловской школы № 5.

«В 1975 году, когда мы впервые отправились на поиск, чтобы восстановить незаслуженно забытую славу моряков-тихоокеанцев, жители Орловщины почти ничего не знали о них… Теперь усилиями следопытов и общественности морякам установлены памятники, мемориальные доски, созданы музеи, комнаты боевой славы», – вспоминал о начале поисковой работы Егор Щекотихин.

Егор Егорович впервые дал детальное описание участию лыжных бригад в Орловской наступательной операции в книге «Моряки-тихоокеанцы в битве за Орел»(6+), вышедшей в свет в 2001 году. До этого времени в печати появлялись лишь редкие статьи и короткие воспоминания участников. Связано это было с тем, что в советское время Орловская наступательная операция была практически табуирована и исключена из военно-исторической литературы, так как ее основные задачи достигнуты не были, Орел освободить тогда не удалось.

В торжественных мероприятиях участвует подрастающее поколение. Фото: Ирина Романенко

Память человеческая

В селах Чувардино и Крупышино, где шли ожесточенные бои, по инициативе местных жителей, ветеранов лыжных бригад, а также Любови Балашовой и Егора Щекотихина в 1968 и 1978 годах установили памятники морякам. А Дмитрий Александров, главный специалист отдела образования Дмитровского района Орловской области, проведя кропотливую работу с документами, восстановил имена погибших лыжников, 186 из которых были увековечены на братской могиле в Чувардино.

В 2008 году общественной организацией «Флоту – быть!» под руководством полковника запаса Игоря Глущенко, состоящей из бывших военных моряков и морских пехотинцев Орловской области, был установлен памятный знак «Поле матросской славы» в селе Крупышино.

 

P.S.

Этот рассказ о лыжных бригадах, состоявших из моряков-добровольцев ТОФ, хочется закончить словами Николая Вишневского, разведчика 1-й лыжной бригады: «Вот меня спрашивают: почему ваша бригада так геройски дралась в тылу врага, не имея никакой помощи и будучи оторванной от своих тылов и баз снабжения? Жестокая необходимость борьбы в тылу врага диктовала нам это решение, а горячая любовь к Родине придавала нам силы».

Редакция «КП» – Владивосток» благодарит главного специалиста отдела образования Дмитровского района Орловской области Дмитрия Александрова за помощь в подготовке материала.

НАШИ ПАРТНЕРЫ