Приморские ели на Мамаевом Кургане. Часть 2. Ответственная миссия. Горсть священной земли. Они исполнили приказ «Ни шагу назад»

Я прибыл в Волгоград не только для ознакомления со сталинградскими святынями в качестве туриста. На меня была возложена, без всякого преувеличения, особая миссия.  Первая её часть заключалась в том, чтобы взять горсть земли с Мамаева Кургана и привезти её в Артёмовский городской краеведческий музей для экспозиции, посвящённой участию артёмовцев в Сталинградской битве. В апреле я связался с руководством мемориального комплекса «Мамаев курган» и направил им письмо с просьбой разрешить мне взять горсть земли с Мамаева кургана при его посещении. Мне ответили, что они подготовят землю в специальном мешочке и сопроводительный документ к ней. Всё это я могу забрать у них в офисе по прибытию в Волгоград.

Сертификат о подлинности артефакта «Священная земля Сталинграда»

Вторая же часть была связана с находкой волгоградских поисковиков в местах боёв на ближних подступах к Сталинграду. Осенью 2017 года поисковый отряд «Курган» из Красноармейского района Волгограда вместе с другими поисковиками проводили «Вахту памяти» в районе поселка Северный, в балке Бирючья. В 1942 году здесь проходили южные рубежи Сталинградского фронта.

Они нашли и раскопали блиндаж, где обнаружили останки 11 советских военнослужащих. Там же были найдены фрагменты военного обмундирования, личные документы, командирские знаки различия и гербовая печать 760-го полка 208-й стрелковой дивизии.

Я смог ещё в марте связаться с командиром отряда «Курган» Алексеем Викторовичем Медведевым и вот что он мне рассказал: «Установить личность и должность командира 760–го стрелкового полка подполковника Константина Метляева удалось быстрее всего. В архиве Минобороны мы нашли письма, которые писала его жена Виктория Алексеевна военному начальству. В них она возмущалась, почему не могут найти ее мужа, ведь не каждый день без вести пропадают подполковники. В этом же письме она рассказывает, откуда она получила последнюю весточку о нем – с юга Сталинградской области. Так мы и убедились, что часть останков принадлежит Метляеву.

Командир 760-го стрелкового полка подполковник К.М. Метляев. Фото из архива поискового отряда «Курган»

А позже нам удалось найти и его родственников, которые и сейчас проживают в Уссурийске. Нам также удалось узнать имя ещё одного погибшего офицера. Им оказался уроженец Яшкинского района Кемеровской области старший лейтенант Иван Щаденко.

Останки, которые находит отряд, перезахоранивают в основном в мемориальном парке села Привольный Светлоярского района. Вот и 11 офицеров из Бирючьей балки решили упокоить здесь вместе с останками еще 14 неизвестных бойцов, найденных другими отрядами. К погребению найденных останков 11 офицеров мы начали готовиться заранее. После того как родственники подполковника К. Метляева и старшего лейтенанта И. Щаденко подтвердили свой приезд, дату захоронения назначили на 7 мая 2018 года».

Захоронение погибших воинов 760-го стрелкового полка 208-й стрелковой дивизии с. Привольное. Волгоградская область. 7 мая 2018 г. Фото из архива поискового отряда «Курган»

Мы договорились с Алексеем Викторовичем о том, что он подготовит и передаст для нашей музейной экспозиции некоторые артефакты из числа находок его отряда на местах боёв на Абганеровском рубеже. Были согласованы дата и место нашей встречи в Волгограде.

Находки поскового отряда «Курган »-сапёрная лопатка и  командирская пряжка. Фото из архива поискового отряда «Курган»

Карта района боевых действий 126–й и 208-й стрелковых дивизий на направлении Котельниково-Абганерово 20-30 августа 1942 года

Согласно архивным данным, именно в ожесточённых боях и под налётами вражеской авиации в районе Котельниково–Абганерово в августе 1942 погибли две стрелковые дивизии, сформированные в июне – июле 1942 г. в Приморском крае.

126-я «Ворошиловская» и 208-я, формировавшаяся в п. Шкотово и п. Славянка насчитывали около 13000 человек в каждой.  По имеемым архивным данным в 126-й дивизии осталось в живых 1129 человек. Данные по 208-й дивизии отсутствуют. О судьбе и местах захоронений большинства их бойцов и командиров до сего дня неизвестно. Они числятся пропавшими без вести.

То, что произошло с приморской 208-ой стрелковой дивизией в августе 1942 года, иначе как одним из самых трагических эпизодов Сталинградской битвы не назовешь. Тогда полнокровная стрелковая дивизия, обученная и укомплектованная всем необходимым, по стечению ряда фатальных обстоятельств, была практически полностью уничтожена немецкой авиацией при выгрузке из эшелонов. Четыре её уцелевших батальона вошли в состав 126-й стрелковой дивизии и сражались на Абганеровском рубеже.  Погиб командир 208-й дивизии подполковник Воскобойников и весь его штаб. И вскоре она была расформирована.

Вид на балку Дубовую и места найденных блиндажей в районе   ст. Абганерово. июнь 2005 г. Фото из архива поискового отряда «Стальное пламя»

В июне 2005 года в Волгоградской области поисковиками казачьего поискового отряда «Стальное пламя» были сделаны сенсационные находки.

В районе станции Абганерово Светлоярского района Волгоградской области ими было обнаружено более 20 разрушенных блиндажей с останками погибших советских воинов.

За две недели поисковых работ удалось найти останки 40 человек, и только один медальон, с помощью которого выяснилось, что здесь погиб лейтенант Георгий Александрович Рылов 1920 года рождения, уроженец г. Кировограда.

Но кто его товарищи, что за воинская часть здесь сражалась — этого поисковики установить тогда не смогли. Ясно было только одно: здесь шёл ожесточённый бой, в ходе которого активно применялись гранаты.

И всё же кое-что уцелело. Это части от телефонных аппаратов, керосиновых ламп, иных предметов, а также воинские знаки различия («кубари» и «шпалы») и оружие.

Остатки портфеля, найденного в одном из блиндажей. Фото из архива поискового отряда «Стальное пламя»

Такие артефакты, как остатки от портфелей, говорили о том, что погибшие являлись работниками какого-то штаба. Но какого? Ответить на этот вопрос помогла неожиданная находка.

В одном из блиндажей, расположенных на дне балки, где, по предположениям, размещался старший командный состав, были найдены останки сотрудника НКВД, если судить по железной петлице со щитом и перекрещёнными мечами.

Петличные пехотные эмблемы, командирские «шпалы», пуговицы и звёзды с офицерских фуражек, найденные в штабном блиндаже. Фото из архива поискового отряда «Стальное пламя»

Там же были найдены   части от телефонных аппаратов, керосиновых ламп, иных предметов и чудом не сгоревший портфель с хорошо сохранившимися семью резиновыми печатями и штампами Ворошиловской стрелковой дивизии — в/ч 4882. 

Оттиски с обнаруженных печатей Ворошиловской стрелковой дивизии. Фото из архива поискового отряда «Стальное пламя»

В бескрайней волжской степи, выжженной солнцем и огнем пожарищ, навсегда остались лежать тысячи солдат и офицеров. 126-я дивизия выполнила свою задачу: более 25-ти дней и ночей   защищала подступы к Сталинграду.   Оставшиеся в живых её бойцы смогли своевременно вынести в безопасное место боевые знамёна дивизии и полков. Они выполнили приказ «Ни шагу назад».

Архивы Министерства Обороны располагают об этих соединениях крайне скудными сведениями. Удалось установить, что командиры стрелковых и пулемётных взводов стрелковых полков этих дивизий комплектовались выпускниками приморских 1-го Владивостокского и Шкотовского пехотных училищ.    

До сегодняшнего дня об этих дивизиях в Приморском крае мало что известно.

Продолжение следует ….  

Публикацию подготовил Валентин Ковальчук, председатель Артёмовского местного отделения ПКО РГО-ОИАК

Использованы фотоматериалы из архивов поисковых отрядов «Курган» и «Стальное пламя»

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ