Дорога во льдах - 500 лет Северному морскому пути

Не всякий путь считается Великим.

Но этот - до скончания веков!

Путь меж Атлантикой и Океаном Тихим

Связал в едино шесть материков.

/Сергей Печенегов/

 

Русские первооткрыватели начали исследовать Арктику в XI веке. Вскоре появились первые поселения на берегах Белого и Баренцева морей. Жители этих территорий начали первыми осваивать арктические воды. Они строили кочи – парусно-гребные суда, способные проходить среди льдов. Промышляя рыболовством и охотой, они первыми из жителей России освоили плавание по нашим северным морям, и их начали называть поморами.

В 2025 году исполняется 500 лет с начала российского освоения Северного морского пути, который проходит через Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря Северного Ледовитого океана.

500-летний срок отсчитывается от первого упоминания русским дипломатом Дмитрием Герасимовым (1465–1536). В 1525 г. возможности практического использования Северо-Восточного прохода и сквозного морского пути, соединяющего Атлантический и Тихий океаны. Дмитрий Герасимов ссылался на сведения о плаваниях поморов, и составленный в 1525 г. Чертеж Герасимова с тех пор считается самой первой картой Северного Ледовитого океана.

Много славных имен связано с исследованием Северного морского пути, к их числу принадлежит и имя Виллема Баренца, голландского мореплавателя и исследователя. Руководитель трёх арктических экспедиций: целью первой экспедиции был поиск Северо-Восточного прохода в Азию (1594), во второе плавание предприняли попытку пройти между побережьем Сибири и островом Вайгач (через пролив Югорский Шар) (1595), третья экспедиция Баренца по поиску северного пути в Азию (1596 – 1597). Последнее плавание Баренца экономически провалилось. Но география Русского Севера обогатилась огромными открытиями: на карту нанесены остров Медвежий, архипелаг Шпицберген, совершены самые далёкие походы на Север. Результатом экспедиций Баренца стала карта западных и северных берегов Новой Земли. Были сделаны океанографические промеры в море между Новой Землёй и Шпицбергеном, описаны донные осадки и течения. Мореплаватели впервые в истории успешно зимовали в высоких широтах Арктики, проводя важные наблюдения за погодой. Документальных свидетельств о Баренце сохранилось крайне мало, но, несмотря на это, он прочно занял свое место в мировой истории.

Всестороннее освоение Арктики началось лишь в XV-XVI веках, когда дело коснулось экономики. Русские промышленники, в особенности новгородцы, ходили на Обь и Енисей с сибирскими самоедами. Шли они целыми флотилиями, насчитывавшими иногда до 30 судов. Морской путь изобиловал трудностями: суда вмерзали в лед, экипажи страдали от голода, болезней и нехватки пресной воды. Этими выходцами из Руси были основаны арктические города Кола, Архангельск, Мангазея, они закрепляли и расширяли постоянное присутствие России в Заполярье.

Кола — одно из самых древних поселений, считается, что именно он был первой столицей Заполярья. Официальной датой основания считается 1565 г., но впервые Кола упоминается в летописи 1246 г. Долгое время Кола была сезонным поселением поморов, приезжавших сюда из Беломорья на летние морские промыслы на Мурмане. В 1582 г. здесь был выстроен острог, а для приезжающих купцов построен гостиный двор, с этого времени началось быстрое увеличение населения заполярного города.  Кола – административный центр Кольского района в Мурманской области, город - спутник Мурманска. Мурманск начинался именно с порта, который построили в 1916 г., а вместе с незамерзающим портом на берегу Кольского залива появился и город.

Архангельск - поморская столица. С основания в конце XVI века и на протяжении всего следующего столетия Архангельск был единственным морским портом Московского государства. Датой основания считается весна 1583 г. Первоначально крепость называлась Новый город, Новый Холмогорский город. В 1587 году в новый город было поселено 130 семейств, первые посадские жители были освобождены на пять лет от всяких податей. Только с 1613 г. Архангельский город получил современное наименование. Местные жители и горожане жили лавочной торговлей, ловили рыбу, занимались мелким ремеслом. В 1613 г. здесь была основана первая в России лоцманская артель. В городе были построены гостиные дворы для постоев во время многолюдного съезда на летнюю городскую ярмарку. Петр I трижды посещал город белых ночей - Архангельск, безбрежный простор ледовых морей с юности манил к себе великого государственного деятеля. В 1705 году закончилось строительство Новодвинской крепости, и с 1708 г. Архангельск становится губернским портовым городом, административным, хозяйственным и политическим центром Заполярья.

Мангазея — русский заполярный город в Сибири, один из крупнейших в XVII веке центр торговли всего Севера и Руси. Опорный пункт одноимённого торгового пути — Мангазейского морского хода. Город основан русскими колонистами в 1601 г. по указу царя Бориса Годунова. Город возник на месте поморских торговых путей, где река Таз впадает в Обскую губу, обеспечивая доступ к богатым пушным ресурсам — соболям, лисицам, бобрам. В те времена пушнина была «мягким золотом», ценным экспортным товаром, и Мангазея быстро стала центром торговли. В лучшие годы в Мангазее жили до 2 тысяч человек, включая гарнизон, торговцев и коренное население — ненцев и хантов. Здесь кипела жизнь: строились склады, работали рынки, а местные промысловики привозили меха, которые затем отправлялись в Москву и Европу. Ежегодно там устраивалась ярмарка, на которую стекались не только русские и сибирские промышленники и купцы, но и иностранные гости. Мангазея была не только торговым, но и административным центром.

В середине XVII века Мангазея начала угасать: интенсивная охота привела к сокращению популяций соболя и других ценных животных. В 1642 и 1662 гг. крупные пожары уничтожили значительную часть построек, включая склады с мехами. Восстановление требовало огромных средств, которых у отдалённого города не было. Тобольский воевода Куракин под страхом смертной казни запретил ходить северным морским путем, торговля в Мангазее быстро пала, и город скоро прекратил свое существование. В 1672 г. Мангазея утратила статус воеводского центра, а её функции перешли к Тобольску и другим городам. Таким образом, Северный морской путь был забыт и заброшен почти на 300 лет.

В Арктику человек пришел в глубокой древности, но активное исследование этого региона началось в середине XVII в. Выдающимся событием этого времени был морской поход вдоль берегов Чукотского полуострова во главе с Семеном Дежневым и Федотом Поповым. Путешествие было очень тяжелым. В морских бурях пропало несколько судов экспедиции. Но три коча во главе с Дежневым достигли устья реки Анадырь, и увидели мыс, который назвали Большим Каменным носом. Затем его будут называть Восточный нос, Чукотский нос. А теперь весь мир знает как мыс Дежнева – самую крайнюю точку Азии.

Первопроходец постоянно составлял отчеты и в подробностях описывал все увиденное. Дежнев оказался замечательным картографом и зафиксировал свое открытие. Впоследствии, в 1667 г., тобольский воевода Петр Годунов именно на основе его «сказок» и карты создаст подробную карту всей Сибири, включая и Чукотку. В результате его плавания было доказано существование пролива, отделяющего Азию от Америки.

Русские географические экспедиции XVIII века занимают выдающееся место в истории науки и флота. В первой половине века состоялись прославленные Камчатские экспедиции, продолжавшиеся около 20 лет (1725 – 1743 гг.).

Экспедицию на Камчатку задумал еще Петр I и поручил это дело датчанину на русской службе Витусу Берингу. Ближайшим его сподвижником стал Алексей Чириков – русский мореплаватель и исследователь Северной Америки. Они совершили две экспедиции на Камчатку в 1725-1730 и 1731-1734 гг. Исследовали и описали край, основали Петропавловский острог, который теперь называется Петропавловск-Камчатский. Открытый заново пролив между Азией и Америкой получил название Берингов пролив, а вот Командорские острова назвали в честь обоих мореплавателей.

В XVIII веке благодаря Петру I у России появился мощный флот, способный плавать по северным морям. В 1733 г., по указу императрицы Анны Иоанновны, началась экспедиция, получившая название Великой Северной.

Великая Северная экспедиция – самое большое в истории России научно-исследовательское предприятие. Она длилась 10 лет – с 1733 по 1743 г. Экспедицию называют также Сибирско-Тихоокеанской, Сибирской и Второй Камчатской.

Это крупнейшее в истории научно-исследовательское предприятие, охватившее всю Сибирь от Урала до Тихого океана, арктическое побережье от устья Северной Двины до устья Анадыря на Чукотке, прибрежные районы Северного Ледовитого океана и северную часть Тихого океана.

Задачи экспедиции были грандиозны: исследование всего Северного морского пути; отыскание морских путей в Америку и Японию, нанесение границы России от Белого до Японского моря, а также изучить побережье Ледовитого океана, наметить пути сообщения с отдельными областями и т.д. Собрать сведения о народах, населяющих Крайний Север и Дальний Восток, а также сведения о флоре и фауне Севера.

В состав экспедиции входило несколько отрядов (2 тихоокеанских, 4 северных и 1 академический) перед которыми стояли следующие задачи: морское путешествие к берегам Америки; поиск морского пути к Курильским и Японским островам; разведка и картографическая съемка берегов Северного Ледовитого океана и Северо-Восточной Сибири до Амура; выяснение существования пролива между Азией и Америкой.

В этой грандиозной экспедиции участвовали многие смелые и талантливые люди, в том числе ее руководители Витус Беринг, братья Лаптевы и Семен Челюскин, которые создали первую подробную карту арктических берегов.

Витус Беринг, датский мореплаватель на службе Российской империи.

Семён Челюскин, русский путешественник и исследователь, который в 1742 г. достиг самой северной точки Евразии, ныне называемой мысом Челюскина.

Братья Дмитрий и Харитон Лаптевы, русские мореплаватели, которые провели исследования в восточной части Сибирского побережья и нанесли на карту множество новых земель.

Степан Малыгин, русский полярный исследователь, прошедший по берегам Карского моря и открывший ряд островов.

Великая Северная экспедиция стала эпохальным событием в истории освоения Арктики. Благодаря мужеству и упорству ее участников были собраны бесценные сведения о географии, флоре и фауне северных регионов России. Эти знания легли в основу дальнейших исследований и открытий, а имена исследователей стали символами научного подвига и стремления к познанию неизведанного. Ее задачей было определить точное местоположение береговой линии Северного Ледовитого океана, исследовать возможность прохода в Тихий океан северным морским путем, а также собрать сведения о природных ресурсах и местных народах.

Великая Северная экспедиция длилась десять лет и стала знаковым событием в истории освоения Арктики. Она впервые дала представление о размерах и характере российского побережья Северного Ледовитого океана. В 1746 г. по материалам Великой Северной экспедиции была составлена "Карта генеральная Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона". Результаты экспедиции были зафиксированы во множестве дневников, карт и описаний, которые стали незаменимым источником информации для последующих поколений исследователей.

Необходимость изыскания морских путей на севере издавна известна, но не изучена. Помимо экономического имеет и большое стратегическое значение, так как трасса морского пути идет вдоль берегов Сибири.

Северный морской путь пролегает вдоль устьев крупнейших рек Русского Севера и образующих со своими большими и малыми притоками сеть внутренних водных путей. Реки Обь, Таз, Пур, Енисей, Пясина, Хатанга, Оленек, Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма образуют как бы единую воднотранспортную систему России.

Исследование природных явлений в Арктике стало одним из направлений освоения Северного морского пути. Изучение Северного Ледовитого океана и арктического побережья связано с именами выдающихся ученых исследователей. После экспедиций Беринга и Чирикова наиболее смелыми и важными по результатам были экспедиции В.Чичагова, Ф. Розмыслова, Н. Шалаурова, И. Биллингса-Г.А.Сарычева, А. Лазарева, Ф. Литке, П. Пахтусова, А. Цыволько, К. Бэра, Ф. Геденштрома, П. Анжу, Ф. Врангеля, П. Крузенштерна и ряда других мореплавателей. Это были исторические плавания, результатом которых явились сведения об арктических льдах и погоде, достоверные морские карты всего побережья Сибири.

В 1878 г. шведский полярник Нильс Норденшельд первым в истории на пароходе «Вега» преодолел весь Северо-Восточный проход из Атлантического в Тихий океан - так до XX века называли Северный морской путь. Удачная экспедиция была исключением: толстый морской лед по-прежнему представлял большую опасность для судов. Решение проблемы предложил адмирал Степан Осипович Макаров, и в 1899 г. на воду спустили угольный ледокол «Ермак». Так начался новый период в истории Арктики — освоение маршрутов и научное изучение ее климата, геологии и природных богатств.

В 1900-1902 гг. Императорской Академией наук была снаряжена Русская полярная экспедиция во главе с бароном Эдуардом Толлем и лейтенантом флота Александром Колчаком. Она провела исследование Новосибирских островов, нанесла на карту Арктики около двухсот новых географических названий. В 1913-1915 гг. гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого открыла архипелаг Северная Земля, а затем совершила первое в истории плавание Северным морским путем из Владивостока в Архангельск.

Основным препятствием для мореплавания по арктическим морям М.В. Ломоносов считал льды и придавал большое значение их исследованию. Родом из архангельских поморов, он плавал в Белом и Баренцевом морях. Данная им классификация морских льдов легла в основу современной гляциологии.

Активное использование пути началось в1920-х годах: Советское государство начало осваивать этот район, и уже в 1930-х стали возить грузы для доставки в удаленные уголки СССР.

Время прохождения Северного морского пути зависит от многих факторов: типа судна, времени года, метеорологических условий, плотности льда. Для обеспечения безопасного мореплавания в 1934 г. при Главсевморпути было создано Междуведомственное бюро ледовых прогнозов. О.Ю. Шмидт придавал очень большое значение ледовым прогнозам для развития мореплавания по Северному морскому пути.

В настоящее время применяются новейшие методы: российские специалисты разработали технологию ледовой разведки с помощью беспилотников и нейросетей, позволяющую в режиме реального времени оценивать ситуацию в радиусе 100 км. Новый подход намного экономичнее традиционных способов разведки с помощью вертолётов, самолётов, искусственных спутников Земли, судов, наземных гидрометеостанций.

Ледовая разведка — важный элемент навигации в замерзающих акваториях. Она помогает узнать типы льдов, оценить их толщину и прочность. Ледовые прогнозы по проводке судов и выбору месторасположения удобного подхода важны для осуществления хозяйственной деятельности. Освоение мореплавания по ледовым морям обеспечивает надежную транспортную связь обширных пространств Сибири.

Дорога на восток начинается от порта Мурманск и далее проходит через Баренцево море. Исторически Северный морской путь начинался от Карских Ворот (пролив между островами Вайгач и Новая Земля), далее Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря и заканчивался у мыса Дежнева. Круглогодичная навигация в западном районе Арктики началась, когда в 1975 г. в эксплуатацию ввели атомный ледокол «Арктика». Кстати, спустя два года этот ледокол стал первым судном, достигшим Северного полюса по воде.

Северный морской путь - главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина (от Карских Ворот до бухты Провидения) 5600 км. Протяжённость трасс – величина, постоянно изменяющаяся, и зависит от многих факторов, в первую очередь от ледового режима арктических морей.

Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек. Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Всего сегодня на Северном морском пути более 70 портов и посёлков в русской Арктике, они получают всё необходимое для жизни именно благодаря круглогодичной навигации. Сегодня с суровыми погодными условиями научились справляться атомные ледоколы и суда ледового класса, число которых только растет, современная система навигации и обустройство северных берегов страны. Началась новая эпоха развития Северного морского пути.

Несмотря на то что Мурманск и Архангельск не находятся на официальной линии Северного морского пути, эти порты тоже принято относить к этому маршруту.

Ускорение развития Северного морского пути пришлось на Вторую мировую войну, когда западные союзники доставляли грузы для СССР по морю через арктический маршрут. После войны Советский Союз активно развивал северные районы страны, строил ледокольный флот для круглогодичного судоходства.

Пристальное внимание к морским льдам и их движению позволило начать делать долгосрочные ледовые прогнозы. Изучение дна и установка берегового оборудования упростили навигацию.

Многовековая история не прошла бесследно: форма поморских парусников по-прежнему узнаваема в ледоколах, морской флот обеспечивает движение по северным морям, а накопленные знания о движении арктических льдов бесценны для навигации.

Имея выход к северным морям, Россия обладает флотом как дизельных, так и атомных ледоколов. Эти мощнейшие суда не только обеспечивают российское первенство в Северном Ледовитом океане над другими странами, но и являются острой необходимостью для нашей страны. Принцип работы ледоколов был придуман русским адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым. Особенностью судов является, в первую очередь, особая конструкция корпуса и носа. В общих чертах все ледоколы устроены одинаково: бочкообразная форма, крепкие толстые стенки корпуса со специальным ледовым усилением в том месте, где проходит ватерлиния, или «ледяной пояс», что препятствует истиранию корпуса о льды и потенциально возможному сжатию. Бочкообразная форма помогает ледоколу не застревать во льдах. Ватерлиния проходит ниже самой широкой части судна, поэтому льды своим давлением выталкивают судно вверх, а не зажимают. Форма помогает и в работе: во-первых, судно может «наползать» на лед и ломать его весом, во-вторых, ломать боками, раскачиваясь с помощью крена и балластной системы. Морские льды очень подвижны и, бывает, зажимают суда. Чтобы освободить их из ледового плена, ледоколы сдают назад, проходя близко к бортам «пленника». Главная опасность - в сильном давлении и острых углах морских ледяных глыб, которые могут повредить обшивку и винты судов.

Все ледоколы живут по московскому времени, потому что иначе переводить часы пришлось бы постоянно, ведь между Мурманском и Камчаткой разница девять часов. Впрочем, «стандартные» дни и ночи за полярным кругом — явление как раз уникальное. Полгода длится полярный день, полгода — полярная ночь.

Именно эти ледоколы обеспечивают круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.

Арктика – суровая, но издавна манящая путешественников и исследователей земля. Бескрайние пустынные пространства, укутанные вечными снегами и льдами, кажутся безжизненными. На самом деле эта земля полна жизни, таинственной и многообразной. Довольно длительное время земли Арктики считались непригодными для жизни людей и передвижений, как по суше, так и по воде. Тем не менее, освоение Арктики человеком насчитывает уже не одну сотню лет. Большой вклад в освоение северных земель внесли русские путешественники. Арктика — это место вечных льдов и суровых испытаний, но также место необычайной красоты и уникальной природы. Исследователи Арктики — это люди исключительной смелости и преданности своему делу. Их подвиги вдохновляют нас и напоминают о неисчерпаемом духе человека. Первооткрывателей сменили масштабные экспедиции, традиционные кочи поморов заменили атомные ледоколы, а рыбацкие поселения разрослись до масштаба многотысячных городов. Мы находимся в самом начале новой эпохи развития Арктики и Северного морского пути — ее главной жизненной и транспортной артерии.

Сегодня России принадлежат большие пространства континентальной и водной части региона, что позволяет изучать природу Русского Севера и в полной мере использовать те богатства, которые таит в своих недрах эта земля.

Современная Арктика — это место активного научного исследования и экономического развития. В этом регионе сосредоточены богатые запасы минеральных ресурсов, а Северный морской путь - важная национальная транспортная артерия, проходящая вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана, соединяющая европейские и дальневосточные порты.

Северный Ледовитый океан — один из 5 океанов нашей планеты. Он относительно небольшого размера, с экстремальными климатическими условиями: длительный холодный сезон, низкие среднегодовые температуры, ветра, ледяной покров и ряд других природных особенностей. Освоение Крайнего Севера проводится с учетом уникальной природы этого региона и с уважением к жизни и культуре местных народов. Высокоширотная часть Крайнего Севера включает океанические воды и острова Северного Ледовитого океана, а также полосу материкового побережья, примыкающую к ледовитым морям.

Древнерусские названия Северного Ледовитого океана - Студёное, Дышущее, Северное, Полярное, Ледовитое или Холодное море, а название «Северный Ледовитый океан» впервые употребил русский мореплаватель Федор Петрович Литке в 20-х годах 19 века.

Моря Северного Ледовитого не отличаются значительными глубинами. Береговая линия этих морей очень изрезана, с большим количеством заливов и бухт. Эти моря отличаются суровым климатом и значительный период времени покрыты льдом. Исключением среди них является Баренцево море: теплое Северо-Атлантическое течение значительно влияет на температуру воды. Данные моря используют как транспортный путь, кроме того, они богаты биологическими и минеральными ресурсами, хотя из-за сурового климата их освоение затруднено.

На студеных берегах северных морей Ледовитого океана с давних времен люди стремились разгадать тайны этого региона, преодолевая немыслимые трудности и рискуя жизнью. Российская Арктика – территория, богатая ценными природными ресурсами, а по воде проходит кратчайший путь между европейской частью России и Дальним Востоком, Европой и Азией — Северный морской путь.

По итогам наблюдений исследователями Арктики написано и опубликовано большое количество книг. Эти книги позволяют широкому кругу читателей узнать об этой удивительной территории, о людях, живших и работавших в Заполярье, о событиях, что происходили там, за Полярным кругом.

Представленные на выставке книги из фондов библиотеки Общества изучения Амурского края. В прилагаемом списке книги расположены в алфавитном порядке, по фамилиям авторов или названий. В список включены книги посвященные истории Северного морского пути, освоения Арктики и северных территорий, воспоминания и путевые заметки, рассказывающие об арктических путешествиях и экспедициях, о Северном Ледовитом океане, о примыкающих к нему территориях и жизни их обитателей, об освоении полярных земель с древних времён до нашего времени.

Библиографический список. Дорога во льдах - 500 лет Северному морскому пути.pdf

Составитель: Татьяна Дёмина, старший библиотекарь ПКО РГО – ОИАК

НАШИ ПАРТНЕРЫ