Об австралийских маяках рассказывает Галина Яхно. Часть 2

Вторым маяком, который мы посетили на Голд-Косте, стал мемориал-маяк капитана Джеймса Кука.
Он довольно молод, но имеет свою уникальную архитектуру и историю. Внешне он совсем не похож на большинство маяков и многие, даже находясь рядом, не предполагают, что смотрят не просто на памятник, а на навигационный светящий знак.

Прежде, чем перейти к его описанию, необходимо вернуться в 1770 год. В июне этого года HMS Endeavour под командованием капитана Джеймса Кука впервые подошёл к восточному побережью Австралии. Эта экспедиция едва не завершилась трагедией. Ночью 11 июня корабль со всего хода налетел на коралловый риф, который позже получил название Endeavour Reef. Корпус был повреждён, вода хлынула в трюмы, команда отчаянно боролась за живучесть судна.
Чтобы облегчить Endeavour и попытаться стянуть его с рифа, моряки выбрасывали за борт всё тяжёлое. Так на дно ушли шесть чугунных пушек, а также железный балласт, описанные в корабельных журналах. Корабль удалось спасти — этот эпизод стал одной из центральных драм плавания Кука вдоль Австралии.

Спустя 199 лет, в 1969 году американская экспедиция Академии естественных наук с помощью магнитометрической съёмки обнаружила на дне рифа металлические объекты, совпадавшие по расположению с записью Кука.
Пушки подняли на поверхность. Они были настолько покрыты коралловыми наростами, что первое время их было трудно опознать. Но именно эти наросты сохранили металл во времени.
Эта находка стала важным событием для Австралии.

Создание мемориала на Пойнт Дейнджер стало частью широкого комплекса мероприятий и к 200-летию описания берегов Австралии, символически связав картографическое наследие Кука с подлинными артефактами его экспедиции.
Мемориальный маяк на мысе Пойнт Дейнджер был создан как совместный проект муниципалитетов Голд-Коста и Туид Шайр при участии федерального Департамента судоходства и транспорта. В архивных источниках архитектором объекта указаны Лес Ньерджеш (Les Nyerges), работавший при городском совете Голд-Коста. Строительство выполняла фирма Henna & Edmed (Меруилламба).

Сооружение состоит из четырёх высоких железобетонных колонн, ориентированных по сторонам света. Между ними установлен массивный металлический кабестан — символическая отсылка к железному балласту HMS Endeavour. Над ним размещён купол из меди с рельефной картой мира, на которой показаны маршруты путешествий капитана Кука. Мемориал одновременно является скульптурной композицией и действующим навигационным ориентиром. Высота конструкции — около 20 метров, фокусная высота — примерно 45 метров над уровнем моря.
Мемориал был открыт в 1971 году.

В качестве источника света впервые был использован экспериментальный лазерный луч. Однако вскоре от него пришлось отказаться из-за плохой видимости в условиях влажного морского воздуха.
Текущий источник света: обычный электрический маячный огонь (Fl (2) W 10s — две белые вспышки каждые 10 секунд).
Дальность видимости: примерно 11–19 морских миль в зависимости от метода измерения.
Маяк обслуживается региональными морскими службами (Transport for NSW / службы, связанные с AMSA).
Хотя Endeavour сел на мель значительно севернее, мемориал-маяк построили именно на Point Danger, который Кук назвал 16 мая 1770 года: “a point of land which I call Point Danger”.
И теперь он образует навигационную с маяком Fingal Head.

Мы поднимаемся по широким ступеням, проходим между колонн и здороваемся с капитаном Куком, а точнее с его барельефом.
За нашей спиной шумит город, под монументом в маленьком кафе гомон туристов. Мы присаживаемся за столик у самого обрыва. Заказываем кофе, и смотрим в морскую даль, представляя, как 255 лет назад эти воды несли изящный корабль Endeavour под командованием отважного капитана.

Источники:
1. National Museum of Australia
2. Migration Heritage / NSW
3. Australian National Maritime Museum
4. The Journals of Captain James Cook
5. Captain Cook Society
6. Australian Heritage Database
7. Gold Coast Stories
8. Queensland Government
Больше фото в фотоальбоме
Текст, фото: Галина Яхно, член ПКО РГО – ОИАК











