Обзор молодёжных литературных объединений Владивостока от журналиста Сергея Нелюбина на студии «Паруса»

Вокруг этой темы мы «ходили» на студии не раз. И с разных сторон глядели. Волнующая тема. И ежели на модные поэтические баттлы не являться, то узнать что-либо об их участниках, собственно, – негде.

Но нам повезло. Поэт Елена Васильева пригласила в студию журналиста, ведущего и редактора радио «Вести-ФМ. Владивосток» Сергея Нелюбина. От Елены или от Сергея пошла эта тема – не знаю. Но Сергей согласился. И даже быстро – пришёл на ближайшую встречу 29 ноября. Рассказал мастерски, как настоящий журналист, как человек, знающий «матчасть». И по тематике прошёлся, и строки прочитал, и в качестве литературного критика тоже был хорош. Мы загрузились по полной – по лицам присутствующих я поняла: идёт внутренний скрытый анализ...в рядах наблюдается растерянность.

Строчек цитировать не буду, поскольку впервые не позаботилась о текстах – то ли заслушалась, то ли задумалась... А ведь можно было сфотографировать. Думаю, в этот раз без текстов пока обойдёмся.

Записала я выборочно слова Сергея. По ним вполне можно уловить его понимание предмета: «это другая лексика; это другая поэзия; дело не в образах – во взгляде на реальность; им 25-45 лет; их объединяет манера подачи творчества – вроде стендапа; они собирают достаточно многочисленную публику; у них конкурсы, соревнования, кофе, иногда платный вход на площадку в кафе; кто-то приходит один раз и сразу уходит; они работают с графикой текста; обычная поэзия, разговоры о метрике стихосложения им скучны; у них много скептицизма; у них очень плотные тексты; сплошная метафор; их около 150 человек...» Думаю, этого вполне достаточно, чтобы у читателя появился интерес к творчеству активного пишущего молодняка.

Возникшую потом дискуссию я тоже передам фрагментарно.

- Мы можем увидеть кого-то из них в большой русской литературе в будущем? Мне кажется, они из категории неудачников, недолюбленных в детстве...(Эльвира Кочеткова)

- В том-то и дело... Не хватило внимания...понимания. (Елена Васильева)

- А что вы хотите, они такое пережили... Они создают свою систему координат, свои нравственные ценности. (Константин Дмитриенко)

- А что они пережили? Они жили лучше поколения наших родителей и лучше нас. Может, дело в воспитании? Может, их надо направить? (Анна Никитина)

- Они сами могут вас воспитать... (Константин Дмитриенко

- Они не образованные... (Александр Бурундуков)

- Они знают куда больше вас!.. (Константин Дмитриенко)

- Настоящая поэзия должна возвышать человека... (Наталья Кийко)

В общем, как говорится, понеслось поехало... Быть может, интуитвно, Сергей перешёл к стихам своим, к поэтам постарше. Вот строчки Сергея:

 

                                   Чувства

Куда вы рвётесь-мечетесь

За прутьями груди.

Умрёте. Покалечитесь, -

Из клетки не уйти.

А вырветесь на волю,

Меня за всё кляня,

Уйдёте вверх...

Да только

Куда вам от меня... 

Лично для меня стал открытием Александр Алексеев:

 

                                 ***

Вот и расстались скоро.

Думалось:

вместе век.

Лестница фуникулёра -

триста ступеней вверх.

Что же стряслось с тобою,

И почему»Уйди!»?

Вверх поднимались двое,

вниз уходил один.

Глупая наша ссора?

Ветренный твой каприз?

Лестница фуникулёра-

Триста ступеней вниз.

Вот и прекрасно...

...Но разговор, начатый на студии, стал длиться. На следующий день, в телефонных звонках, в мессенджерах. Можно сказать, это было послесловие по поводу возникшего послевкусия... Александр Бурундуков процитировал У. Блэйка: «Деградируйте искусство, если хотите деградировать человечество»... Наталия Кийко: «Это смелые ребята, которые не боятся, что мы прочитаем их вирши после того, как раньше прочли Пушкина, Есенина, Блока... Мне хочется глубины, а не примитива. Конечно, они упущены школой, родителями. Сплошное «я». Но хорошо, что разговор был.». Елена Глебова: «В их творчестве узнаю свои подростковые дневники... Надо разделить подход к форме и содержанию. Те, кто выдаёт сегодня интересную форму, может ещё созреет духовно, личностно, граждански... и в будущем станет нормальным интересным поэтом». Елена Гусева: «Незрелые души». Евгений Антипин: «Я шокирован».

По тому, какова реакция, можно понять, что завершать встречу было непросто. Но Наталья Кийко, жена командира подводной лодки, помня принцип Владимира Тыцких о том, что в конце всегда должно звучать сильное слово, прочитала строки, посвящённые Александром Пушкиным Василию Жуковскому:

 

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

 

В своём многоэтажном доме Наталья Михайловна научила соседей здороваться, мальчишек отучила курить, а девочку употреблять ненормативную лексику. Наверное, так работает слово, сказанное с любовью человеком не равнодушным к другим.

А если вернуться к литературе, к поэзии, то повторю сказанное не мной: Добро, Красота, Правда делают произведение достоянием великой русской литературы, выражающей дух народа. Такая литература перечитывается из поколения в поколение.

И у каждого из нас есть свои любимые строки, которые хочется перечитать. Совсем не претендующий называться поэтом известный литературный критик Валентин Курбатов оставил стихи, которые я не могу забыть:

 

Яблонь румяные дети

Радостно смотрят в окошко.

Как мы мгновенны на свете!

Жизнь, посидим на дорожку...

И поэт Вячеслав Протасов тоже уже Там. Но попробуй забудь это его объявление:

сниму земной шар

для временного проживания

можно без особых удобств:

вулканы      

          землетрясеня

                      лесные пожары...

но убедительная просьба:

без друзей и любимых

не предлагать 

Знает ли эти строки и эти имена наш молодёжный поэтический андеграунд?

А ещё: можно ли и нужно ли дисциплинировать своё интеллектуальное и творческое эго? Зачем пишем? Как не заскучать в поэзии? Надо ли думать о читателях своих виршей? Нужна ли литературная школа? Как пережить критику? Что не читать?.. В общем, до новых встреч в нашей поэтической студии.

Текст: Эльвира Кочеткова

Фото: Ирина Калмыкова

НАШИ ПАРТНЕРЫ