Успешно прошла научно-практическая экспедиция Общества к устью реки Туманная (Туманган)

С 25 по 30 октября в Приморском крае была успешно осуществлена научно-практическая экспедиция к устью реки Туманная (Туманган) Приморского краевого отделения Русского географического общества – Общества изучения Амурского края.
Цель экспедиции: рекогносцировка русла реки Туманная (Туманган) для подготовки исследовательской экспедиции 2026 года по линии совместного проекта РГО, «Поискового движения России» и Тихоокеанского института географии РАН.
Экспедиция проводилась при грантовой поддержке исполнительной дирекции РГО (грант 11/2025-И) в рамках Межрегионального экспедиционного проекта по исследованию водных артерий «Реки РГО», посвященного 180-летию Русского географического общества.

В состав участников экспедиции вошли: руководитель экспедиции Андрей Сидоров, член ПКО РГО – ОИАК, исследователь дорусской истории края, включая работы по этимологии местных названий; Юрий Уфимцев, журналист, историк, писатель, уроженец Хасанского района, исследователь его истории; Александр Солянников, кандидат медицинских наук, уроженец Хасанского района и исследователь его истории; Алексей Москвин, член ПКО РГО – ОИАК, участник «Поискового движения России», директор АНО «Туманганский путь».

Ход экспедиции: утром 24 ноября 2025 года Сидоров, Соляников и Уфимцев выдвинулись из Владивостока в сторону п. Барабаш на место встречи с Москвиным. После обеда участники экспедиции на двух машинах отправились в п. Краскино, где заселились в гостиницу. В тот же вечер к ним присоединился уполномоченный по работе с населением от управления Посьетского погранотряда, который присоединился к согласованию планов на следующий день.
25 ноября 2025 года экспедиция отправилась в дальнейший путь в п. Хасан, имея на руках разрешение на проведение исследовательских работ в русле реки Туманная (Туманган). По предварительной договорённости в 10:00 члены экспедиции прибыли в пограничную комендатуру для прохождения необходимых формальностей. Затем в сопровождении сотрудника Хасанского отдела Посьетского погранпункта (уполномоченного по работе с населением) отправились на заставу имени Махалина для знакомства с командиром и условиями работы. Получив подробный инструктаж о местных дорогах, местах съезда к реке, болотинах, протоках и т.д., экспедиция приступила к работе, используя старые исторические карты местности.

Было решено, что первоначально экспедиция проследует вдоль контрольно-следовой полосы до берега моря, а затем повернёт направо к устью реки Туманная. Грунтовая дорога длиной около 10 км не вызывала трудностей, что не скажешь о длинной прибрежной полосе: колея шла по высокой траве через ручьи и протоки, мимо обломков выброшенных на берег деревянных судов. Периодически пограничникам приходилось выходить из машины, чтобы показать более надёжный путь, где не было коряг и досок с гвоздями. Наличие мусора: пластиковых поплавков, канатов, обрывков сетей и т.д. таже не способствовало быстрому передвижению.

Так или иначе, через полтора часа экспедиция прибыла к устью реки Туманная (Туманган). Именно отсюда началось знакомство первых русских мореплавателей с современным Приморским краем России: в 1854 году река была обследована офицерами фрегата «Паллада» во время возвращения миссии Е.В. Путятина из Японии. Пустынный берег выглядел сурово и неприветливо, тем не менее песчаный пляж был исследован с помощью металлоискателя на предмет поиска советского самолёта Ил-4 (ДБ-3ф), который упал в районе устья реки в августе 1945 года. Согласно архивной справке, самолёт вылетел на боевое задание с аэродрома в с. Романовка (Приморский край), но был сбит, при этом погиб штурман – Алексей Яковлевич Оксенгендлер, останки которого до сих пор не найдены. К сожалению, осмотр береговой черты ничего не дал. Кроме того, проход от устья р. Туманная (Туманган) вверх по течению реки оказался почти невозможен по причине густых зарослей высокого камыша и болотистых почв.

После импровизированного обеда на свежем морском ветру было решено вернуться в расположение заставы имени Махалина и изучить альтернативный проход/проезд к устью реки вдоль насыпной дамбы.

Осмотр новой дороги дал общее представление о состоянии береговой линии и спуска к реке Туманная (Туманган). Из-за насыпной дамбы берег оказался высоким: от 2 до 10 метров, при этом он зарос густым подлеском и сорными деревьями. Через несколько километров пути выяснилось, что по окончании дамбы начинается низменная равнина, поросшая камышом и изобилующая протоками. Более того, у самого устья реки в неё впадает протока Лебединая, вытекающая из озера Лебединое. Начало смеркаться, и экспедиция вернулась на заставу. Затем, попрощавшись с пограничниками и поблагодарив их за деятельное участие в работе, обе машины отправились в обратный путь во Владивосток и Артём.

Выводы: сухопутная экспедиция возможна только зимой, когда замерзают многочисленные ручьи, протоки и болотистые места. Помимо поисков самолёта/самолётов в это время года можно исследовать место, где ранее, до 1937 года, находилась корейская деревня Красное Село.
Полноценная летняя экспедиция для исследования русла реки должна иметь в своём распоряжении резиновые лодки, гидрокостюмы, маски и т.п. Как предполагается, большую помощь в поисках останков советских солдат, погибших в районе реки в августе 1945 года (Оксенгендлер, 59-ый пограничный отряд, 25-ая армия Чистякова) может оказать дрон с видеокамерой. Кроме того, необходимо продумать вопрос с размещением участников экспедиции, поскольку небольшая гостиница при ж.д. вокзале в Хасане полностью занята строителями мостового перехода через р. Туманная (Туманган). Как вариант – обустройство палаточного лагеря или ночлега в спортзале местной школы, если на то будет согласие местных властей. Из проблемных вопросов стоит упомянуть и отсутствие мобильной связи из-за близости госграницы: телефонные компании, полагая, что абонент находится за рубежом, отключают соединение. Одновременно следует иметь в виду, что в советское время и в начале 2000-х годов российский берег реки был укреплён высокой и широкой дамбой из скального грунта, что резко суживает район поисков до пойменной заросшей камышом части реки.











