Памяти Ю.В. Аргудяевой

1 декабря 2025 года в Санкт-Петербурге скончалась известная дальневосточная ученая, доктор исторических наук и многолетний член Приморского краевого отделения Русского географического общества – Общества изучения Амурского края Юлия Викторовна Аргудяева.

Вспоминая эту незаурядную личность, Общество изучения Амурского края решило перепечатать о ней статью: Хисамутдинов А.А. Юлия Викторовна Аргудяева: к портрету ученого // Вестник Дальневосточного отделения РАН. 2016 г. № 6.  С. 88 - 94 : 3 фот.

Дальневосточная историческая наука относительно молода. Даже специалист назовет не больше десяти значимых имен, и среди них будет этнограф Юлия Викторовна Аргудяева, незаурядный ученый, автор многих трудов. Одной из первых на Дальнем Востоке она стала заниматься этнографией, демографией и социологией восточных славян (русских, украинцев, белорусов), соединив эти науки в единое целое.

Юлия Аргудяева родилась в Хабаровске, а среднюю школу окончила на станции Манзовка (ныне Сибирцево) Приморского края. Интерес к прошлому и своим корням привел ее на исторический факультет Дальневосточного государственного университета, в котором когда-то ее мать, будущий медик, помогала профессору А.П. Георгиевскому в его лингво-этнографических исследованиях. Студенткой, Юлия Викторовна увлеклась археологией и уже на втором курсе участвовала в экспедиции академика А.П. Окладникова. После окончания университета в 1959 г. пытливый ум, энергия и талант прирожденного этнографа привели ее в отдел истории Дальневосточного филиала Сибирского отделения АН СССР во Владивостоке. Первое время Аргудяева продолжала заниматься археологией и опубликовала в 1962 г. первую работу «Сведения о средневековых памятниках Приморья вдоль восточного побережья Японского моря из неопубликованных материалов В.К. Арсеньева». К научному наследию знаменитого путешественника она будет неоднократно обращаться и в дальнейшем.

Начав со скромной должности старшего лаборанта, Юлия Викторовна впитывала в себя опыт старших коллег. Самым значительным было общение с легендарным археологом и этнографом Алексеем Павловичем Окладниковым (1908 – 1981). Она тесно работала с известным этнографом и фольклористом Юрием Александровичем Семом (1926–1995), который воспитал плеяду дальневосточных этнографов. Близко познакомилась она и с московским этнографом и историком Вадимом Александровичем Александровым (1921–1994), исследовавшим традиционную культуру русской деревни.

В 1963 г. Юлия Аргудяева поступила в очную аспирантуру Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая (Москва). К этому времени большинство ее работ были посвящены этнографии и населению славян в Сибири и на Дальнем Востоке. Тему кандидатской диссертации она выбрала соответствующую: «Семейный быт промышленных рабочих Кабанского района Бурятской АССР в его связях с бытом окрестного сельского населения». От научного руководителя, московского этнографа–фольклориста кандидата филологических наук Веры Юрьевны Крупянской (1897–1985) она получила навыки по собиранию и систематизации образцов народного творчества. Успешная защита диссертации состоялась13 февраля 1968 г. во Владивостоке, в Дальневосточном филиале Сибирского отделения АН СССР.

С 1967 г. Ю.В. Аргудяева занимала должность младшего научного сотрудника сектора этнографии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, а в 1981 г. ее избрали на должность старшего научного сотрудника. К этому времени сфера научных интересов определилась окончательно: этническая и этнокультурная история восточных славян; этническая миграция, хозяйственная и культурная адаптация; положение женщин, детей, подростков, молодежи; семья и брак; обряды жизненного цикла; взаимодействие и взаимовлияние восточных славян с коренными малочисленными народами Дальневосточного региона; этно-конфессиональные группы русских.

Некоторые темы тесно переплетались с социологий, которая привела Ю.В. Аргудяеву в Институт экономики океана Дальневосточного отделения (ДВО) АН СССР (Владивосток). Она стала проводить научные исследования в области этнографии, демографии, социологии среди сельского и городского населения южной части Дальнего Востока, обращая особое внимание на людей, которые строили Байкало-амурскую магистраль. В результате была опубликована монография «Труд и быт молодежи БАМа» (М.: Мысль, 1988).

Всего же из-под пера Юлии Викторовны вышли более трехсот публикаций, включая 11 монографий, написанных ею индивидуально. Участвовала она и в подготовке многих коллективных работ. Перечислить все опубликованное Аргудяевой просто невозможно. Она писала об особенностях миграционных процессов у восточных славян, отмечая их положительную роль в формировании демографического потенциала и постоянного населения восточных окраин России (монографии «Крестьянская семья украинцев в Приморье (80-е гг. Х1Х – начало ХХ вв.). М.: ИЭА РАН, 1993»; «Крестьянская семья у восточных славян на юге Дальнего Востока России (50-е годы Х1Х в. – начало ХХ в.). М.: ИЭА РАН, 1997)» и др.), вкладе русских людей в освоение дальневосточного региона («Этническая и этнокультурная история русских на юге Дальнего Востока России (вторая половина Х1Х – начало ХХ в.). Кн. I. Крестьяне. Владивосток: ДВО РАН, 2006» и др.), особенностях семейного уклада крестьян-переселенцев («Семья и семейный быт у русских крестьян на Дальнем Востоке России во второй половине Х1Х – начале ХХ в.» Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2001 и др.). 

Особое внимание Аргудяева уделила роли этнокультурных и этно-конфессиональных групп  в адаптационных процессах, этнокультурным контактам с другими народами. Об этом ее статьи о казаках (Уссурийское казачество: формирование, расселение, жизнедеятельность (материалы и комментарии) // Традиционная культура Востока Азии. Вып. 4. Благовещенск: Изд-во АМГУ, 2002; Быт уссурийского казачества / Мир казачества. Вып.1. Краснодар: Кубанский гос. университет, 2006), старообрядцах (Старообрядцы на Дальнем Востоке России. М.: ИЭА, 2000), русских крестьянах в Китае (Русское население в Трёхречье // Россия и АТР. № 4. Владивосток.2006). Монография «В.К. Арсеньев – путешественник и этнограф. Русские Приамурья и Приморья в исследованиях В.К. Арсеньева. Материалы, комментарии» (Владивосток: ИИАЭ народов Дальнего Востока РАН; Общество изучения Амурского края, 2008) познакомила читателя с частью неизданных дневниковых материалов известного исследователя.

Сродни публикациям и многочисленные выступления на научных конференциях по истории, этнографии, исторической демографии, на которых Юлия Викторовна регулярно сообщает о результатах своих исследований. Она – постоянный участник Всероссийских конгрессов этнографов и антропологов: в Уфе (1997), Москве (1999, 2003), Санкт-Петербурге (2005), Саранске (2007). На свои симпозиумы ее часто приглашают японские этнографы, которые высоко ценят работы Ю.В. Аргудяевой. Она читала лекции в университете г. Тэнри и публиковала статьи в японском журнале «Север» (Осака).

Многочисленные дипломы и поощрения – это свидетельство напряженного труда исследователя. За разработку арсеньевской тематики и расшифровку полевых этнографических материалов В.К. Арсеньева, Аргудяева стала лауреатом премии имени знаменитого путешественника.  Она также лауреат премии имени В.П. Вологдина (одного из первых ректоров Дальневосточного политехнического института) и Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу Фонда развития отечественного образования (2007 г.). В 2010 г. Обществом изучения Амурского края она была удостоена звания лауреата премии имени Ф.Ф. Буссе за монографию «Этническая и этнокультурная история русских на юге Дальнего Востока России (вторая половина Х1Х – начало ХХ в.). Кн. I. Крестьяне». К сожалению, никаких государственных наград у исследователя нет: наверное, постоянные экспедиции помешали ей оказаться в нужное время в нужном месте!

В основе почти всех научных работ Ю.В. Аргудяевой лежат полевые исследования. Более 40 научных экспедиций на юге Дальнего Востока и за рубежом прошли под ее руководством. Некоторые проекты были выполнены благодаря грантам: в 1993–1995 гг. – «Формирование региональной культуры восточнославянского населения юга Дальнего Востока России» (грант РФФИ-РГНФ), в 1994–1996 гг.  – проект «Культура и быт этнографических групп восточных славян Приморья» (грант фонда «Культурная инициатива (фонд Сороса)); в 1996–1998 гг.  – проект «Русские на юге Дальнего Востока России: этническая и этнокультурная история» (грант РГНФ); в 2009–2011 г. – проект «Русские Дальнего Востока России: развитие традиций и трансляция  культурного наследия в страны АТР» (грант Президиума РАН) в рамках программы фундаментальных исследований «Историко-культурное наследие и духовные ценности России». В 1998 г. она получила индивидуальный грант губернатора Приморского края на выполнение проекта «Крестьянская семья у восточных славян на юге Дальнего Востока: условия жизнедеятельности и проблемы развития (середина Х1Х – начало ХХ в.)».

Она руководила дальневосточной частью международного сравнительного исследования (СССР и соцстраны  –  Болгария, Венгрия, Польша и др.) «Семья как фактор воспроизводства социальной структуры социалистического общества» (Институт социологии РАН), участвовала и во многих других проектах. В исследованиях ей помогают этнографические и  социологические анкеты, разработанные ею благодаря многолетнему опыту («Занятость женщин и материнство», «Подросток в школе и дома», «Анкета новобрачных», «Семья и быт», «Условия труда и быта» и др. Она организовала три поездки в Хабаровский край (2005, 2007, 2009) и для японских коллег, изучающих населения Приамурья. При большой любви к полевым работам Юлию Викторовну часто можно видеть и в читальных залах архивов Владивостока, Хабаровска, Благовещенска, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Она считает, что все исследования нужно обязательно подтверждать документами.

За много лет этнограф выработала собственную уникальную  методику проведения полевых исследований: она всегда старается жить как можно ближе к объектам, которые изучает. В поездках иногда рассчитывает на счастливую случайность, но интуиция всякий раз помогает решать самую сложную проблему. Работа этнографа не из простых: если одни люди охотно идут на контакт с исследователем, то другим требуется в деталях объяснить цель интервью. В практике Аргудяевой не раз возникали случаи, когда после нечаянно брошенного слова информатор, как называют этнографы своих собеседников, замыкался или вообще наотрез отказывался от продолжения интервью. Этнографу Ю.В. Аргудяевой чаще всего удавалось сгладить шероховатость и вернуть разговор в прежнее русло.

Эти ценные качества исследователя особенно наглядно проявились во время работы над темой старообрядчества, которой этнограф заинтересовалась в начале 1990-х гг. Перестройка открыла доступ к ранее закрытым архивным коллекциям, среди которых особенно важными для Аргудяевой были материалы о репрессиях старообрядцев и их бегстве в Китай. Эту совершенно новую научную проблему она взяла для докторской диссертации: раньше из-за обилия полевых исследований у этнографа просто не было времени для ее подготовки. Свою работу «Старообрядцы на Дальнем Востоке России: этнокультурное развитие во второй половине Х1Х – начале ХХ в.» она защитила в 2002 г. в Институте этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (Москва) по специальности 07.00.07 – этнография, этнология, антропология.

Изучая старообрядцев, Аргудяева провела масштабные исследования, совершив несколько поездок в места их поселения. Она продолжила заниматься этой темой и после защиты, «переехав» вместе со старообрядцами в Маньчжурию и проанализировав их жизнь там. Дальше – больше: Юлия Викторовна решила провести комплексные исследования и в США, где ныне живут потомки русских старообрядцев из Китая, чтобы попытаться связать дальневосточные корни старообрядцев с их эмигрантскими потомками. Важно было проанализировать и современные миграционные проблемы, жизнь в инокультурной среде и связи с бывшей родиной. Автору этой статьи повезло принять участие в американских исследованиях 2010 г. вместе с Юлией Викторовной.

В подавляющем большинстве старообрядцы, к которым мы ехали, относились к категории беспоповцев, наиболее бескомпромиссных в религиозном отношении людей. Удивительно, но эти выходцы из России, которые чаще всего отказывают желающим вступить с ними  в контакт, разрешили нам посетить их селения. Причина оказалась проста: они были осведомлены о работах этнографа, а в некоторых семьях даже имелись ксерокопии ее книг. Можно только догадываться, каким образом они попадали в Америку! При этом собеседники не высказали ни одного критического замечания по поводу содержания работ. Позднее мы неоднократно убеждались в том, что старообрядцы в США, даже не пользуясь Интернетом, имели сведения об исследователях, занимающихся темой старообрядчества.

Безупречная репутация человека, который бережно относится к обычаям и религии старообрядцев, позволял Аргудяевой открывать любую дверь в старообрядческих общинах городков Вудборна (штат Орегон) и Хомера (штат Аляска), поселках Раздольном (Басаргино) и Николаевска (Аляска). Благодаря этому нам удалось познакомиться и с поповцами, и беспоповцами, посетить их дома, собрать самые разнообразные сведения исторического,  бытового, культурологического и экономического состояния ее жителей, выявить идеологическую разницу между орегонскими и аляскинскими старообрядцами.

Юлия Викторовна обладает большим преимуществом: она может легко найти ключик к душам людей. Без всякой натяжки можно сказать, что она становилась членом той или иной семьи. Она в деталях изучила многие родословные связи, что до сих пор является важнейшей частью жизни американских старообрядцев, тщательно следящих за «духовным и физическим родством». Она безошибочно находила наиболее авторитетных лиц, чаще всего начетчиков, руководящих жизнью религиозной общины, и начинала разговор с того, что выкладывала, что называется всю «подноготную» того или иного клана. Уже при первых встречах поразило, что подозрительные старообрядцы охотно делились с моей спутницей семейными проблемами, сокровенными сведениями о поездках к родственникам, случаях побега в закрытые скиты Красноярского края или подробностями очередного религиозного раскола. Стараясь вникнуть во все детали религиозной жизни старообрядцев, Ю.В. Аргудяева сразу выясняла, чего можно, а чего нельзя касаться в будущих публикациях, чтобы случайно не навредить общинам.

При всей щепетильности нам иногда приходилось проявлять настойчивость и буквально напрашиваться на приглашение на встречу старообрядцев или культурное мероприятие общины. Порой Юлия Викторовна одевалась в старообрядческую одежду, чтобы не выделяться, а к концу поездки она уже и говорить стала, как старообрядцы, используя их лексику и интонации. Например, они не любят слово «здравствуйте», предпочитая приветствовать друг друга словами «здорово живешь!». Совсем не признают они и «Спасибо», считая, что это благодарность языческому богу Бо. Пришлось нам научиться использовать «Спаси, Христос».

Уверен, даже самый авторитетный ученый-мужчина не узнал бы и десятой доли тех сведений, что получила Ю.В. Аргудяева, изучая старообрядцев. Как дотошный искусствовед, она вела разговор о певческих традициях старообрядцев или обсуждала технику иконописи. Как профессиональная портниха, она тщательно выясняла элементы кроя старообрядческой одежды. А услышав ее расспросы о тонкостях приготовления старообрядческой еды, можно было предположить, что Аргудяева собирается открыть во Владивостоке соответствующий ресторан. Мы привезли во Владивосток множество ксерокопий, магнитофонных записей и изданий по старообрядцам, напечатанных в Николаевской-на-Аляске средней школе. Там Юлия Викторовна постаралась не только вникнуть в учебные программы, но и провести интервью с учителями и учениками.

Хотя план работы по старообрядцам в Орегоне и на Аляске, составленный заранее, вполне оправдал себя, этнограф во время полевых исследований должен быть готов к любым неожиданностям. Так случилось и с нами. Узнав на Аляске от старообрядцев, что на первом этапе здешней жизни большую помощь им оказали алеуты, у которых сохранилась память о деятельности Российско-Американской компании, Аргудяева побывала на острове Кадьяк и посетила алеутское селение Ахиок. Как выяснилось, без подводных камней не обошлось и здесь. Юлии Викторовне пришлось быть предельно внимательной, и осторожной, задавая вопросы. Эти внутренние проблемы и новые сведения о жизни современных алеутов так заинтересовали инициативную Аргудяеву, что она даже подумала написать монографию по кодьякским впечатлениям.

Результаты исследований по старообрядцам, которые проводит Юлия Викторовна,  заинтересовали  японских коллег, и Осакский музей выделил грант для повторной поездки к старообрядцам в США. На этот раз к нам присоединилась японская исследовательница доктор Игауэ Нахо. Ее участие в экспедиции позволило узнать о большом авторитете, которым Юлия Викторовна пользуется у японских специалистов.

Чтобы подойти к старообрядческой теме комплексно, было решено заглянуть и в Сан-Франциско, который по праву считается одним из центров русской диаспоры в Америке. В знаменитом Музее русской культуры нам показали уникальные материалы по старообрядцам и рассказали, как русские эмигранты помогали соотечественникам покинуть Китай, переехать из Южной Америки в Северную и обустроить свою жизнь в Николаевске-на-Аляске. Поработав в местных архивах и университетских библиотеках, Юлия Викторовна побывала и в историко-культурном центре «Форт Росс» – русской «Мекке» в Америке. Она смогла оценить усилия американцев по сохранению русской страницы в истории этой страны.

Ю.В. Аргудяева много лет интересуется историей казачества, поэтому для нее была организована встреча в Общеказачьем союзе с атаманом Никитой Евгеньевичем Бьюиком. После расспросов о том, чем занимается союз, как казаки в Америке сохраняют традиции Юлия Викторовна на несколько часов погрузилась в казачий архив и библиотеку, копируя материалы для будущих публикаций.

Результаты экспедиции в США были впечатляющими. Полученные материалы дополнили предыдущие изыскания и позволили осуществить первое комплексное исследование этнокультурной истории русских старообрядцев юга Дальнего Востока России и трансляции их традиций в Китай (Маньчжурия) и страны Южной и Северной Америки. Результаты были изложены в ряде статей и монографии «Из России через Азию в Америку: русские старообрядцы. Владивосток: Дальнаука, 2013» (в соавторстве с А.А. Хисамутдиновым).

Любому ученому невозможно работать без учеников. В разные годы Аргудяева  преподавала в Дальневосточном государственном университете / Дальневосточном федеральном университете, Дальневосточном государственном техническом университете, Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, читая курсы «Археология», «Этнология», «Этнография восточных славян», «Социокультурная антропология стран Дальнего Востока», «Этносоциология», «Социальная демография», «Гендерная антропология», «Культура Дальнего Востока», «Теория и история  культуры повседневности России», «Социология семьи», «Гендерная социология». Она опубликовала учебное пособие «Восточные славяне на юге Дальнего Востока России» (Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006), подготовила  две учебные программы («Культура Дальнего Востока России». Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006 и «Теория и история культуры повседневности России». Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2007); несколько методических разработок. Работала она и в диссертационных советах:  при Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (ДМ 005.010.01) и при Амурском государственном университете в Благовещенске (ДМ 212.006.01).

Несмотря на насыщенную преподавательскую деятельность, Юлия Викторовна порой сетует, что у нее могло бы быть больше учеников. Видимо, молодежь просто не поспевает за маститым ученым, а сама она не может остановиться. Тем не менее, она подготовила пять кандидатов наук. В голове у Юлии Викторовны всегда множество новых проектов, а ее работоспособности можно позавидовать. Забывая о возрасте, она легко берется за самые сложные дела и добивается успеха. Сейчас ей бы к юбилею готовиться, а она сидит за компьютером – заканчивает монографию, раскрывая очередное «белое пятно» истории Дальнего Востока – жизни русских в китайском Трёхречье. Туда в 1920–1930-е гг. эмигрировали по политическим и экономическим причинам казаки Забайкалья, сумев в сложнейших условиях полностью сохранить русские традиции в хозяйственном и общественном быту, семейной жизни, материальной и праздничной культуре. Выявив общую типологическую схожесть русских общин Забайкалья и Трёхречья, частично коснувшись взаимодействия русского и тунгусоязычного и монголоязычного населения, среды обитания, автор выявила и специфику некоторых явлений. При такой интерпретации материала в монографии удалось охарактеризовать региональную специфику этнокультурного развития русского населения в Маньчжурии и его вклад в хозяйственное освоение ранее пустовавших трёхреченских земель.

Ю.В. Аргудяева вводит  в научный оборот новые сведения о материальной культуре трёхреченских казаков, в частности, об усадебном комплексе, а также ранее не опубликованные архивные и переводные материалы, в том числе биографические, требующие особенно кропотливой работы. Большую ценность представляют и воспоминания казаков и их потомков об особенностях культурного, общественного и материального быта в Трёхречье. Эти материалы автор получила от потомков трёхреченцев, живущих в различных регионах России.

Порой бывает трудно поспеть за событиями. Перемещения русских по Азиатско-Тихоокеанскому региону продолжаются. В 2009 г. возник небольшой ручеек возвращения старообрядцев на родину предков: несколько семей переселились из Южной Америки в с. Дерсу Красноармейского района Приморского края. Ныне там проживает полтора десятка старообрядческих семей. Неудивительно, что Юлия Викторовна стала частым гостем переселенцев. Географическое положение, природа и сельскохозяйственные условия этой местности отвечают всем чаяниям новых жителей Приморья, а местные власти обещают им всестороннюю помощь. Но трудностей на новом месте хватает, и Аргудяева вникает в проблемы своих героев и без устали пишет письма поддержки в официальные органы. Пример жизни старообрядцев в Америке убеждает, что эти трудолюбивые россияне умеют и готовы работать. На земле своих предков, российском Дальнем Востоке, они могли бы действовать еще более успешно, способствуя тем самым улучшению демографической и экономической ситуации в регионе. И здесь помощь таких специалистов как главный научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, доктор исторических наук и профессор Юлия Викторовна Аргудяева является бесценной.

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ