Об австралийских маяках рассказывает Галина Яхно. Часть 3

Побывав на маяке Fingal Head, мы решили посетить и другие маяки, спроектированные тем же архитектором. Ближайшим к Голд Косту оказался маяк на реке Ричмонд, куда мы и отправились очередным солнечным утром.

Исторический вид Ballina Lighthouse; на фото видна старая пристройка/веранда.
Источник фото: Wikimedia Commons
Устье реки Ричмонд в районе Баллина в XIX веке считалось одним из самых опасных на северном побережье Нового Южного Уэльса. Здесь часто происходили кораблекрушения: мелководье, перемещающиеся песчаные косы, сильный прибой и отсутствие ориентиров делали вход в реку крайне рискованным.

Лоцманы, работавшие в Баллине, неоднократно просили власти установить навигационный огонь на северном мысе устья — на участке, который занимал господствующее положение над входом в реку. Место выбрали по трём причинам:
• Высокий берег (около 35 м), обеспечивающий хорошую видимость.
• Прямая линия подхода к реке для судов, идущих вдоль побережья.
• Возможность создать створный ориентир, если поставить дополнительный свет чуть в стороне.

Уже издали мы видим сверкающую на солнце белоснежную башню маяка - близнеца Fingal Head.
На нем имеется табличка с надписью 1866.

Действительно, первые шаги были сделаны в 1866 году, когда на мысе установили временный навигационный огонь. Он представлял собой простейшую конструкцию — деревянный каркас со светильником, который обслуживали лоцманы с пилотной станции Баллина.
Огонь помог входить в реку ночью и в плохую погоду, но был ненадёжным, нестойким к штормам и требовал постоянного обслуживания.
В современном виде маяк был построен несколько позже.

Когда колониальный архитектор Джеймс Барнет (James Barnet) начал программу модернизации навигации вдоль побережья, он включил в неё и Баллину.
В 1878 году был объявлен тендер на:
• строительство каменной башни высотой 7–7,5 м,
• поднятие фокальной плоскости до 35 м над уровнем моря,
• строительство небольшого помещения рядом с башней, где хранили масло и инструменты,
• создание деревянной конструкции для второго, «створного» огня шестого порядка.
В 1879 году башня была построена. Ее возвели из кирпича, покрытого штукатуркой и снабдили простой галереей вокруг фонарного аппарата. Несмотря на скромные размеры, возвышенность мыса обеспечивала свету отличную дальность.
В 1880 году был выставлен постоянный свет:
• четвёртый порядок,
• фиксированный белый огонь,
• источник — двухфитильная керосиновая горелка на colza oil,
• сила света — около 1000 кандел,
• дальность — до 15 км в ясную погоду.
Дополнительный створный свет был поставлен на лоцманской станции, в 30 метрах от основного, помогая судам точно войти в бар.
Поскольку маяк технически обслуживался в связке с Ballina Pilot Station, для него требовался не отдельный штат смотрителей, а один keeper, совмещавший обязанности с лоцманами.
Его работа включала:
• поддержание огня ночью,
• заправку и очистку керосиновой горелки,
• полировку оптики,
• покраску башни,
• хранение масла в примыкающем помещении,
• наблюдение за погодой и состоянием входа в порт.
В открытых официальных источниках мы не нашли фамилий смотрителей маяка.
Однако на частных сайтах упоминаются возможные имена:
• John O’Flynn — якобы смотритель временного или раннего постоянного огня (1879–1882).
Источник: частный сайт point2pointless.com
• William Smith — якобы первый смотритель каменной башни (1892–1902).
Источник: тот же частный ресурс.


На протяжении своей истории маяк менял свой облик.
С 1880 по 1920 год это
Небольшая белая каменная башня, рядом — деревянные конструкции и пристройка для хранения масла. На ранних фото видно, что маяк выглядел как миниатюрная версия больших австралийских маяков.
В 1920 году маяк перевели на ацетиленовое освещение с автоматическим механизмом, и смотритель перестал быть необходим.
В 1940-м снесли:
• примыкающую веранду,
• складские помещения,
• небольшую деревянную пристройку.
Башня осталась в одиночестве — именно в таком виде она предстала перед нами.
Маяк стоит на большой зеленой, аккуратно покошенной опушке. Наше внимание привлекает металлическая табличка, с изложением истории маяка.

От маяка спускаемся по дорожке к высокому обрыву, под которым, как и 150 лет назад одна за одной катятся бесконечные волны.
Текст, фото: Галина Яхно, член ПКО РГО – ОИАК











