Посещение Центра Системы управления движением судов (СУДС) Владивосток
Кто из экскурсоводов, работающих на экскурсиях морской тематики, не слышал позывного «Владивосток трафик»? Эти загадочные слова нередко произносят капитаны пассажирских судов, они доносятся из динамиков в капитанской рубке. А затем следуют указания по перемещению судна или предупреждение о возможной опасности. Всегда интересно было узнать, откуда поступают эти сигналы, кто настолько полно владеет информацией о всех морских перемещениях в пределах залива Петра Великого, как работает эта служба.
Получить ответы на эти и многие другие вопросы на морскую тематику удалось группе членов ОИАК, в состав которой вошли члены секции Краеведения и экскурсоведения Т.А. Бульбах, Л.Н. Волкова, О.Г. Герасимчук, Л.Д. Жигула, Г.И. Зимина, Е.В. Каменева, Л.И. Салюк, главный специалист из Приморгражданпроекта И.Б. Самойленко и пресс-секретарь Общества М.М. Кузнецова.
24.07.2017г. состоялось наше посещение Центра Системы управления движением судов (СУДС) Владивосток, который находится по адресу ул.Бархатная,31. Его серо-синяя 6-тиэтажная башенка хорошо видна из многих точек на акватории и территории нашего города.
В роли экскурсовода выступил заместитель начальника службы СУДС Владивосток Вишневский Николай Николаевич. Он рассказал о истории создания и сегодняшнем дне этой морской службы, о работе ее коллектива. Ответил на многочисленные вопросы аудитории.
А затем мы прошли в «святая святых» СУДС, операторскую, где смогли наблюдать за работой людей, в руках которых сходится так много ниточек, связывающих суда и фарватеры, своеобразных регулировщиков морского движения. В центре СУДС Владивосток работают посменно более 24 операторов. На мониторах перед ними отображается картина передвижения судов, а данные поступают с радиотехнических постов и иных устройств, расположенных в разных уголках побережья залива ПВ на территории Владивостокского городского округа и в Хасанском районе Приморского края. Для их обслуживания, а также для решения вопросов организации, технического и других видов обеспечения трудится целый коллектив настоящих профессионалов, каждый из которых прошел строгий отбор и специальную подготовку. Все сотрудники предприятия от руководящего персонала до рядового на своем месте выполняют особенно важную для нашего морского города задачу. В любую погоду и время года, круглосуточно они обеспечивают безопасность мореплавания на подходах к нему тысячам судов, которые ежегодно проходят по акватории залива Петра Великого.
В этом году службе СУДС во Владивостоке исполнилось 30 лет. Хочется пожелать предприятию еще много лет успешной жизни, а его сотрудникам успехов в их нелегком и таком благородном труде.
Система управления движением судов (СУДС) порта Владивосток впервые была введена в эксплуатацию 1 апреля 1987г. Центр СУДС на мысе Голдобина обеспечивал контроль пролива Босфор Восточный, внутреннего рейда и входа в главную гавань порта – бухту Золотой Рог. В 1990-е СУДС Владивосток получила дальнейшее развитие. Для обеспечения обзора западных и восточных подходов к порту были развернуты дополнительные дистанционно управляемые радиотехнические посты. Кроме того, была введена в эксплуатацию аппаратура, выполняющая автоматическую обработку и отображение радиолокационной информации. 21 марта 1995 г состоялась торжественная закладка первого камня в фундамент нового здания Центра СУДС на мысе Назимова. Ровно через четыре года, 21 марта 1999 г., обновленная СУДС порта Владивосток, сертифицированная на высшую категорию, введена в официальную эксплуатацию. Это был проект ДВМП и их партнеров из Норвегии. (Совместная Компания НорФЕС). Технологическое оборудование СУДС Владивосток было полностью обновлено – основу его составил комплекс VTS 5000 концерна "Норконтрол", автоматически обрабатывающий до 800 радиолокационных целей.
В 2001 г. район действия СУДС Владивосток был расширен за счет ввода в эксплуатацию нового РТП на мысе Брюса. В 2003 - 2004 г.г. в СУДС Владивосток было внедрено оборудование Автоматической идентификационной системы (АИС) и новый комплекс обработки и отображения информации «НАВИ – ХАРБОР» отечественной компании «Транзас». В 2005 г. осуществлено строительство и ввод в эксплуатацию новых РТП в портах Зарубино и Посьет. Это позволило завершить реализацию проекта региональной СУДС (РСУДС) залива Петра Великого, введенной в действие в 2006 г.
РСУДС залива Петра Великого помимо СУДС Владивосток (с центром на мысе Назимова) включает в себя СУДС Находка (с центром на мысе Каменского), а также дополненные радиотехнические посты и оборудование, которое обеспечивает контроль обстановки и взаимодействие с судами.
Зона действия РСУДС залива Петра Великого распространяется на внутренние морские воды залива Петра Великого и прилегающее к заливу Петра Великого территориальное море Российской Федерации.
В зоне действия РСУДС залива Петра Великого осуществляется гарантированное обнаружение и устойчивое сопровождение судов, а также обеспечивается надежная УКВ (ОВЧ) радиотелефонная связь с судами и радиолокационный контроль. Рабочая зона береговых станций автоматической идентификационной системы (АИС) полностью покрывают зону действия СУДС залива Петра Великого.
Все корабли и суда, оборудованные средствами радиосвязи, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, находящиеся в зоне действия РСУДС залива Петра Великого, должны выполнять правила плавания судов в зоне ее действия. До начала движения судно в акваториях морских портов Владивосток, Восточный, Зарубино, Находка и Посьет должно запросить разрешение СУДС Владивостока или СУДС Находки соответственно.
Регулирование движения осуществляется посредством передачи судам рекомендаций в отношении:
- очередности и времени начала движения;
- маршрута, интервала и скорости движения;
- порядка прохождения судами фарватеров и их пересечений;
- запрета на дальнейшее движение;
- мест якорной стоянки или укрытий;
- действий для предотвращения непосредственной опасности.
- движение судов на акваториях морских портов и проведение операций по постановке судов на якорь и снятию их с якоря регулируется СУДС Владивостока и Находки в соответствии с графиками расстановки и движения судов, утверждаемых соответственно капитанами морских портов.
С использованием РСУДС залива Петра Великого осуществляется:
- контроль за движением судов и за положением судов на якорных стоянках;
- передача судам навигационной, метеорологической, оперативной и иной информации;
- организация движения судов;
- оказание помощи в судовождении.
В 2014 году владельцем РСУДС залива Петра Великого стал Дальневосточный бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт».
Каменева Е.В., член секции Краеведения и экскурсоведения ОИАК
Фото: ФГУП "Росморпорт"; Маргарита Кузнецова