МИНОНОСЕЦ № 208 КАК ОБЪЕКТ МОРСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ
Во время русско-японской войны Владивосток находился за пределами театра боевых действий. Но Владивостокский отряд крейсеров доставлял немало проблем японскому командованию. В конце апреля 1904 года в целях блокирования отряда у своих берегов, японские корабли провели скрытое минирование, выставив на подходах к Владивостоку 75 мин. И только полтора месяца спустя, в результате подрыва парохода «Тибериус», был обнаружен факт минирования акватории.
Утром, 4 июля (ст. ст.) 1904 года, миноносцы №№ 202, 208, 210, 211 и 209, вышли в залив Петра Великого, для боевого патрулирования. В 8 час.18 мин. миноносец 208 подорвался кормой на мине и стал погружаться в воду. Переборка машинного отделения некоторое время держала воду, удалось снять пулемет, а спасением команды занялись экипажи подошедших на помощь миноносцев. При взрыве пропал без вести матрос Иван Ларионов и получили ранения различной степени тяжести пять моряков (рис. 1) . Через восемь-девять минут, «208-й» затонул на глубине 13 сажен, встав на корму. На месте гибели миноносца (пеленг на маяк о-ва Скрыплева NO 38о, дистанция - 1,5 мили) был поставлен красный буек, после чего отряд вернулся во Владивосток[i].
Затонувший корабль относился к классу малых торпедных кораблей и был построен в Петербурге по проекту «Пернов» в 1898 г. В последующие годы, корабль был доставлен во Владивосток пароходом добровольного флота «Херсон» в разобранном виде, был собран и в 1899 г. вступил в состав Сибирской флотилии. Водоизмещение корабля 120 тонн, корпус стальной, толщиной 3.5-4 миллиметра, длина – 42 метра, ширина – 4.5 метров, осадка – 1.2 метра. Энергетическая установка включала в себя две паровых машины и два котла мощностью 1460 л.с. Главным оружием корабля были три однотрубных торпедных (минных, по терминологии того времени) аппарата (два поворотных на палубе, на миделе и на корме, и один неподвижный, встроенный в носовую часть корабля). Артиллерийское вооружение было представлено двумя 37-мм орудиями, и одной 47-мм пушкой, дополнительно установленной на корме. Помимо этого экипаж корабля располагал пулеметами и личным оружием.
В том же, 1904 году предпринимались попытки подъема миноносца. Но из-за сложных условий подводных работ водолазам удалось поднять лишь 47-мм пушку Гочкиса. Хотя изначально планировалось поднять корабль и ввести его в строй повторно. В дальнейшем попыток подъема миноносца не предпринималось, хотя вольный механик Сташкевич предлагал командиру Владивостокского порта план работ по подъему корабля. Прошение не было удовлетворено.
В начале 1930-х годов Дальневосточной партией ЭПРОН были «…приняты меры по установлению точного места, миноносца, затонувшего против Русского острова…»[ii], но безрезультатно. По найденным архивным документам, в 1987-1990 гг. аквалангистами Владивостокского клуба ДОСААФ и Приморского краевого клуба подводного поиска «Восток» были предприняты попытки поиска миноносца, не увенчавшиеся успехом. И только летом 2011 года было установлено местонахождение погибшего корабля и произведена видеосъемка. Работы на объекте в данный момент ведет секция подводных исследований Приморского отделения Русского географического общества – Общества изучения Амурского края.
Сравнительный анализ построечных чертежей миноносца класса «Пернов» с полученным видеоматериалом (паровые котлы, расположенные друг за другом, паровые машины, казенная часть торпедного аппарата) позволил идентифицировать найденный объект как миноносец № 208. В процессе обследования корабля было поднято на поверхность несколько конструктивных элементов (рубочный и палубный иллюминаторы, фонарь и др.), переданные на хранение в Приморское краевое отделение Русского географического общества - «Общество изучения Амурского края». Поднятые элементы окончательно доказали что обнаруженный корабль является миноносцем Сибирской флотилии № 208.
Миноносец находится в заливе Петра Великого недалеко от о-ва Скрыплева (рис. 2), на глубине 31.5 метра. Корабль ориентирован носом на север с пеленгом 350 градусов. Сильное поверхностное течение и плохая видимость осложняют организацию и проведению работ на месте крушения миноносца.
За прошедшее с момента обнаружения время на миноносец № 208 был совершен ряд погружений. Конструкции корпуса корабля, пролежавшего под водой почти 109 лет, сильно разрушены коррозией и обросли морскими организмами. Верхняя палуба и большая часть надводного борта отсутствуют, за исключением набора шпангоутов и части борта в районе носового парового котла, выступающих на 1.5 метра от дна (рис. 3). Визуально определяются паровые котлы, снабженные парорасшительными колпаками (рис. 4) и паровые машины. Обнаружены гребные винты и валы, поврежденные взрывом. Фрагменты корпуса корабля покрыты рыбацкими сетями. На сегодняшний момент поднятие корабля на поверхность как целостного объекта не представляется возможным.
В настоящее время Управлением культуры Приморского края решается вопрос о присвоении миноносцу 208 статуса объекта историко-культурного наследия. В то же время обнаружение на корабле останков пропавшего без вести матроса Ивана Ларионова даст основание считать объект воинским захоронением.
Согласно положениям конвенции о подводном культурном наследии ЮНЕСКО приоритетным должно быть использование объекта в состоянии in situ. Но сложные условия погружений и малая визуальная привлекательность для рекреационного дайвинга не позволяют организовать полноценное использование объекта в качестве туристического ресурса. Тем не менее, нельзя недооценивать культурно-историческую ценность объекта. Сегодня миноносец 208 – это единственный корабль русского флота, участвовавший в русско-японской войне, покоящийся в территориальных водах Российской Федерации, и дающий представление о том насколько близко русско-японская война подошла к Владивостоку.