Изумрудное кольцо Приморского края. Хасан. Путевые заметки автопробега. Дни третий и четвёртый. 1-2 мая

На 1 мая у нас намечен выход к Японскому морю в районе устья р. Туманной. Прогноз погоды не радует. Надеемся проскочить.

Сначала длинный переход в Хасан. Все достопримечательности оставляем на обратный путь, в том числе и эпицентр землетрясения в 2013 г. До Краскино доезжаем быстро, пока лежит асфальт. За Краскино до лечебных грязей движемся еще по асфальту, затем переходим на грунтовку. Если говорить о наших грунтовках, то здесь дорога хорошая. Сбрасываем со счетов пыль, как само собой разумеющееся, но катимся быстро. На подходе к Хасану не просто убитый, а зверски замученный асфальт заставляет держаться обочины. Что делают все, судя по накатанной здесь дороге. Объезжаем посёлок по восточной стороне. Руинированные дома вызывают гнетущие эмоции. Незавидная витрина для двух соседних государств. Правда в самом посёлке есть новенькие цветные многоквартирные дома. Становится не так обидно за державу. Но серое небо и развалины позитива добавляют мало.

На пути к заставе одна из машин ловит недетский гвоздь, по диагонали пробивший шину. Возле заставы Песчаной беседуем с пограничниками. Такое количество гостей, видимо, привлекло их внимание. Затем объезжаем заставу и едем по песчаной дельте р. Туманной. После асфальта и грунтовки наконец-то пошла полевая дорога, накапавшая бальзама на душу. Хоть что-то внедорожное.

Дельта - весьма оригинальное место. Таким дюн в Приморье, кажется, больше и нет. Некоторые из них валообразные. Вероятно, их отдельные южнокорейские специалисты пытались выдать на крепостные стены древней заставы на Оленьем острове (Ноктундо). Сам бывший остров, площадью 1 кв. км, оказался за колючкой, поэтому к нему проехать не могли. Нам он показался интересным туристическим объектом хотя бы тем, что столько фейковой информации в сети, наверное, нет ни о каком другом уголке края.

Через некоторое время пыльная колея приводит к морю. Рядом расположен технический пункт, и пограничники снова выходят побеседовать к нам. На берегу стоят несколько корейских лодок, состояние некоторых печальное. Здесь они оказались в силу разных причин. Лодки вызывают неподдельный интерес. С одной стороны, практически средневековые технологии их постройки, дожившие до наших дней. С другой стороны, интересен движок. В нем легко узнаётся если не тот самый двигатель, которые мы видим на китайских тракторчиках, поливалках, фермерских генераторах, то вполне аналогичный. Вот уж чудо-двигатель, куда его только не ставят.

Вдоль тех же дюн возвращаемся обратно, ибо дорога к морю здесь одна. То ли трясучка, то ли что-то иное выводит из строя ещё одну машину. Ремонтируемся, догоняем ждущую колонну. И тут начинает моросить дождик. Пока только робкие капли. Обходим заставу, выходим на грунтовку и дождь словно ждал, когда мы выберемся из колеи. В Хасан заезжаем уже под дождём.

На пути у нас 109-й укрепрайон. Всё-таки решаем выйти к одному заброшенному доту на сопке. Низкая облачность и дождь видимость ограничивают. Но китайский и корейский берега вполне различимы. Видны различные строения, поля и сама река. Не так здорово, как в ясную погоду, но тоже впечатлительно.

Прощаемся с Хасаном и двигаемся обратно. Дождь не ослабевает. Заезд на косу Назимова убираем из маршрута. Запланированную остановку в бывшем посёлке Маячном отменяем.

Ближе к Краскино дождь ослабевает. Заглядываем на памятное место Ан Чжун Гына. Это один из объектов, напоминающих о том, что в начале ХХ в. Приморье было базой корейских патриотов, боровшихся за независимость страны.

Краскинское городище оставляем. В такую погоду точно до него не доедем, учитывая, что с нами легковушка. В самом Краскино запланировано посещение памятников, связанных с Хасанскими событиями 1938 г.

Краскино само по себе в истории Приморья уникальное место. Пока не начал развиваться Владивосток, именно здесь располагались основные военные силы на юге российского Дальнего Востока. Другие крупные воинские подразделения размещались в Хабаровке и Камне-Рыболове.

Сначала поднимаемся к «Героям Хасана» на Крестовую сопку. Событие, которому посвящён памятник, практически изначально обрело сакральный ореол. Это слава нашей воинской доблести, это гордость нашего края. И дата в этом году круглая – 80 лет. Поэтому, невзирая на дождь, к монументу мы поднялись. Интересна и сама история памятника. Отлит он в 1968 г. в Ленинграде (тоже юбиляр) и через решение целой серии инженерных проблем оказался на вершине сопки. Сегодня это бесспорный неофициальный символ Краскино.

Затем спускаемся в поселок к мемориалу, посвящённому Хасанским событиям. Первое, что обрадовало, это подготовка к праздничной дате. Кладут новый асфальт, разбивают новые дорожки. Верится, что всё будет выглядеть достойно. Здесь же расположены могилы М.В. Краскина и И.А. Пожарского. Лейтенант Краскин погиб в 1936 г. во время другой провокации, известной сегодня как Хунчунский бой. Памятники обеих героев в хорошем состоянии. Радует, когда за памятниками следят. В этом отношении следует сказать добрые слова в адрес районной и поселковой администраций. В том же Маячном уже нет жителей, но братская могила и памятник солдату ухожены.

А дождь всё не прекращался. Выходим из Краскино и отменяем заезд в Посьет, где немало исторических и археологических объектов. С грустью отменяем также заезд в Гвоздево и на Краббе. Просто катимся по асфальту в Андреевку. Пока доедем, там уже будет ждать ужин в кафе «Жемчужина». Впрочем, ужином вечерняя программа не ограничилась.

Ещё во время подготовки маршрута один из участников пробега обещал угостить всех знатной шурпой. Сие было отложено именно на сегодняшний вечер. Но дождь грозил сорвать мероприятие и здесь. Закрылись от ветра и воды и после дружного настойчивого ожидания таки оценили кулинарное мастерство нашего товарища. Богата талантами земля приморская.

Утро 2 мая выдалось прям послепраздничным – хмурое небо и барабанившие капли нисколько не радовали. Однако, у хорошего коллектива любые невзгоды за бортом. После завтрака начинаем готовиться к отъезду. Прощаемся с гостеприимными хозяевами, да и просто фотографируемся друг с другом.

Счастливая для дачников погода ломает нам весь обратный маршрут. Гору Суханова и мыс Брюса оставляем на будущие пробеги. Просто катимся домой по асфальту. Колонну уже не держим, каждый движется в своём режиме. В Раздольном последние прощания и вскоре уже дома.

Полтора мокрых дня из четырёх, конечно много. Но район успели посмотреть. Здесь, помимо пляжного отдыха, много всего интересного и при этом доступного. А с единомышленниками такие мероприятия становятся вдвойне приятнее.

Больше фото в фотоальбоме

Путевые заметки, 1-й день

Путевые заметки, 2-й день

Текст: А.Л. Мезенцев,

председатель Уссурийского местного отделения ПКО РГО-ОИАК.

Фото: А.Л. Мезенцев, С.А. Вакуленко, Ю.В. Богданова.

НАШИ ПАРТНЕРЫ