Не скажет ни камень, ни крест где легли…

 

Естественный движение русских на Дальний Восток, начатое походам Ермака, состоялось основанием в 1639 г. казаками И. Москвитина поселения в устье реки Ульи, впадающей в Охотское море.

Представляется сложным установить первый случай кораблекрушения русского суда в дальневосточных морях. Однако исторически закреплено, что первое крушение русских судов в водах Тихого океана относится к июню 1648 г., когда кочи казаков атамана Филиппова были застигнуты штормом возле «… большого полуострова (ныне п-ов Лисянского) и были выброшены на перешеек, разъединяющий море и озеро…». В последующие дни казаки, исправив повреждения судов, продолжили свой путь. Известно, что в этом же году проходя Ледовитым океаном из Якутска на Камчатку, погибли четыре коча, в т.ч. и коч С. Дежнева, который выбросило штормом на берег, южнее устья р. Анадырь.
Основы русского регулярного мореплавания в дальневосточных морях были заложены в 1724 г., с началом «Сибирской (Первой Камчатской) экспедиции» В. Беринга и А. Чирикова. Созданное Охотское адмиралтейство послужило не только базисом этой и последующих экспедиций, но и стало первым русским портом в тихоокеанских водах. Постепенное сформировалось регулярное морское сообщение между Охотском и Камчаткой.
Первоначальное освоение дальневосточных вод сопровождалось «цепочкой» кораблекрушений, главным образом в прибрежных водах Охотоморья. Следуя на Камчатку у большерецкого устья разбились боты «Восточный Гавриил» (1730 г.) и «Фортуна» (1737 г.), галиот «Охотск» (1747 г.), пакетбот «Иоанн» (1753 г.) и многие другие суда. Дубель-шлюпка «Михаил» (1753 г.) следуя с казенным грузом и подойдя к берегу, разбилась в 70 верстах от Гижиги, а в 1767 г. в этих местах погиб бот «Николай». Историческими артефактами этих событий являются якорь, с обломанным веретеном, и две пушки с бота «Кадьяк», погибшего в 1805 г. на Шантарах, переданные в 1953 г. в Музей ТОФ экспедицией Б. Сушкова.
Перспективы богатого промысла морского зверя побудили русское правительство содействовать частной инициативе. Указ Анны Иоанновны в 1732 г. предписывал - «… без убытку казенного, сами купцы и промышленники, в отдаленные места путь сыщут…». В 1743-1744 гг. первый промысел провел Е. Басов «сотоварищи», добыв 1,2 тыс. морских котиков и 4 тыс. песцов, а общий доход пайщиков составил 64 тыс. руб. Успех послужил толчком для организации других промысловых экспедиций: в 1745 г. на промысел вышло два судна, а совокупный промысел составил 131,4 тыс. руб., а в 1747 г. уже четыре компании отправили на промысел свои суда, а совокупный доход составил 131,6 тыс. руб.
Промыслы в дальневосточных водах требовали большого мужества от мореходов, а случаи кораблекрушений не были большой редкостью. Так, в 1746 г. промысловое судно «Евдоким» полтора месяца носило по морю и оно потерпело крушение у Карагинского о-ва. Оставшиеся в живых, провели зиму на острове, а летом на двух выстроенных байдарах перешли в Нижнекамчатск, с промыслом.
И это – заурядное явление. Так, два года спустя «Перкун и Занат» разбился, «… у большого острова, где наперед разбилось берингово судно…». Из наносного леса, остатков судна Беринга и собственного судна, мореходы выстроили новое судно «Капитон», на котором выполнили промысел и вернулись в Нижнекамчатск. В 1750 г. из остатков потерпевшего крушение «Симеона и Иоанна», промысловики выстроили новое судно, назвав его «Иеремия», на котором выполнили промысел и возвратились на Камчатку. В 1752 г. «Борис и Глеб» потерпел крушение, команда спаслась и за две зимы выстроила новое судно «Авраам», и вернулось с добычей.
Всего же за вторую половину XVIII века русские промысловые люди совершили 101 поход к островам Беринга и восточному побережью Камчатки, на Курильские и Алеутские острова, и северо-западное побережье Америки, с совокупным доходом 8,1 млн. руб. Для закрепления успеха русского морского промысла в 1799 г. была создана Российско-Американская компания, с центром на северо-американском континенте - в г. Ново-Архангельск.



Суда Российско-Американской компании совершали плавания в тихоокеанских акваториях, поддерживали связь с Камчаткой и азиатскими портами. Благодаря владениям на Аляске снаряжались кругосветные экспедиции, расширялись научно-географические исследования на Тихом океане. Первым русским военным кораблем, пришедшими в Ново-Архангельск в 1804 г., стал шлюп «Нева», осуществлявший, совместно со шлюпом «Надежда» кругосветное плавание, снаряженное на средства Российско-Американской компании.
В последствии «Нева» погибла возле м. Эджком, на пути в залив Ситха. В 1807 г. на восточном берегу Камчатки разбился компанейский бриг «Ситха», а в 1811 г. в бухте Вилючинской погибло судно «Юнона», в памяти наших соотечественников увековеченное рок-оперой «Юнона и Авось».
Дальнейшее русское продвижение на восток проходило по Амуру, морской компонентой которого стала Амурская экспедиция, проводимая Г.И. Невельским на транспорте «Байкал» с 1850 г. Всего за шесть лет был проделана огромная работа: присоединены земли Приамурья и заложен первый русский военный пост -


Николаевский, превратившийся затем в город и порт Николаевск на Амуре, были изучены низовья и лиман Амура, открыты пролив между островом и материком, и Императорская гавань. Для закрепления успеха и развития отношений с Японией в 1852 г. на Дальний Восток была направлена дипломатическая миссия адм. Е.В. Путятина на фрегате «Паллада», в сопровождении парусно-паровой шхуны «Восток». В последующем к ним присоединился фрегат «Диана».
Всем этим судам судьба определила навсегда остаться на Дальнем Востоке. Первым погибла «Диана», попав в цунами в японском порту Симода и затонув в январе 1855 г. «Паллада», изношенная за долгие годы службы и дальним походом на Тихий океан, в условиях начавшейся Крымской войны, была укрыта от неприятеля в бухте Постовой, где во избежание захвата была затоплена в 1856 г. К современности от фрегата сохранились правая часть корпуса, ушедшая в прибрежный ил, да якорь, доставленный в Музей ТОФ ледоколом «Красный октябрь» в 1923 г.

Транспорт «Байкал» выведенный из состава флота, затонул в 1871 г. во
Владивостоке, в бухте Золотой Рог возле памятника адмиралу Г.И. Невельскому.
Парусно-паровая шхуна «Восток» почти тридцать последующих лет занималась гидрографическими исследованиями дальневосточных морей и погибла 28.07.1883 г. возле о-ва Редклиф (ныне - Стенина), наткнувшись на риф у северной оконечности. Поиск шхуны «Восток» производился в 1970-х гг. группой аквалангистов П.А. Курилова и Г.П. Костина, и был продолжен в 1980-х гг. аквалангистами Владивостокского клуба ДОСААФ, 178-го завода и Славянки. Шхуна погибла на каменной косе, меняющей свое положение и «жернова времени» уничтожили металлический корпус. На месте гибели были подняты элементы корпусных конструкций, такелажа, но осталась не найденной паровая машина шхуны – технический раритет первой половины XIX века.
В целом, за период российского мореплавания с начала XVIII до середины XIX веков документально подтверждена гибель в тихоокеанских водах 90 русских судов.
Вторая половина XIX века характеризовалась постепенным освоением Приамурского края и южного Приморья. Использование Амура, как естественной и единственной в то время внутренней магистрали связывающий Дальний Восток с Сибирью и европейской Россией обусловило интенсивное судоходство, как по этой реке, так и на линии «Восточная Азия - Приморье - Николаевск на Амуре».
В 1860 г. в Амурском лимане погибли пароходы «Святой Иннокентий» и «Русь», а сентябре 1878 г., работавший на этой линии пароход «Батрак», сел на мель возле поста Дуэ, при снятии с которой опрокинулся и затонул. 4 июня 1893 г. во время перехода с поселенцами из Владивостока в Николаевск на Амуре, пароход «Владивосток» в сильный туман выскочил на камни Сивуч, южнее Императорской Гавани. Благодаря умелым действиям капитана судна, экипаж и пассажиры, не пострадали, но груз и пароход были утеряны. По такой же причине, в 1897 г. недалеко от Императорской гавани погибли иностранные пароходы «Nevading» и

Читать далее