владивосток. начало биографии. продолжение.

Последующие 50 лет это годы борьбы его обитателей за достойное существование. Естественно, что главную скрипку в строительстве порта и города играли военная и гражданская администрация. Об их деятельности известно достаточно много из приказов и отчетов, используемых авторами различных изданий о Владивостоке. Но мы поговорим сегодня о другой силе, не менее могущественной, сделавшей Владивосток тем, чем он стал в течение первых пятидесяти лет.
У Владивостока немало особенностей в его биографии. Начнем с того, что он был основан с моря и моряками. Эта привилегия дальневосточнх портов типа Петропавловска, Аяна, Охотска. В европейской части страны порты закладывались обычно с суши. Поэтому Владивосток в полном смысле слова можно считать морским портом по расположению, основанию и труду моряков, его возводивши.
На что также невольно обращаешь внимание, так это на факт, что Владивосток, никогда не знал крепостного права. Первое гражданское лицо появилось в порту в 1861 году. За ним начали прибывать и другие. Это и создало здесь ауру некой финансовой и духовной свободы всех, кто оказался в наших краях в первые годы его существования. Свободный выбор земли, рода деятельности. Земля во Владивостоке все же впоследствии продавалась, но по очень низким ценам, доступным тогда многим. Позднее они продавали приобретенную землю за цену во много раз превышающие первоначальную. А в сельской местности она представлялась крестьянам бесплатно на первые 10 лет. Правда, все приходилось начинать с нуля, а потому успеха достигали лишь те, кто умел много и упорно трудиться. Именно их труд и желание создать более или менее комфортные условия для проживания сделали город таковым, каким он со временем стал. Первым гражданским лицом стал Яков Семенов, прибывший во Владивосток в 1861 году.
Сегодня многие говорят с прискорбием, что во Владивостоке появилось много разных национальностей. Но дело в том, что они исчезли лишь в годы советской власти, а на деле русский порт Владивосток возник как, по сути, порт с интернациональным лицом.
И в самом деле, на начальном этапе своего существования Владивосток приютил людей самых многочисленных национальностей. Их привели сюда разные причины, но, как правило, их объединяла надежда найти здесь лучшую долю, научиться выживать в новом для них полудиком мире, используя все местные ресурсы.
Не отрицая российской принадлежности Владивостока, отметим наличие в нем определенного количества иностранных купцов, торговцев, мелких ремесленников.vl market_smallПрежде всего, это были китайцы, привлеченные сюда возможностью сбывать свой товар, переселившиеся целыми семьями корейцы, бежавшие от деспотизма своих властей и согласные на любую работу, японцы, занявшиеся мелким ремеслом (фотографы, садоводы, нянечки), американцы (владельцы магазинов, Смит), англичане (Купер), голландцы (ДеФриз), немцы (Альберс, Карл Гольденштедт), шведы и пр. Было достаточно много и внутри-российских национальностей (финны, поляки, украинцы и пр.). Так что Владивосток вовсе не был чисто русским по составу населения. Однако большинство иностранцев, чтобы получить право водить суда под русским флагом, покупать земли, получать право на добычу полезных ископаемых, принимали российское гражданство, переставая тем быть иностранцами. Многие из них похоронены здесь (Фридольф Гек, Отто Линдгольм). Многим пришлось покинуть насиженные места с приходом Красной армии. О привязанности многих колонистов к Владивостоку свидетельствует книга Элеоноры Прей, вернее, ее письма, отправленные родным с США за 20 лет жизни во Владивостоке, а также письма Отто Линдгольма, сохранившиеся в небольшом количестве.

И еще интересен тот факт, что сам город создавался не только силами местной администрации, но и самим населением, активно содействовавшим становлению культуры, образования, науки. Так уж случилось, что обыватели и местная власть Владивостока зачастую действовали в противоположных направлениях, едва понимая друг друга. Но в целом они делали благое дело, развивая город с разных сторон. Следовательно, оба воззрения на то, как обустраивалась местная жизнь, имеют право на память потомков. Отсюда и прибавка к названию книги «Официальный и неофициальный взгляд».
В 1874 году создан комитет по устройству города, а в 1876 году - городская дума и управа. Члены управы совмещали свою работу с участие в городских проблемах, так как25 smallнадо было на что-то жить. Силами состоятельных людей здесь создавались ясли и детские сады, школы, училища. Они же (как, например, Линдгольм) зачастую выполняли функцию почетного смотрителя и оказывали финансовую поддержку учебному заведению. Общественность долго и упорно доказывала необходимость создания специализированных и высшего учебного заведения, чтобы не отсылать детей далеко от дома, теряя их потом совсем. И они добились своего: в годе появись по очереди мореходное училище, коммерческое училище и Восточный институт. Готовящий кадры для работы с соседними государствами. Кстати, в период русско-японской войны выпускники института перехватывали важные сообщения врага, позволяя флоту лучше ориентироваться в обстановке. Общественность создавала самодеятельные театры, хоровые коллективы, общество любителей чтения, клубы по интересам (Морской клуб, танцевальный клуб, драматический клуб). Для детей организовывались красочные новогодние елки. Силами местной общественности возникло первое научное учреждение - ОИАК (1884- Ф.Буссе) и музей (1890) при нем. Развивался яхт- и конный спорт, туризм. Строились памятники admiral quay_small
замечательным людям, внесшим свой неоценимый вклад в развитие края. Среди них - памятник адмиралу Невельскому, Завойко. Обо всем этом подробно Вы узнаете из книги.
Благодаря стараниям активистов города, он из грязного городишки с курами и свиньями, бродившими по улицам, на которые жители нещадно выбрасывали мусор, он постепенно принимал цивилизованный вид. Выравнивались улицы, появились фонари на них, высаживались цветы и деревья вместо тех, что нещадно были уничтожены вначале. Городская управа давала распоряжение всем владельцам домов навести порядок вдоль своего дома и строить тротуары (1885). Городская казна никогда не имела больших резервов для благоустройства. Поэтому значительная доля этой работы ложилась на людей преуспевающих, в том числе иностранцев. К примеру, нынешний сквер с памятником Невельскому когда-то арендовал японец, занимавшийся садоводством. Он получил привилегии в оплате аренды земли за обещание высадить деревья и цветы по обе стороны памятника (нынешние аллеи, идущие ниже Светланской). Они сохранились до наших дней, но менее ухоженные. А ведь когда-то аллеи были привлекательны для прогулок, и гимназисток водили туда на уроках ботаники.

Читать далее

НАШИ ПАРТНЕРЫ