"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 18
1911 г. "Для выполнения возложенного на него особого поручения"
28 апреля 1911 г. Владимира Арсеньева назначили производителем работ Уссурийской межевой партии в Переселенческом управлении Главного управления землеустройства и земледелия. Это был своеобразный "карт-бланш" – возможность свободно заниматься изучением края. В виде исключения Арсеньеву сохранили на гражданской службе военное чинопроизводство и довольствие.
Хабаровск. Квартира В.К. Арсеньева в цоколе улиц Муравьева-Амурского и Яковицкая (Совр. Шеронова) в 1911 – 1912 гг. Частная коллекция.
По приезде в Хабаровск штабс-капитан В.К. Арсеньев поближе познакомился и со своим непосредственным начальством – генерал-губернатором Приамурского края Н.Л. Гондатти, о котором слышал много хорошего в Петербурге и Москве. На почве общего увлечения краем они были немного знакомы еще раньше.
Гондатти, Николай Львович (1860 - 1946, Харбин). Окончил с отличием юридический и физико-математический факультеты Московского университета (1887). Опубликовал научные работы по результатам своей командировки, получив за них золотые медали Русского Географического общества и Академии наук. Чиновник особых поручений при Приамурском генерал-губернаторе (с 1893). Шталмейстер, Приамурский генерал-губернатор (1911 - 1917). Эмигрировал в Харбин. Начальник земельного отдела КВЖД. Председатель Общества домохозяев и Общества русских ориенталистов.
Программа действий нового Главного начальника края, так иногда называли эту должность, была широкой: активная переселенческая политика с ограниченным привлечением иностранного труда; развитая инфраструктура, единая со странами тихоокеанского бассейна. В поле зрения энергичного администратора были агрономия и животноводство, развитие кустарной промышленности и основание кредитных товариществ. Он старался не забыть ни одной мелочи, без которой невозможно интенсивное развитие далекого края. Прежде всего новый Приамурский генерал-губернатор взялся формировать свой кабинет – административный аппарат и в числе единомышленников он хотел видеть и штабс-капитана В.К. Арсеньева.
Головная боль – хунхузы. Среди китайцев, пришедших на заработки на далекую окраину России, было немало тех, кто сторонился властей. Они собирали дань с опиекурилен, игорных домов, не гнушались вымогательством и разбоем. Называли их хунхузами, и были они настоящим исчадием зла в Приморье и Приамурье. Хотя от русского населения хунхузы обычно держались подальше, но отмечались случаи поджогов и убийств и в этой среде, поэтому переселенцы в Приморье чаще всего отказывались поселяться вдали от крупных поселков и воинских частей.
Чтобы обезопасить местное население Приморья от нападения хунхузов, генерал-губернатор Н.Л. Гондатти отправил В.К. Арсеньева в командировку со "специальными целями", то есть на проведение карательных операций. Так как бандиты имели разветвленную сеть осведомителей и нередко были связаны с властями, планы всей экспедиции держались в секрете. Даже местное начальство не догадывалось, с какой целью чиновник из Хабаровска отправился в тайгу.
"Предъявитель настоящего предписания, – писал 17 июня 1911 г. Н.Л. Гондатти, – старший производитель работ Переселенческого управления штабс-капитан Арсеньев в сопровождении студента Московского сельскохозяйственного института Бутлерова отправляется на побережье Японского моря от реки Нахтоху до залива Св. Ольги для выполнения возложенного на него особого поручения. Предписываю подлежащим полицейским, волостным и сельским властям Приморской области оказывать штабс-капитану Арсеньеву и студенту Бутлерову всякое возможное с их стороны содействие к успешному выполнению возложенной на них задачи, а также содействовать беспрепятственному проезду их в указанном выше районе, между прочим, путем предоставления за плату проводников, лодок, вьючных лошадей и проч.".
Н.М. Усов, пристав К.И., А.А. Шильников, В.К. Арсеньев и Н.М. Ощепков. Экспедиция 1911 г. Архив ПКО РГО – ОИАК.
20 июня 1911 г. штабс-капитан В.К. Арсеньев, переводчик генерал-губернатора А.А. Шильников, студенты Н.М. Усов и Н.М. Ощепков, выехали во Владивосток, а оттуда – в бухту Св. Ольги, где к ним присоединились пристав Заольгинского стана К.И. Михайлов и 13 нижних чинов полицейской и лесной стражи.
Выйдя из Ольги на пароходе "Георгий", Арсеньев хотел высадиться около мыса Гиляк при устье реки Нахтоху, где его уже ждали Десулави и Бутлеров.
Первый "урожай". 14 июля 1911 г. штабс-капитан В.К. Арсеньев благополучно высадился на берег. Отряд обследовал реки Нахтоху, Холонку, Сунэрл, Каньчжу, Кумуху, Тахобе, Кусун, откуда отправился в горы ловить хунхузов. 4 августа штабс-капитан со спутниками вышли к реке Суен, задержав к этому времени 25 китайцев и 13 корейцев, не имевших документов, и уничтожив огромное количество браконьерских ловушек.
Сгоревшая фанза. Фото В.К. Арсеньева. Архив ПКО РГО – ОИАК.
Фото В.К. Арсеньева с пометой "Китайская охотничья фанза". Архив ПКО РГО – ОИАК
Фото В.К. Арсеньева с пометой "Р. Адими в среднем течении. 1911 г.".
И первая статистика. С большими трудностями и немалыми приключениями арсеньевский отряд бродил по тайге до ноября 1911 г., а затем через Владивосток вернулся в Хабаровск. В своем докладе генерал-губернатору В.К. Арсеньев отметил: "Вместе с приставом Михайловым я составил подробный поголовный список орочей и тазов, живущих на побережье моря от мыса Золотого до реки Санхобэ включительно. Этим списком будет положено начало правильной систематической статистике инородцев. В списке указаны число семейств, имена и фамилии жителей, роды, к которым они принадлежат, откуда они происходят, где родились и сколько лет каждому в отдельности. Не угодно ли будет Вашему Высокопревосходительству признать необходимым теперь же наделить всех указанных в этом списке инородцев землею наравне с крестьянами, включив их в число долей или же отдельно, образовав для сего особый инородческий участок". Тем самым Арсеньев предлагал создать целый национальный округ. К сожалению, этот проект так и остался только на бумаге, но в архиве путешественника сохранился список коренных народностей.
Шильников, Александр Александрович (1883 – после 1945) – эмигрант в Китае. Возможно, репрессирован. (Государственный архив Хабаровского края).
Издание с грифом "секретно". 9, 14 и 24 декабря 1911 г. В.К. Арсеньев выступил в Приамурском отделе ИРГО с докладами, которые затем вошли в его двухтомник "Военно-географический и военно-статистический очерк Уссурийского края", изданный в следующем году штабом Приамурского военного округа. Эта было самое серьезное исследование путешественника, итог деятельности последних лет. "Настоящий предварительный отчет, – писал в предисловии В.К. Арсеньев, – представляет собою не более, чем краткие извлечения из записок и рабочих дневников, веденных мною во время путешествий… По пути мне приходилось знакомиться с флорой и фауной Уссурийского края, с геологией местности, с климатом страны, с инородцами и производить географические и статистические описания".
Имея богатейший полевой материал, Владимир Клавдиевич начал писать сразу несколько работ: "Очерк древнейшей истории Уссурийского края", "Китайцы в Уссурийском крае", "Вымирание инородцев Амурского края", "По Уссурийскому краю" (знаменитая книга "Дерсу Узала") и "Орочи-Удэхе". Именно тогда Арсеньеву пришлось выслушать упреки не только своих врагов, но и друзей. "Относительно Ваших работ! Дорогой мой, – писал Б.Ф. Адлер, – не разбрасывайтесь, Бога ради! Не обижайтесь, но Вы знаете, говорю по самой сердечной дружбе: обработайте одну работу, поставьте точку, сдайте в печать, а затем другую, а то слишком много начато работ: ведь нужны силы и время их окончить".
Равный среди первых. 13 октября 1911 г. В.К. Арсеньева избрали действительным членом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете.
"С нетерпением ждем также предметы из стоянки каменного века, которые Вы так любезно обещаете нам прислать. Это будет первая коллекция у нас каменных орудий из Сибири. Заранее благодарим Вас, Владимир Клавдиевич за все, что Вы хотите для нас сделать за все, что Вы хотите для нас сделать и вместе с тем смело уверить Вас, что мы с Фёдором Кондратьевичем со своей стороны с большим удовольствием готовы сделать для Вас и помочь Вам в своей сфере во всем в чем Вам будет угодно. Относительно выборов в члены Общества сообщу Вам через неделю так как Вы уже предложены и на ближайшем заседании 22-го будете выбраны. 12 октября 1911. Привет С. Руденко".
Автор: Амир Хисамутдинов,
председатель архивно-библиотечной комиссии ПКО РГО – ОИАК
Материалы по теме:
"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 1. Как появилась "богом данная" фамилия Арсеньев
"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 2. Детство и юность
"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 3. Путь на Дальний Восток начался с Польши
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 4. Боевое крещение в Благовещенске
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 5. "Привет из Владивостока", или Первые впечатления
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 7. Первые легенды о встрече с Дерсу Узала
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 9. Охраняя тыл Русско-Японской войны
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 10. За славой в Хабаровск
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 11. 1906 г. Первые строки "Дерсу Узала"
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 12. "Как зовут?" - "Имя – Дерсу, фамилия – Узала"
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 13. В "сердце Зауссурийского края". 1907 – 1908 гг.
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 17. Успех выступления в Петербурге превзошел все ожидания