"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 17

Успех выступления в Петербурге превзошел все ожидания

Найти свое место среди столичных ученых.

В октябре 1910 года Арсеньев повез солдат, уволившихся в запас, в город Сызрань. С собой он взял коллекции, собранные в последних экспедициях. Закончив служебные дела, путешественник отправил в Санкт-Петербург ящики с коллекциями, а вслед за ними и сам поехал "завоевывать" столицу. Целью поездки он считал изучение этнографии, но в глубине души офицера крылось еще одно потаенное желание – найти свое место среди путешественников и исследователей.

Вихрь встреч и новых знакомств захватил Владимира Арсеньева в Санкт-Петербурге. Прежде всего, его привели в Императорское Русское географическое общество, которое по традиции всегда предоставляло трибуну "путешествующим" офицерам, подобным В.К. Арсеньеву. 5 января 1911 года он побывал на заседании отделения этнографии и познакомился со многими исследователями, интересующимися жизнью инородцев: В.В. Радловым, Д.А. Клеменцом, П.П. Семеновым-Тянь-Шанским, Ю.М. Шокальским, С.Ф. Ольденбургом и др. Подружился Арсеньев и с полковником П.К. Козловым, недавно вернувшимся из путешествия по Центральной Азии. Смог дальневосточник в тот день договориться и о своих выступлениях в ИРГО.

Козлов, Пётр Кузьмич (1863 – 1935, Петергоф) – путешественник, географ и археолог).

Из письма П.К. Козлова от 2 мая 1915 г.:

"Вы счастливый человек – Вы делаете дело, которому посвятили всего себя…"

Встречаясь с Николаем II. Свою коллекцию, благополучно дошедшую из Сызрани, В.К. Арсеньев показал на Общероссийской этнографической выставке, которая в тот период работала в Русском музее.

Русский музей имени Александра III, ныне Российский этнографический музей.

Русский музей имени Александра III, ныне Российский этнографический музей.

Бывший генерал-губернатор Приамурского края П.Ф. Унтербергер постарался, чтобы заслуги его молодого друга получили должное вознаграждение. Сделать это было не так уж сложно: в те годы в Петербурге образовалось целое дальневосточное землячество, в которое входило немало людей со связями. Выставку из Приамурья удостоил своим посещением Император Николай II, который познакомился на ней с молодым путешественником и побеседовал с ним о трудностях скитальческой жизни, вспоминая и свой приезд на Дальний Восток в 1891 году.

Награда Николая II-го В.К. Арсеньеву не сохранилась. Вместо нее автор публикует серебряный портсигар с императорским гербом. Собр. А.А. Хисамутдинова.

Управляющий Русским музеем Великий князь Георгий Михайлович ходатайствовал перед царем о поощрении офицера с далекой окраины, что возымело действие, и арсеньевские коллекции были отмечены царским подарком, который позднее исчез в вихре революции. Ждала Арсеньева и еще одна награда: по окончании выставки он был удостоен серебряной медали за свои этнографические коллекции, которые стали достоянием Русского музея. Спустя некоторое время, 13 октября 1911 года Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии избрало его своим действительным членом.

Здание Русского географического общества в Санкт-Петербурге. В начале ХХ века. Электронный ресурс.

Здание Русского географического общества в Санкт-Петербурге. Современный снимок. Электронный ресурс.

25 февраля 1910 года Владимир Клавдиевич выступал в отделении этнографии ИРГО с докладом "Китайцы в Уссурийском крае". Перед выступлением он повесил на стену огромную карту размером с театральный занавес, собственноручно сделанную еще в Хабаровске.

Этнографическая карта Уссурийского края, составленная В.К. Арсеньевым. Архив ПКО РГО – ОИАК.

Присутствующие были поражены ее величиной и изящностью исполнения: вся территория огромного края была перед ними как на ладони.

Успех выступления превзошел все ожидания. Публика тепло приняла сообщение Арсеньева, которое многим раскрыло глаза на отношения между народами дальневосточного края. На другой день штабс-капитан Арсеньев выступил в Офицерском собрании на Литейном проспекте, где его слушателями были члены Разряда военной археологии и археологи из Русского военно-исторического общества. Им он рассказал о древнейшей истории Уссурийского края.

В.К. Арсеньев в одежде ороча. Хабаровск, 1916. Архив ПКО РГО – ОИАК.

Первые этнографические сборы В.К. Арсеньева. Архив ПКО РГО – ОИАК.

18 марта В.К. Арсеньев сделал новый доклад в ИРГО – "Орочи – удэге". После выступления, отвечая на вопросы, офицеру-дальневосточнику пришлось выдержать изрядный бой с Л.Я. Штернбергом, который счел выводы докладчика скороспелыми. Понимая, что рядом с маститым этнографом он выглядит первоклассником, Арсеньев счел нужным не вдаваться в полемику и оставить на некоторое время свои взгляды при себе.

В Петербурге Арсеньев старался как губка впитывать все, что заслуживало внимания. Его обогащали не только знания и опыт местных исследователей, но и оттенки их взаимоотношений. Впервые Арсеньев столкнулся с жестокой конкуренцией среди ученого мира столицы, завистью к успехам другого. Сам же Владимир Клавдиевич старался быть в стороне от всяческих дрязг.

Дружба и сотрудничество со столичными учеными успешно продолжились и в дальнейшем. В.К. Арсеньев считал своим долгом посылать в музеи свои коллекции, а оттуда ему приходили письма с советами по методологии коллектирования.

Письмо о награждении В.К. Арсеньева Серебреной медалью Русского музея.

Покидать столицу Арсеньеву пришлось в спешке: его вызвал домой срочной телеграммой новый генерал-губернатор Приамурского края Н.Л. Гондатти. Прощаясь с Арсеньевым, старый Унтербергер сделал ему подарок. Он добился разрешения у царя, что его любимец займет на службе особое положение, при котором, подобно П.К. Козлову, сможет совершать путешествия вне зависимости от служебных нужд.

Возвращаясь в Хабаровск, Арсеньев успел по пути заехать в Москву и повидаться с родителями. К тому времени его отец занимал довольно высокую должность начальника Московской окружной железной дороги и жил с семьей около Сухаревки. Владимир Клавдиевич взял с собой на Дальний Восток младшего брата Александра, недавно закончившего Межевой институт.

Арсеньев, Александр Клавдиевич (1883 – 1962). Владивосток, 1915 г. Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева.

 

Арсеньев, Александр Клавдиевич (1883 – 1962). Владивосток, 1961 г. Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева.

Автор: Амир Хисамутдинов,

председатель архивно-библиотечной комиссии ПКО РГО – ОИАК

 

Материалы по теме:

"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 1. Как появилась "богом данная" фамилия Арсеньев

"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 2. Детство и юность

"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 3. Путь на Дальний Восток начался с Польши

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 4. Боевое крещение в Благовещенске

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 5. "Привет из Владивостока", или Первые впечатления

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 6. "Видно, что поручик Арсеньев, любитель сценического искусства"

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 7. Первые легенды о встрече с Дерсу Узала

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 8. 1903 г. Общество изучения Амурского края – любовь с первого взгляда

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 9. Охраняя тыл Русско-Японской войны

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 10. За славой в Хабаровск

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 11. 1906 г. Первые строки "Дерсу Узала"

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 12. "Как зовут?" - "Имя – Дерсу, фамилия – Узала"

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 13. В "сердце Зауссурийского края". 1907 – 1908 гг.

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 14. "Прощай, Дерсу! В лесу ты родился, в лесу и покончил расчеты с жизнью"

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 15. "Труд и лишения, выпавшие на долю отважных путешественников"

"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 16. 1909 г. "Какой-то мыслитель сказал, что красота жизни заключается в резких контрастах. Как это справедливо! "

НАШИ ПАРТНЕРЫ