Дневник автоэкспедиции Владимира Яхно. 27 июня. Продолжение

Сегодня у экспедиции был насыщенный день.
Поломка автомобиля в с. Маяк поставила под вопрос посещение села Троицкое. Но опытный водитель Владимир быстро диагностировал причину. Последняя заправка была на АЗС Альянс, возле Хабаровской нефтебазы. Снятый топливный фильтр показал наличие грязи, прекратившей подачу топлива. Заниматься ремонтными работами под палящим солнцем, +35 в тени. Но что делать? В путешествиях случаются разные ситуации. Запасной новый фильтр поставлен на штатное место.
Звонок в музей - нас ждут. В Троицкое въезжаем за 20 минут до закрытия. Милая девушка Анастасия немного волнуется. От предложенных бахил отказываемся - идём босиком - пол устлан приятным ковролином. В стенах деревянного дома тихо и прохладно. Мы единственные посетители. Все здесь посвящено жизни коренных народов, о чем говорит и само название музея – «Краеведческий музей Нанайского муниципального района». Анастасия - нанайка по происхождению, также, как и Любовь из с. Сикачи-Алян, сетует, что не знает язык. Родители говорят только по-русски. Знание нанайского осталось у более старшего поколения - бабушки в общении между собой быстро переходят на него, если рядом появляются «посторонние уши».
В Троицком смешанное население - пополам русские с нанайцами. Село - административный центр Нанайского района, раскинулось на правом берегу величественного Амура. История его началась в 1859 году, когда семь семей из Вятской губернии прибыли на Дальний Восток. Из них только три семьи — Городиловы, Смирновы и Губановы — остались осваивать новые земли.
К концу осени вдоль берега цепочкой протянулись семь бревенчатых домиков. Уже в 1860 году в селе было 29 крестьянских хозяйств, а в 1861 году прибыла новая группа переселенцев. Существует несколько версий происхождения названия села: либо в честь трёх семей-основателей, либо в честь праздника Троицы, когда прибыли первые поселенцы, либо название было перенесено с западных районов страны.
Первоначально жители занимались хлебопашеством и рыболовством. Нанайцы научили переселенцев ловить кету. В 1867 году начали заниматься почтовым извозом, а в 1872 году отказались от выращивания хлеба из-за неблагоприятных погодных условий. Главными занятиями стали охота и рыболовство.
Сегодня Троицкое — это развитый населённый пункт с полноценной социальной инфраструктурой. Население около 5 000 человек. Здесь работают средняя школа, детские сады, детская школа искусств. Есть больница, аптека, предприятия торговли и бытового обслуживания.
- Чем в селе живут люди? - спрашиваем Анастасию.
- Сейчас все ждут путину - ход кеты начинается в августе и длится до конца октября. На рыбалку русские и нанайцы выходят вместе. У нанайцев есть квоты на вылов рыбы, у русских - орудия лова.
Продолжаем осмотр музея. Многое уже знакомо из утренней беседы с Любой. Детские игрушки. Мальчикам из рыбьих костей. Девочкам - безликие куклы - спинки. Чтобы злой дух не проник и не навредил ребёнку, лицо куклы не рисовали, украшали только со спины. Название такой куклы «акоан», что в переводе означает- женщина со спины. Получив первую куклу от мамы или бабушки, подрастая, девочка училась мастерить сама, осваивая шитье и традиционные нанайские узоры. В дальнейшем ей придётся шить одежду всей семье, мужу и детям. Не только платья, но и обувь из рыбьей кожи, которой за сезон изнашивалось по несколько пар. Мужчины же занимались резьбой по дереву. Охотой и рыбалкой.
В витринах музея привлекает одеяние шаманки. Полный набор, включая одежду, головной убор, зеркало, когда-то принадлежал одному человеку и был передан музею. Жаль, нам не смогли назвать имя этой шаманки, и рассказать о ней.
В последнем зале знакомимся с творчеством художницы Светланы Зарасовны Ходжер. Её рисунки, выполненные чистыми яркими красками, являются воплощением снов, сказок и легенд. Орнаменты из растений, бабочек и птиц. Священный тигр, жар-птицы и олени, шаманки с бубнами приковывают взгляд.
Напоследок расспрашиваем Анастасию, где найти знаменитую мастерицу по рыбьей коже?
Нам в соседнее село Джари - одно из древнейших поселений на берегах Амура. История этого места уходит корнями в глубокую древность. Археологические находки свидетельствуют о том, что люди жили здесь ещё со времён неолита. На верхней окраине современного села находилось городище чжурчжэней — предков нанайского народа, датируемое XII–XIII веками нашей эры.
Первое упоминание о Джаринском улусе в российских хрониках относится к 1647 году. Именно эта дата считается точкой отсчёта в официальной истории села. Интересно, что точкой отсчёта возраста национальных селений принято считать момент появления здесь русских казаков.
Название села, вероятно, происходит от слова «дярикта», что в переводе означает «боярышник». Село известно под двумя вариантами названия — Джари и Дяри.
Современное Джари практически слилось с Троицким. Здесь проживает преимущественно коренное население — нанайцы, которые бережно хранят свои традиции и культуру.
Мы паркуемся около Межпоселенческого центра нанайской культуры. Девушка - сторож сообщает, что рабочий день у них окончен. Задаём вопрос об известной мастерице.
— Это моя мама - Валентина Владимировна Бельды. Сейчас её позову.
Через несколько минут мы уже беседуем с Валентиной Владимировной. Она коренная нанайка. Мама её из рода Коле - они спустились на Амур от эвенов, на гербе рода изображены оленьи рога, раньше род занимался оленеводством. А замуж она вышла за Бельды - потомки тунгусов и чжурженей, князевые люди, имеют герб с изображением тигра.
Воспитывалась Валантина бабушкой и дедушкой, с ранних лет впитывая традиции нанайского народа. Была совсем маленькой, но помнит хорошо, как ловили и заготавливали рыбу, выделывали рыбью кожу, готовили национальные блюда. В шкафу лежали маленькие брусочки сушеного мяса, на чердаке сушилась юкола кеты - пресная и солёная. Солили икру, собирали и заготавливали черемшу - по две ванны на семью. Собирали папоротник, дикую красную смородину - сдавали в заготовииельную контору и ели сами. Бабушка научила в деревянной ступе толочь черемуху, печь черемуховые лепёшки. Нанайский язык, быт - все родное с раннего детства. Когда в 2006 году её позвали на курсы по обучению народным промыслам, организованные Министерстаом Природных ресурсов Хабаровского края, словно проснулось все, заложенное предками и дремавшее до сорока лет. Сначала выучилась работе с берестой, национальной вышивке. В 2007 вести занятия пригласили единственную в крае мастерицу по рыбьей коже - Юлю Дмитриевну Самар. Из троих записавшихся до конца учёбу прошла только Валентина Владимировна.
- Работа с кожей - самое трудное. Но это меня зацепило. Работала и училась упорно, ночами. Снимала кожу с самцов горбуши. Кожа толстая, жёсткая, неподдающаяся. Оказалось - надо брать с самочек- она более тонкая и мягкая.
Выделка кожи - долгий процесс, занимает около года. Аккуратно снять, правильно просушить, размять на деревянном станке. В одном случае надо сохранить естественный цвет с красивыми переходами, в другом - сделать кожу чисто белой.
Внимание приковывает халат невесты. Труд бесконечных ночей в течение трех лет. Сверху вниз халат собран из кожи кеты, ленка, щуки, сома, тайменя. По груди нашиты ячейки, напоминающие чешую дракона, с национальным узором в каждой. На поясе - орнаменты- затейливая волна Амура, по подолу белые звенящие рыбки - косточки головы сома. Халат удивительно мягкий. Он проехал много выставок, побывал и в Москве, и в Китае. Нам страшно до него дотронуться, но Валентина Владимировна выворачивает ткань, показывая с изнанки аккуратные швы.
- Спрашивают, почему такой широкий халат? Так под него невеста одевала ещё несколько платьев. На выставках я одеваю его на себя, мне важно показать, как носили такую одежду. Другой раньше и не было.
Валентину Владимировну часто просят продать её изделия. Но сколько может стоить такой труд?
Её учитель - Юля Самар уже не шьёт.
Сама Валентина Владимировна теперь передаёт знания младшему поколению. Учит мальчишек ремеслу от первого до последнего шага. Работа сложная, не каждому по силам, но есть надежда, что брошенные сейчас зерна, может быть, через много лет дадут всходы, как это случилось с ней самой.
На прощание Валентина Владимировна дарит нам амулет с изображением дракона, символ реки Амур, вдоль берегов которого лежит путь экспедиции.
Великолепный закат завершает долгий, полный впечатлениями день.
С парка на холме доносятся отголоски музыки - сегодня в Троицком уже начали праздновать День Молодежи.
К полуночи музыка вместе с молодёжью скатывается на берег:
Если хочешь танцевать — танцуй, танцуй
Ну а если хочешь петь, то пой со мной
Нам бояться не к лицу: кайфуй, кайфуй
Всё получится, поверь, само собой.
Верим, все получится.
Текст, фото: Галина и Владимир Яхно
______________________________________________________________________
Материалы по теме:
Дневник автоэкспедиции Владимира Яхно. 26-27 июня
Дневник автоэкспедиции Владимира Яхно. 25 - 26 июня 2025 года