"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 33
1919. Выдержать горе убийства родителей и родных Арсеньеву помогла любовь
Бракоразводное свидетельство В.К. и А.К. Арсеньевых. Архив ПКО РГО – ОИАК
Скорее всего, первая встреча с Маргаритой Николаевной Соловьевой произошла в доме ее отца Н.М. Соловьева – главного контролера по строительству Владивостокской крепости и председателя Общества изучения Амурского края. Соловьев был прекрасным картографом, и Арсеньев всегда советовался с ним насчет будущих планов. Часто бывая у него дома, Владимир Клавдиевич прекрасно знал и всю семью.
Дом Соловьевых во Владивостоке. (ныне Пушкинская, № 37)
Кабинет Н.М. Соловьева, где любил бывать В.К. Арсеньев (Ошибочно принят за кабинет Арсеньева). Архив ПКО РГО – ОИАК
Юлия Николаевна Соловьева, по матери Кюа (на переднем плане) с дочерями (крайняя слева Маргарита). Г. Ивердон-ле-Бен, Швейцария. Около 1907 г. Архив ПКО РГО – ОИАК
Сильный и целеустремленный характер Маргариты. По многочисленным воспоминаниям, Маргарита Соловьева была красивой девушкой: высокий лоб, большие глаза, нежно очерченный подбородок. Мало кто догадывался, что при такой романтической внешности у Маргариты был сильный и целеустремленный характер. Она родилась в Ковно, в 1903–1908 гг. училась в кантональной школе на родине матери, в Швейцарии, а затем продолжила обучение на юридическом факультете Высших женских курсов в Петербурге. В 1914 г. болезнь легких заставила ее прервать учебу. По приезде во Владивосток Маргарита в основном работала в частных фирмах. Прекрасное знание французского, немецкого и английского языков, навыки делопроизводства позволяли ей справляться с самой разнообразной работой.
Маргарита Николаевна Соловьева – Арсеньева. Музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева.
Дружба Владимира Клавдиевича с 28-летней Маргаритой завязалась очень быстро. Лишь внешне они казались разными людьми, что же касалось характеров, то обоих отличала целостность натуры. Арсеньев долго не решался просить руки Маргариты из-за большой разницы в возрасте – 19 лет, но сильное чувство, овладевшее ими, в конце концов смело это препятствие.
Гнедич, Пётр Петрович (1855 – 1925, Ленинград) – литератор, драматург и искусствовед. АОИАК. Ф. ВКА. Оп. 3. Д. 17. Л. 2.
«Радуюсь, – писал искусствовед П.П. Гнедич, дальний родственник семьи, – что Вы нашли друг в друге взаимно то, что представляет самое дорогое в земном существовании, особенно в наше смутное безвремье».
Позднее Гнедич отметил: «И то, что Вы ставите образ дикаря, бесконечно выше ваших спутников- европейцев – очень хорошо. Лучше собак называть «людьми», чем бить их. «Вы опять спросите», —отчего я говорю именно о собаках? А потому, что я их люблю больше людей. Они более христиане; они, не задумываясь, кладут живот свой не за ближних, а за мерзавца-человека. Быть может, Ваш герой несколько идеализирован. Вы не показываете его отрицательных (чисто внешних) сторон. Он, я думаю, с нашей, европейской, точки зрения, был неопрятен, сорил, плевал, у него были грязные руки, от него порою скверно пахло, – Вы не даете на это даже намека. Но его чистая душа искупает эти недочеты, о которых надо говорить так же просто и объективно, как и о достоинствах».
«Чистая душа» Маргариты будет поддерживать Арсеньева до конца его жизни.
Свято-Никольская церковь во Владивостоке. Фото 1970 г. Снесена в 1975 г. Электронный ресурс.
Первое совместное жилье. В июне 1919 г. сыграли скромную свадьбу. После венчания в небольшой Свято-Никольской церквушке на Первой Речке все приехали в дом Соловьевых на Пушкинской улице, где уже был накрыт праздничный стол. В тот же день супруги Арсеньевы перебрались в холостяцкую комнату Владимира Клавдиевича.
Они жили некоторое время в нижнем фойе театра «Арс» по улице Петра Великого, № 8. Потом туда же перебрались Соловьевы, которые были вынуждены сдать свою служебную квартиру на Пушкинской улице.
Бывший театр «Арс». Современное фото.
Когда построили здание управления «Дальрыбы» по улице Петра Великого, Арсеньевы переселились туда. Владимира Клавдиевича это очень устраивало, так как дом находился в двух шагах от музея Общества изучения Амурского края, в котором Арсеньев проводил все свободное от работы время.
Владивосток. Улица Петра Великого, № 2. Х – указаны окна квартиры В.К. Арсеньева. Современный снимок.
Единственную комнату Арсеньев перегородил книжными и платяными шкафами. В одной половине поставили кровать, обеденный и письменный столы, другая служила приемной. Немного позже в ней поселилась сестра Николая Матвеевича – тетя Маня, которая вела хозяйство Арсеньевых, а затем в этой же комнате поставили раскладную кровать для нового члена семьи – 5-летней Оли. Ее отец погиб во время Первой мировой войны, и мать – родная сестра Маргариты Ольга Моллер попросила Арсеньевых взять девочку на воспитание.
Ольга Николаевна Моллер -Окулист (племянница М.Н. Арсеньевой) возлагает цветы на могилу В.К. Арсеньева. Сентябрь 1992 г. Собрание А.А. Хисамутдинова.
Автор: Амир Хисамутдинов,
председатель архивно-библиотечной комиссии ПКО РГО – ОИАК
Материалы по теме:
"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 1. Как появилась "богом данная" фамилия Арсеньев
"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 2. Детство и юность
"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 3. Путь на Дальний Восток начался с Польши
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 4. Боевое крещение в Благовещенске
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 5. "Привет из Владивостока", или Первые впечатления
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 7. Первые легенды о встрече с Дерсу Узала
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 9. Охраняя тыл Русско-Японской войны
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 10. За славой в Хабаровск
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 11. 1906 г. Первые строки "Дерсу Узала"
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 12. "Как зовут?" - "Имя – Дерсу, фамилия – Узала"
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 13. В "сердце Зауссурийского края". 1907 – 1908 гг.
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 17. Успех выступления в Петербурге превзошел все ожидания
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 19. Военные и научные будни штабс-капитана Арсеньева
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 20. Рекомендации Арсеньева по спасению Уссурийской тайги
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 22. Для души в Этнографический кружок
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 23. Друзья, коллеги и планы
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 24. Понятовский: "Лицо несколько сурово, но симпатичное"
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 26. К друзьям в Харбин
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 27. С увлечением рассказывая о своих путешествиях
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 31. От неизвестности было одно спасение – в дороге
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 32. "Экспроприировать богатеев с хутора" и убить Арсеньевых