"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 39
Экспедиция в Гижигу. «Я тебе не враг, и ты мне не друг. Прощай!»
Район представляет особый интерес. Чтение лекций в Дальневосточном университете, В.К. Арсеньев совмещал с работой старшим инспектором в Управлении рыбных и морских звериных промыслов. Еще в ноябре 1921 г. его назначили – по его собственной просьбе – на должность инспектора Гижигинского района. Территория этого района, лежащего между рекой Ирет на западном берегу Пенжинского залива и рекой Лесновская на полуострове Камчатка, представляла для него особый интерес в этнографическом и статистико-экономическом отношениях. Этими проблемами Арсеньев собирался заняться во время летней экспедиции 1922 г. Надеялся он и пополнить коллекции музея ОИАК.
Территория района, между реками Ирет на западном берегу Пенжинского залива и Лесновской на полуострове Камчатка, представляла для Арсеньева особый интерес в этнографическом и статистико-экономическом отношении. Исследования в этих направлениях он собирался провести во время летней экспедиции 1922 г. «Гижига, как транзитный пункт, не использована, – писал путешественник, – а между тем сама жизнь подсказывает, что именно отсюда (по мнению Г.И. Розенфельда с р.р. Туманы и Товатомы) Колымский край мог бы снабжаться продовольствием и вообще всем необходимым для жизни в обмен на пушнину, подобно тому, как Якутская область снабжалась чаем через Аян».
Розенфельд (Нордштерн), Юрий Янович (1874 – 1940, Колыма). 1930-е гг. Фото из уголовного дела. Электронный ресурс.
Его адрес из Записной книги В.К. Арсеньева.
В 1916 г. во Владивостоке он составил записку «Поиски и эксплуатация горных богатств Охотско-Колымского края», предполагая организовать геологические исследования для разведки и последующей эксплуатации полезных ископаемых, особенно золотых запасов. Возможно, с этого времени он и подружился с Арсеньевым, который отмечал в одной из своих работ: «Г.И. Розенфельд (Нордштерн), путешествовавший в Колымском крае в 1908–1916 гг. Прекрасно владея пером, исследователь этот, к сожалению, до сих пор не обработал своих материалов и, по-видимому, не будет печатать их вовсе».
Демонстрируя собранные им образцы породы и другие геологические материалы, Розенфельд предлагал отечественным и иностранным предпринимателям подключиться к проекту. В 1917 г. Временное правительство выделило 40 тыс. руб. для организации экспедиции в Охотско-Колымский край, но помешала Октябрьская революция. Вероятно, к этому проекту имел отношение и Арсеньев, интересовавшийся Севером. В 1933 г. руководство «Дальстроя» пригласило Розенфельда показать золотоносные месторождения на Колыме. 22 ноября 1934 г. Розенфельда арестовали и 24 января 1935 г. осудили на пять лет лишения свободы.
Путевой дневник В.К. Арсеньева. Ф. ВКА. Оп. 1. Д. 14.
Навстречу новым приключениям. 23 июня 1922 г. с борта парохода «Кишинев» Владимир Клавдиевич проводил взглядом Владивосток. Тяжелые чувства одолевали его, и он пытался в них разобраться. До сих пор не было случая, чтобы он испытывал что-то подобное перед началом экспедиции. Напротив, душа рвалась навстречу новым дорогам и приключениям. Сейчас же к этим приятным предвкушениям добавилось щемящее чувство утраты. Впервые Арсеньеву было грустно покидать семью. О ней он думал постоянно, переживал, сможет ли Маргарита справиться со всеми трудностями. В первый же день рейса Владимир Клавдиевич отправил домой телеграмму о начале своего путешествия с пожеланиями благополучной жизни в период его отсутствия. Как окажется, предчувствия не обманули Владимира Клавдиевича. Правда, связаны они были не с домом, а с ним самим.
Составлен маршрут. 26 июня 1922 г. пароход бросил якорь в Хакодате. Здесь В.К. Арсеньев выяснил, что «Кишинев» зайдет только в Тауйскую и Ямскую губы, а затем с Камчатки снимется в китайский город Циндао. Перед Арсеньевым встала проблема, как выбираться осенью с Камчатки. К счастью, выручили в конторе русских рыбопромышленников в Хакодате: Владимир Клавдиевич заключил договор с И.Ф. Соловьем и своим старым знакомым А.Г. Демби о том, что их моторно-парусная шхуна «Пенжина» возьмет его в Ямске на борт и обойдет все западное побережье Гижигинской губы, а оттуда отправится домой.
Маршрут экспедиции В.К. Арсеньева. В Гижигу. Из Путевого дневника. Архив ПКО РГО – ОИАК
Через три дня поздно вечером пароход «Кишинев» вышел в море. Вскоре погода испортилось, и «Кишинев», преследуемый штормами, пошел вдоль Курильской гряды. Первая стоянка была на западном побережье Камчатки около устья реки Кемпанова, затем пошли к Ичи.
23 июля 1922 г. пароход «Кишинев» бросил якорь в Тауйской губе, где В.К. Арсеньев с удовольствием сошел на берег размять ноги и побродить по окрестностям. Постоянная качка в пути ему очень надоела. Он был путешественником, а не мореплавателем, и его постоянно укачивало в море.
В.К. Арсеньев решил на «Кишиневе» пройти в Ямскую губу, а там уже остаться на берегу. Еще в селе Владимир Клавдиевич узнал новость, которая его встревожила: в районе действовала банда атамана Бочкарева. 31 июля 1922 г. Владимир Клавдиевич записал в дневнике: «В 8 часов утра я высадился на берег. Жуткое чувство закралось в сердце, когда я увидел удаляющийся пароход. Я долго стоял на берегу и смотрел долго, смотрел до тех пор, пока он не стал маленьким, едва заметным и наконец не скрылся за мысом. Тогда я пошел по берегу к единственному жилому домику, расположенному на длинной косе, отделяющей лагуну от губы. Лагуна эта миль 15 длиной и десять миль шириной.
Когда пароход ушел, я почувствовал себя отрезанным от мира».
Архив ПКО РГО – ОИАК
Хотя исследования не шли в голову, Арсеньев вычертил карту местности, наблюдая за горизонтом – не покажется ли «Пенжина». На несколько дней наблюдение за морем стало любимым занятием шести человек, которым волею судьбы пришлось жить в маленькой избушке на косе, ожидая прихода шхуны.
Архив ПКО РГО – ОИАК
Архив ПКО РГО – ОИАК
В полдень 8 августа кто-то прибежал в избушку с криками: «Парус, парус!» Все выскочили на берег. Действительно, шхуна под белым парусом уже подходила к косе. Увы, это была не «Пенжина».
19 августа у мыса вновь появился какой-то парусник. Вначале все решили, что она принадлежит японцам. Как же все обрадовались, когда выяснили, что это «Пенжина». Два дня шхуна грузилась товарами и продовольствием. Все торопились быстрее выйти в море и нервничали, считая, что погрузка идет слишком медленно.
23 августа 1922 г. шхуна пришла к устью реки Туманы. В.К. Арсеньев сошел на берег для инспектирования рыбалок. Осложнения между владельцами нескольких участков чуть было не привели к перестрелке. Целый день Арсеньев проверял документы и разбирал недоразумения между ловцами, в результате чего смог предотвратить конфликт.
Вскоре наступивший шторм погнал шхуну обратно в море. К полудню 25 августа путешественники подошли к Велиги, где Владимир Клавдиевич сошел на берег и купил у местных жителей экспонаты для музея Общества изучения Амурского края. Рано утром следующего дня шхуна «Пенжина» была в устье реки Таватоми. «По высадке на берег я ходил на горячий ключ, – сделал такую запись путешественник в путевом дневнике, – делал съемку, потом я посетил Молельную сопку (Апапиль) – место жертвоприношения коряков. Ныне русские, поселившиеся на реке Таватоми, рассказывают, что коряки приносили в жертву оленей, меха и вообще все, что имели ценного, на основании виденных ими снов».
Экипаж шхуны «Пенжина». Фото В.К. Арсеньева.
Капитан А.М. Менгель. На заднем плане В.К. Арсеньев. Музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева.
Опасность расправы. Затем шхуне предстояло идти в Наяхан и Гижигу, чтобы взять рыбу и двух пассажиров. В Наяхане их ждала неожиданная новость: оказалось, Бочкарев снова захватил власть в своем отряде и грозится расправиться со всеми, кто против него. Путешественникам снова грозила опасность. «Пенжина» пришла в Гижигинский залив 31 августа 1922 г. в 5 часов пополудни, застав там «Святого Михаила» и какую-то японскую паровую шхуну, арестованную атаманом Бочкаревым. На нее послали боцмана – узнать, что происходит. Тот вернулся встревоженный и уединился с капитаном А.М. Менгелем в его каюте.
Арсеньев позднее вспоминал о том дне: «В это время как бы в подтверждение слов японца вооруженный караул, охраняющий шхуну «Св. Михаил», заметив приход «Пенжины», намеревался на моторном катере подойти к ней, но у него испортился мотор, затем поднялся сильный ветер и навалился с моря густой туман. В сумерки свежий ветер сделался порывистым и превратился в шторм. Тогда Менгель приказал закрыть все иллюминаторы, погасить огни и, пользуясь попутным ветром, тихонько ушел в море».
Казалась гибель неминуема. Спасшись от бандитов, «пенжинцы» едва не погибли в разыгравшемся шторме. Казалось, что громадные волны задались целью уничтожить шхуну, и только искусство командира и мужество экипажа спасли ее от гибели. Менгель решил вернуться в Ямск и сдать имевшийся на шхуне груз на хранение в склад И.Ф. Соловья: на борту было 150 тонн соленой рыбы для Хакодате, которую капитан счел возможным взять вместо балласта.
Два дня, 5 и 6 сентября 1922 г., провела «Пенжина» в Ямской губе. Пока производилась разгрузка-погрузка, мотористы перебрали машину и взяли воду. Весь обратный путь шхуну преследовал жестокий шторм, начавшийся утром 9 сентября. «В течение 5 суток он относил нас к западу, – писал Владимир Клавдиевич, – маленькая шхуна едва выдержала удары волн. 13 числа ветер достиг сильнейшего шторма (10 баллов). Гибель судна казалась неминуемой, и вдруг в полночь ветер упал до штиля. Господь Бог спас от гибели корабль и 18 человек на нем».
24 сентября 1922 г. в дневнике путешественника появилась следующая запись: «Слава Богу. Мы вышли в пролив Лаперуза. Охотское море оказалось позади.
Прощай, бурное неприветливое Охотское море! Я тебе не враг, и ты мне не друг. Прощай!».
Автор: Амир Хисамутдинов,
председатель архивно-библиотечной комиссии ПКО РГО – ОИАК
Материалы по теме:
"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 1. Как появилась "богом данная" фамилия Арсеньев
"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 2. Детство и юность
"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 3. Путь на Дальний Восток начался с Польши
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 4. Боевое крещение в Благовещенске
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 5. "Привет из Владивостока", или Первые впечатления
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 7. Первые легенды о встрече с Дерсу Узала
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 9. Охраняя тыл Русско-Японской войны
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 10. За славой в Хабаровск
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 11. 1906 г. Первые строки "Дерсу Узала"
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 12. "Как зовут?" - "Имя – Дерсу, фамилия – Узала"
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 13. В "сердце Зауссурийского края". 1907 – 1908 гг.
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 17. Успех выступления в Петербурге превзошел все ожидания
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 19. Военные и научные будни штабс-капитана Арсеньева
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 20. Рекомендации Арсеньева по спасению Уссурийской тайги
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 22. Для души в Этнографический кружок
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 23. Друзья, коллеги и планы
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 24. Понятовский: "Лицо несколько сурово, но симпатичное"
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 26. К друзьям в Харбин
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 27. С увлечением рассказывая о своих путешествиях
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 31. От неизвестности было одно спасение – в дороге
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 32. "Экспроприировать богатеев с хутора" и убить Арсеньевых
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 34. "Быстро решил разделить участь моего народа..."
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 36. Как впервые напечатали "Дерсу Узала"
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 37. Как стать путешественником?
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 38. Война войной, а лекции и науку никто не отменял!