Дневник автоэкспедиции Владимира Яхно. 15 июля

Если спросить жителей Хабаровского края, какие маяки они знают, скорее всего вспомнят – Красный Партизан. Расположенный на одноименном мысу, в 8 километрах от поселка Лососина Советско-Гаванского района, 1897 года постройки, этот маяк не самый старый, но самый известный.
Мыс Красный партизан
Ранее мыс и маяк носили имя Николаевский. И сейчас дорога на мыс не из легких. Представим, что было в далекие, 1890-е годы. Строитель пяти маяков на Дальнем Востоке инженер К.И. Леопольд писал: «Из местных жителей здесь живут только несколько семей полудиких орочон (тунгусского племени), промышляющих летом рыбою, а зимой пушным зверем (медведь, лисица, соболь и частью дикий олень). На первый взгляд слабый и тихий народ этот мало может принести пользы для живущих на маяке, но в действительности, ознакомясь ближе, люди эти, по своей неутомимости, честности и услужливости, могут во многом облегчить столь отшельническую здесь жизнь, доставляя провизию: летом рыбу и ягоды, а зимой оленье мясо. К сожалению, племя это почти исчезает».
В здании Николаевского маяка в сентябре 1908 года останавливался путешественник-исследователь Дальнего Востока, этнограф, писатель Владимир Клавдиевич Арсеньев. В повести «В горах Сихотэ-Алиня» маяку и смотрителю маяка – Майданову отведена не одна страница. «Полы были вылощены и блестели, как полированные; стены, выкрашенные масляной краской, спорили в чистоте с печами, которые не только красились, но еще и мылись еженедельно».
Тот же порядок отметил директор маяков Восточного Океана генерал-майора Жаворорнко в докладе в Главное гидрографическое управление в 1914 году: «Осмотрев Николаевский маяк, нашел его блестящим, в положительно безукоризненном виде и состоянии. Помещения маяка и другие здания блестят чистотой, как будто только что вышли из ремонта. Аппаратура действует безукоризненно».
Фото из архива бывшего начальника маяка В. Горлова
Фото из архива бывшего начальника маяка В. Горлова
Редкий случай – на маяке в сохранности колокол, подававший сигналы мореплавателям в туман вплоть до 1961 года, когда на маяке была установлена сирена. Сам маяк давно признан историческим памятником. Уберегли смотрители маяка колокол, отстояли и не дали увезти его ни в церковь, ни в город. Были такие мысли в 1990 году, но воспротивились гидрографы – негоже растаскивать исторический памятник по частям.
Памятник погибшим маячникам на въезде в п.Лососина
Новое имя маяка - «Красный партизан» – память печальным событиям 1919 года. Тогда на маяк пришёл белогвардейский карательный отряд, подавивший выступление рабочих в Императорской Гавани (Советская Гавань). Часть маячников вместе со смотрителем перешла на сторону белых. Другая часть ушла в тайгу в красный партизанский отряд. В бою партизанский отряд был разбит. Маячники Д. Алексашев, Веремейчик, А. Лупишев, Михеев и А. Щеголев, были взяты в плен и «за причастность к большевизму» расстреляны на берегу бухты Маячная. В память о павших маяк и мыс в 1931 году были переименованы и получили нынешнее имя «Красный Партизан». Рядом с маяком установлен обелиск.
Едем лесной каменистой дорогой в сторону мыса Красный Партизан. Огибаем уже полюбившуюся нам бухту Ситуан, минуем поворот на мыс Труженик. Дорога взбегает вверх, упираясь в шлагбаум. Дальше проезда и прохода нет. Только по специальным разрешениям. Маяк находятся в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского Флота. Поворачиваем головы вправо и замираем от восторга. Весь склон, докуда хватает глаз, покрыт золотисто-оранжевыми цветами купальницы Ледебура, по- простому – жарками. Под склоном спокойное сегодня море. Вдали на юге мыс Бакланий. Здесь начинается экологическая тропа «Путем Арсеньева».
Текст, фото: Галина и Владимир Яхно
______________________________________________________________________
Материалы по теме:
Дневник автоэкспедиции Владимира Яхно.12-13 июля
Дневник автоэкспедиции Владимира Яхно. 9 июля
Дневник автоэкспедиции Владимира Яхно. 8 июля
Дневник автоэкспедиции Владимира Яхно. 7 июля
Дневник автоэкспедиции Владимира Яхно. 6 июля
Дневник автоэкспедиции Владимира Яхно. 5 июля
Дневник автоэкспедиции Владимира Яхно. 4 июля
Дневник автоэкспедиции Владимира Яхно. 3 июля
Дневник автоэкспедиции Владимира Яхно. 1-2 июля
Дневник автоэкспедиции Владимира Яхно. 28 июня. Продолжение
Дневник автоэкспедиции Владимира Яхно. 28 июня
Дневник автоэкспедиции Владимира Яхно. 27 июня. Продолжение
Дневник автоэкспедиции Владимира Яхно. 26-27 июня
Дневник автоэкспедиции Владимира Яхно. 25 - 26 июня 2025 года